Публикации Способы и приёмы работы с обучающимися на уроках обобщающего повторения по русскому языку

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Способы и приёмы работы с обучающимися на уроках обобщающего повторения по русскому языку
Автор: Иванова Елена Валерьевна

Способы и приёмы работы с обучающимися на уроках обобщающего повторения по русскому языкуОсновная функция ВПР для образовательных организаций – совершенствование методики преподавания предметов в конкретных школах, а также для индивидуальной работы с учащимися по устранению имеющихся пробелов в знаниях. Внедрение такого типа работы ставит перед учителями-словесниками задачу подготовки обучающихся к ВПР. Несмотря на то что в  "Описании проверочной работы по русскому языку отмечено, что специальной подготовка к проверочной работе не требуется, так как контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ, однако без системы мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку трудно добиться высоких результатов.  Действительно, специальная подготовка не требуется, требуется только каждодневная отработка того, что уже изучено, а также наличие обобщающего повторения перед проведение ВПР.Каждый учитель применяет педагогические технологии, отвечающие требованиям ФГОС. У каждого учителя есть свои методы, приемы, формы работы, позволяющие подготовить учащихся к ВПР. Поэтому остановлюсь на некоторых аспектах обобщающего повторения при подготовке к ВПР по русскому языку.Чтобы результаты были успешными, работа должна вестись в системе и начинаться как можно раньше (принцип системности). Большое внимание следует уделять орфографической и пунктуационной работе. Обычно навык распознавания орфограмм развит слабо, поэтому одна из основных задач учителя - научить видеть орфограммы и распознавать части речи. Я этого добиваюсь, приучая ребят работать графически: находить орфограммы, выделять их, объяснять. Часто урок начинаю с синтаксической пятиминутки: учащиеся выполняют разбор предложения, указывая части речи и члены предложения. Из большого количества образовательных технологий при подготовке к ВПР я бы выделила следующие:технология критического мышления помогает работе с текстом, систематизировать, обобщать материал, развивает аналитические способности, помогает осуществить деятельностный подход. Целесообразно использовать на уроках такие приёмы и методы как мозговой штурм, составление таблицы, взаимоопрос, «кластер».тестовая технология. Это тесты с выбором и без выбора ответа, на установление правильного или неправильного ответа, на заполнение пропусков букв и знаков. Составление тестов можно задавать в качестве домашнего задания детям. игровая технология повышает интерес, познавательную активность на уроке, развивает творческие способности на уроке. Например, при изучении темы «Однокоренные слова» я использую приём «Вырасти дерево». Ребятам даётся корень, необходимо подобрать как можно больше однокоренных слов.В своей педагогической практике я использую парную работу, так как пара – это идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ребята могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное. Формы обучения, используемые мною:1. Работа «Хочу спросить» полезна при проверке домашнего задания. Один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разными: найти в домашнем упражнении слова на безударную гласную в корне, найти грамматическую основу предложения, определить тему и основную мысль.2. «Карточка для соседа». Ученик готовит карточку со словами, в которых пропущены буквы-орфограммы, или записывает предложения с пропущенными знаками препинания для пунктуационного анализа.3. Приём «Лови ошибку». Суть его проста: учитель раздает учащимся карточки (или выводит материал на экран проектора) и предлагает учащимся указать номера утверждений, в которых допущены ошибки. В тетрадь записывают только номера ответов, при проверке устно объясняют суть ошибки или предлагают исправленный вариант. Это позволяет сэкономить время урока, ведь всего за несколько минут можно обсудить много понятий, вспомнить правила, освежить знания.4. Использование рабочих листов игрового характера: раскраски, ребусы, филворды.При групповой работе эффективным приёмом является игра «Кто я». Данный приём можно использовать при систематизации и обобщении всего изученного блока. Порядок игры:К доске приглашается один ученик. За его спиной на слайде (заранее сделанной презентации) «его роль», например «я–корень», «я-морфема». Его задача определить свою роль, задавая вопросы к классу, на которые можно ответить только «да» или «нет». Как правило, на определение одной «роли» уходит 1-2 минуты. Данный приём помогает развить внимание к слову, расширить и обогатить их активный словарный запас.Пoдгoтoвка к ВПР – этo целенаправленный тpуд не только педагога, но и poдителей по оcвоению oбучающимися предметных и метапредметных результатов образования. Считаю, что важным элементом при подготовке обучающихся к Всероссийской проверочной работе является использование информационно - коммуникационных ресурсов, так как это помогает оптимизировать учебный процесс, делает его содержательнее и привлекательнее для детей.