Публикации
Коррекционно-педагогические возможности изобразительной деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-педагогические возможности изобразительной деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Автор: Выручаева Наталья Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционно-педагогические возможности изобразительной деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
Автор: Выручаева Наталья Николаевна
КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 Золотой петушок комбинированного вида
Проблема поиска оптимальных и эффективных приёмов развития речи детей стала особенно актуальной в последние годы, прежде всего, в условиях увеличения числа детей с различными нарушениями.
В педагогической системе воспитания и обучения детей с важная роль принадлежит продуктивным выдам деятельности, в том числе рисованию.
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Рисунок, являющийся продуктом изобразительной деятельности ребёнка, с одной стороны, позволяет выявить основные характерные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в процессе изобразительной деятельности, а с другой – найти пути их решения.
Применение рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах действия с ними.
Занятия с использованием рисования способствует снятию детских страхов, увеличивают уверенность в своих силах, развивают пространственное и образное мышление, учат детей свободно выражать замысел, побуждают детей к творческим поискам и решениям, учат детей работать с разнообразными материалами, развивают цветовосприятие.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития ребёнка, особенно мышления и речи.
Проходят с высокой мотивацией детей занятия по развитию речи с использованием многофигурных демонстрационных картин. Дома дети вырезают или раскрашивают своих персонажей, а на занятии рассказывают о них. Родители помогают детям узнать больше о своём персонаже, прочитать дополнительную литературу. Данный приём способствует формированию первичных естественнонаучных представлений, так как дети знакомятся со средой обитания некоторых представителей животного мира. Данный приём способствует расширению и уточнению словаря.
На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию важнейших познавательных процессов (словесно-логического мышления, воображения).
Раскрашивание картин, в названии которых есть изучаемые звуки, является особой частью занятий по развитию речи. Данный вид работы способствует не только развитию мелкой моторики, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, активизирует творческое мышление. После раскрашивания картин проходит беседа по вопросам.
При закреплении произносительных навыков используются рисунки детей. Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.
Для совершенствования воображения необходимо развивать наблюдательность детей, правильно сочетая непосредственное восприятие и наблюдение с его словесным сопровождением. Следует учить детей планировать ход выполнения рисунка при создании ими воображаемого графического образа. В качестве упражнений, способствующих формированию такого навыка, можно предложить схематические и условные образы в свободном рисовании. Упражнение Незавершённый рисунок способствует развитию творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Создание рисунка (картинки) – прочитать детям рассказ о фантастических, несуществующих животных, выделяя наиболее запоминающиеся характеристики каждого из них. После этого попросить нарисовать то, что больше понравилось. Словесное рисование: детям читают небольшой текст, затем просят выбрать эпизод, который можно нарисовать. Представь, какой ты сделаешь рисунок, и расскажи, что и как ты нарисуешь. В качестве упражнений можно рекомендовать нарисовать: графическое изображение забора и раскрасить его в радостные цвета, любимую игрушку, коллективный рисунок, который выполняется всеми поочерёдно на одном большом листе.
Изобразительная деятельность детей оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи.
Рисование оказывает положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. Под воздействием занятий происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей. Они начинают понимать различные эмоциональные состояния, выраженные мимикой, жестом, интонацией, и пытаются передать это в рисунке, пользуясь изобразительными средствами.
Библиографический список
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ /Л.В.Гаврючина. – М.: Сфера,2007.
2. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: метод. пособие / под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: В.Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2008.
3. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арт- терапии / О.Н. Овчар, В.Г. Колягина. – М.: Гном и Д, 2005.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 1 Золотой петушок комбинированного вида
Проблема поиска оптимальных и эффективных приёмов развития речи детей стала особенно актуальной в последние годы, прежде всего, в условиях увеличения числа детей с различными нарушениями.
В педагогической системе воспитания и обучения детей с важная роль принадлежит продуктивным выдам деятельности, в том числе рисованию.
