Публикации ПСИХОЛОГО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРИ РАБОТЕ С ЖЕРТВАМИ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПСИХОЛОГО-ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ПРИ РАБОТЕ С ЖЕРТВАМИ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ
Автор: Николаева Наталия Викентьевна

Н.В. Николаева Психолого-психотерапевтические приёмы при работе с жертвами деструктивных культовВ данной статье предлагается примерная программа по психологической реабилитации жертв деструктивных культов. Проблема реабилитации актуальна на данном временном этапе жизни общества. Рассмотренные приёмы пилотного содержания и могут быть модифицированы специалистами, работающими в данном направлении.Реабилитация культистов отчасти схожа с реабилитацией жертв других форм насилия или жертв катастроф и войн, но есть и немало серьезных отличий. Эти различия начинаются уже с момента первичного консультирования, поскольку главной проблемой оказывается само признание ситуации социально-психологического насилия и манипулятивной эксплуатации и соответствующих последствий.Культист «не может перерабатывать такие эмоции, как гнев и боль, будучи униженным. Вместо этого они выталкиваются в своего рода «эмоциональный резервуар». В результате «эмоциональный резервуар», используемый растущей личностью только для кратковременного хране-ния чрезвычайно ранящих стимулов (вроде травмирующих эмоций от несчастных случаев), которые будут переработаны позже, становится постоянным хранилищем. Поэтому «эмоциональный резервуар» члена культа наполняется до предела и избыточное давление «извергается» в форме вспышек гнева и т.п.Растущая личность перерабатывает интенсивные эмоции в связи с происходящими событиями. Эти полные и переработанные воспоминания могут быть сравнены с «заполненными резервуарами». Однако член культа, которому не разрешают испытывать его чувства, хранит факты без чувств, скорее, как «пустые резервуары». В результате культист отделяется или диссоциируется от своих реальных эмоций, чем можно объяснить часто возникающие внешние проявления зомбиподобности.Главные цели трансперсональной психотерапии, таким образом, следующие:1. «Осушить эмоциональный резервуар»;2. Жить без культовой поддержки;3. Перерабатывать эмоции по мере их возникновения;4. Идентификация поверхностных и глубинных адаптационных проблем;5. Формирование первичных ресурсных состояний;6. Эффективное решение адаптационных проблем;7. Формирование конструктивных сценариев будущего;8. Формирование облегченного доступа к личностным ресурсам и вторичным ресурсным состояниям.Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа и позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья в отличие от медицинского, социального, философского и других аспектов. Психологическое здоровье позволяет личности постепенно стать самодостаточной, имеющей собственную точку зрения и внутренние осознанные самоориентиры.I. Критерии психологического здоровья:1. Самоидентификация (сущностное определение своего места и своей роли в мире)Э. Эриксон отмечает: «понятие идентичности обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного овладения личностью собственного «я» независимо от изменений «я» и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития. Идентичность – это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки и тайны организации которой скрыты, однако на предшествующих стадиях онтогенеза». Таким образом, идентичность подразумевает развитие личности во всем ее многообразии. Эриксон придерживается эпигенетического принципа, то есть каждая последующая стадия развития включает предыдущую. Ключевым моментом в учении Эриксона является приобретенные новообразования: базовое доверие личности к миру, инициатива, умение учиться и т.д. Каждый этап развития подразумевает переживания кризиса, от успешности разрешения которого зависит становление тех или иных характеристик личности.Научиться высвобождать подавленное, познавать собственное Я, прислушиваться к «голосу импульса», раскрывать свою величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать истину – вот, что требуется.То есть для взрослого человека на стадии зрелости основными ведущими факторами, мотивирующими развитие, являются персогенетические факторы, а именно:1) сформированность самосознания – сформированность «Концепции Я»;2) сформированность смысложизненных ориентаций;3) сформированность творческой направленности личности.Наличие у взрослого человека персогенетических факторов развития дает ему возможность преодолеть факторы наследственности и среды, т.