Публикации Активные методы обучения как способ повышения качества образования в начальной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Активные методы обучения как способ повышения качества образования в начальной школе.
Автор: Павлюкова Наталья Николаевна

Активные методы обучения
как способ повышения качества образования в начальной школе.
Методы активного обучения это совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие учащихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Учебный процесс с использованием активных методов обучения включает в себя специфические принципы, а именно:
принцип проблемности;
принцип негативного опыта;
принцип от простого к сложному;
принцип непрерывного обновления;
принцип организации коллективной деятельности;
принцип опережающего обучения.
Познавательная активность и познавательная самостоятельность - качества, характеризующие интеллектуальные способности учащихся к учению. Как и другие способности, они проявляются и развиваются в деятельности. Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:
нетрадиционное начало урока – эмоциональный настрой на урок;
постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций;
организации релаксации и подведения итогов;
презентации учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др;
использование индуктивных и дедуктивных логических схем;
использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов;
нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.;
игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).
Подбор активных методов обучения зависит от ряда нюансов:
от цели всего урока;
от конкретного этапа урока;
от общего содержания обучения;
от используемых учебных пособий;
от личностных качеств учителя и его приоритетов.
Активные методы обучения помогают - развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Применение технологии активных методов обучения на уроках обеспечивает высокий уровень заинтересованности учащихся, их познавательной и творческой активности, позволяет создать ситуацию успеха для каждого ученика. Это помогает сделать процесс обучения насыщенным, качественным, эффективным и психологически комфортным.
Внедрение активных методов обучения — это не отказ от традиционных форм работы, а их эффективное дополнение, способное сделать учебный процесс ярким, увлекательным и результативным.
Приложение.
Примеры активных методов обучения.
Метод Ладошка
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
желаю (соприкасаются большими пальцами);
успеха (указательными);
большого (средними);
во всём (безымянными);
и везде (мизинцами);
Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью).
Метод Кто правильно соединит?
Учащиеся знакомятся с новой лексикой и тренируются их в её употреблении. Основное назначение этого метода – тренировка определенных грамматических правил.
Метод Квесты
Учебный материал, зашифрованный в загадках, ребусах, головоломках. Учащиеся проявляют смекалку, логику, наблюдательность.
Метод Дерево ожиданий
Учащиеся самостоятельно формулируют свои ожидания от урока, узнают об ожиданиях других. Учитель заранее готовит большой плакат с условным деревом. В начале занятия участникам раздаются заранее заготовленные яблоки. На них участники пишут свои ожидания от урока и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько.
Метод Мозговой штурм
Мозговой штурм – метод продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель – организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения задач.
Метод Верные – неверные утверждения
Детям предлагается несколько утверждений по новой теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Учитель настраивает детей на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.
Метод Тонкие и толстые вопросы
Учащиеся выбирают по определённой теме вопросы на выбор. Тонкие вопросы предполагают ответ да-нет. Толстые вопросы предполагают развернутый ответ.
Метод незаконченного рассказа.
Читая текст, можно в тексте выделять 2-3 остановки и задать детям вопросы, побуждающие к критическому мышлению. Дети учатся аргументировать свою точку зрения, связывать свои предположения с данными текста.
Метод Придумай историю.
Учащимся предлагается окончание истории. Они должны придумать рассказ, чтобы он заканчивался на эту фразу.
Метод Театральные постановки
Этот метод помогает лучше прочувствовать литературные произведения, приобщает к миру искусства. Учащиеся учатся работать в команде, перевоплощаться в разные образы.
Метод Ищем клад
Учащиеся ищут клад на страницах учебника в виде нового слова (термина, понятия, правила), которое войдет в их словарный запас.
Метод Кластер.
Этот метод универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему, на этапе проработки содержания темы, на этапе подведения итогов (рефлексии).
HYPER13PAGE HYPER15
3
-