е. факторы биогенетические и социогенетические. Факторы внутренней мотивации становятся ведущими, определяющими.При этом персогенетические факторы могут иметь три варианта направленности:– позитивную – развитие эволюционное, прогрессивное;– негативную – развитие инволюционное, регрессивное; – инфантильную направленность – стагнация, медленное старение.При этом, чем более сформированы у личности внутренние детерми-нанты, мотивирующие взрослую личность к развитию, тем более личность способна самоактуализироваться.Преодолевая переживание того, что жизнь не во всем реализовалась, личность опирается на свое самосознание, самооценку – т.е. свою «концепцию Я».2. Конструктивный (продуктивный для себя и для окружения, и с продуктивным началом) жизненный (направленный на изменения) сценарий (четкое и последовательное определение своего пути)Сформированность ценностных и смысложизненных ориентаций помогает личности быть терпимой к просчетам и жизненным неудачам, принять жизнь такой, как она складывается, не застревать на прошлом, а ставить цели, касающиеся настоящего, жить здесь и теперь и ориентироваться на будущее.Зрелость – самый длительный и самый значительный период в жизни человека, когда личность может раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить свое предназначение. При этом чем больше личностной целостностью обладает человек зрелого возраста, тем больше он мотивирован к дальнейшему развитию.Творчество предстает как волевой акт, вызывающий бытие из небытия.1. Истина (честность; реальность; обнаженность; простота; богатство; существенность; должное; красота; чистота; чистая и неподдельная полнота). 2. Добро (правильность; желательность; должное; справедливость; благожелательность; честность; мы любим это, привлечены этим, одобряем это). 3. Красота (правильность; форма; живость; простота; богатство; цельность; совершенство; завершенность; уникальность; честность). 4. Цельность (единство; интегрированность; тенденция к единич-ности; взаимосвязанность; простота; организация; структура; порядок; отсутствие разделения; синергия; гомономные и интегративные тенденции).4а. Единство противоположностей (принятие, разрешение, интегра-ция или трансценденция (преодоление) дихотомий, полярностей, противо-положностей, противоречий; синергия, т.е. преобразование противополож-ностей в единство, антагонистов в сотрудничающих или взаимно усили-вающих друг друга партнеров). 5. Жизненность (процесс; отсутствие омертвелости; спонтанность; саморегуляция; полноценное функционирование; измениться и при этом остаться тем же; самовыражение). 6. Уникальность (индивидуальная специфичность; индивидуальность; несравнимость; новизна; особое качество; отсутствие чего-либо подобного).7. Совершенство (ничего лишнего; ничего недостающего; все на своем месте и не может быть улучшено; точно так; идеальное соответствие; уместность, справедливость, полнота; ничего помимо; должное).7а. Необходимость (неизбежность; это должно быть именно так; не может быть изменено ни на йоту; хорошо, что именно так).8. Завершенность (окончание; окончательность; справедливость; гештальт больше не меняется; выполнение намеченного; finis и telos; ничего недостающего; все целиком; исполнение предназначения; прекра-щение деятельности; достижение высшей точки; окончание в связи с достижением цели; умереть и вновь родиться; прекращение и завершение роста и развития).9. Справедливость (честность; долженствование; уместность; соразмерность; необходимость; неизбежность; непредубежденность; беспристрастность). 9а. Порядок (законность; правильность; ничего лишнего; совершенство организации).10. Простота (честность; обнаженность; существенность; абстрактная безошибочность; четкая структура; суть дела; прямота; только необходимое; без украшений; ничего чрезмерного или лишнего). 11. Богатство (дифференциация; сложность; изощренность; все целиком; ничего недостающего или скрытого; все здесь; все в равной мере важно; нет ничего неважного; всему предоставляется идти своим путем, без улучшения, упрощения, абстрагирования, переустройства).12. Непринужденность (легкость; отсутствие напряжений, стараний, трудностей; изящество; совершенное и красивое функционирование).13. Игра (веселость; радость; юмор; изобилие; непринужденность).14. Самодостаточность (автономия; независимость; не нужно ничего другого, чтобы быть самим собой; самодетерминация; преодоление среды; отдельность; жизнь по своим законам; идентичность). 3. Свобода выбора (прежде всего свобода изнутри)Самостоятельно осуществляя выбор, человек автоматически берет на себя ответственность за принятое решение. С другой стороны, ответственность как устойчивая личностная характеристика влияет на сам процесс выбора. Взаимосвязь между выбором и ответственностью постулируется очень многими, но до сих пор экспериментального изучения этой взаимосвязи не проводилось.4. Ответственность (осознание себя как основной причины разворачивания событий)Обращаться к самому себе, требуя ответа, – это значит взять на себя ответственность. Это сам по себе огромный шаг к самоактуализации. Проблема ответственности до сих пор мало изучалась. Она не появляется в нашей психологической литературе, так как нельзя же изучать ответственность на белых крысах. Все же ответственность является наиболее осязаемой частью психотерапии. Ответственность как субъективную форму активности точнее можно определить именно в тех видах жизнедеятельности, в которых человек волен самостоятельно определять для себя меру субъектной включенности и меру собственного творчества в постановке целей, их реализации, проявлении себя и т.п.5. Ресурсы (социальные и личностные)Фолькман выделяет следующие виды копинг-ресурсов:
  • физические (здоровье, выносливость и т.д.);
  • психологические (убеждения, самооценка, локус контроля, мораль и т.д.);
  • социальные (социальные связи человека и другие виды социальной поддержки).
  • К копинг-ресурсам, помогающим справиться со стрессогенными ситуациями, относятся:Ресурсы личности:
  • ресурсы когнитивной сферы – возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды, окружающей человека;
  • Я-концепция, или представление человека о себе;
  • интернальный локус контроля – умение контролировать свою жизнь и принимать на себя ответственность за нее;
  • аффилиация – умение общаться с окружающими, определённая социальная компетентность, стремление быть вместе с людьми;
  • эмпатия – умение сопереживать окружающим, проживать вместе с ними какой-то отрезок их жизни, накапливая при этом свой собственный опыт;
  • позиция человека по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере;
  • духовность человека,
  • ценностная мотивационная структура личности.
  • Ресурсы социальной среды:
  • система социальной поддержки – окружение, в котором живет человек (семья, общество);
  • социально-поддерживающий процесс – умение находить, принимать и оказывать социальную поддержку.
  • 7. Временная ориентация (состояние «здесь-и-теперь», когда настоящее переживается полноценно, как таковое (как самостоятельная цель), а не как повторение прошлого или прелюдия к будущему). Нами теоретически выделены и эмпирически доказано, что ответственность детерминирует следующие характеристики жизненного пути: прогнозирование будущего, степень целостности восприятия жизненного пути, прогнозирование будущего, убеждения личности о возможности и способности управлять собственной жизнью, смысл жизни и степень удовлетворенности ею.Транзактный анализ Эрика БёрнаСценарий жизни – это то, что человек наметил в раннем детстве, а жизнь – то, что происходит в действительности. Ход жизни определяется наследственностью, влиянием родителей и внешними обстоятельствами. Индивидуум, в генах которого заложены умственная отсталость, физическое уродство или ранняя смерть от рака или диабета, имеет мало возможностей принимать собственные решения и осуществлять их. Ход его жизни определяется наследственностью (или родовой травмой). Болезни, несчастные случаи, войны могут помешать осуществлению даже самого тщательно продуманного жизненного плана. Но даже при самых строгих ограничениях всегда есть возможность альтернативы. Бомба, эпидемия или массовое убийство могут совсем лишить выбора, но на следующем уровне у человека всегда есть выбор: убивать, быть убитым или убить себя, и этот выбор зависит от сценария, то есть от решения, принятого в детстве.Предложенная нами программа ориентирована на то, чтобы участники лучше узнали себя, получили представление о своих возможностях, приобрели навыки эффективного преодоления проблем, смогли развить свои личностные ресурсы, наладить взаимоотношения с окружающими людьми. Она поможет научиться укреплять свое физическое и психическое здоровье, активно и эффективно решать возникающие проблемы.Литература1. Э. Бёрн. «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Лениздат, .2. В. Сельченок. Методы эффективной психокоррекции. Москва, .3. К. Рудестам. Групповая психотерапия. ВЛАДОС, .
    -