Изобразительная деятельность, в частности детское рисование, заключает в себе большие возможности. Оно является средством умственного, графо-моторного, эмоционально-эстетического, волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование). Рисунок, являющийся продуктом изобразительной деятельности ребёнка, с одной стороны, позволяет выявить основные характерные проблемы, с которыми сталкивается ребёнок в процессе изобразительной деятельности, а с другой – найти пути их решения.
Применение рисования способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах и их свойствах, способах действия с ними.
Занятия с использованием рисования способствует снятию детских страхов, увеличивают уверенность в своих силах, развивают пространственное и образное мышление, учат детей свободно выражать замысел, побуждают детей к творческим поискам и решениям, учат детей работать с разнообразными материалами, развивают цветовосприятие.
Одной из основных проблем, встречающихся практически у всех детей, особенно на начальной стадии рисования, является недостаточное развитие мелкой моторики. Это во многом тормозит не только сам процесс творчества, но и общий уровень сенсорного развития ребёнка, особенно мышления и речи.
Проходят с высокой мотивацией детей занятия по развитию речи с использованием многофигурных демонстрационных картин. Дома дети вырезают или раскрашивают своих персонажей, а на занятии рассказывают о них. Родители помогают детям узнать больше о своём персонаже, прочитать дополнительную литературу. Данный приём способствует формированию первичных естественнонаучных представлений, так как дети знакомятся со средой обитания некоторых представителей животного мира. Данный приём способствует расширению и уточнению словаря.
На этапе автоматизации звуков при заучивании стихотворений используется приём иллюстрирования. Для лучшего запоминания дети рисуют образы к каждому столбику стихотворения. Данный приём оказывает влияние на закрепление правильного произношения звуков, развитие творческих способностей и образного строя речи, а также способствует развитию важнейших познавательных процессов (словесно-логического мышления, воображения).
Раскрашивание картин, в названии которых есть изучаемые звуки, является особой частью занятий по развитию речи. Данный вид работы способствует не только развитию мелкой моторики, но и вызывает положительный эмоциональный настрой, активизирует творческое мышление. После раскрашивания картин проходит беседа по вопросам.
При закреплении произносительных навыков используются рисунки детей. Картины, нарисованные детьми, применяются для составления описательных рассказов, пересказа историй, рассказывания сказок.
Для совершенствования воображения необходимо развивать наблюдательность детей, правильно сочетая непосредственное восприятие и наблюдение с его словесным сопровождением. Следует учить детей планировать ход выполнения рисунка при создании ими воображаемого графического образа. В качестве упражнений, способствующих формированию такого навыка, можно предложить схематические и условные образы в свободном рисовании. Упражнение Незавершённый рисунок способствует развитию творческих способностей и в рисовании, и в развитии речи. Создание рисунка (картинки) – прочитать детям рассказ о фантастических, несуществующих животных, выделяя наиболее запоминающиеся характеристики каждого из них. После этого попросить нарисовать то, что больше понравилось. Словесное рисование: детям читают небольшой текст, затем просят выбрать эпизод, который можно нарисовать. Представь, какой ты сделаешь рисунок, и расскажи, что и как ты нарисуешь. В качестве упражнений можно рекомендовать нарисовать: графическое изображение забора и раскрасить его в радостные цвета, любимую игрушку, коллективный рисунок, который выполняется всеми поочерёдно на одном большом листе.
Изобразительная деятельность детей оказывает стимулирующее влияние на обогащение и расширение словаря, развитие словесного творчества, формирование выразительных средств речи.
Рисование оказывает положительное влияние и на развитие эмоционально-волевой сферы. Под воздействием занятий происходят существенные изменения в поведении детей. Они становятся более сдержанными, собранными, внимательными и аккуратными. Обогащаются и становятся более дифференцированными эмоции детей. Они начинают понимать различные эмоциональные состояния, выраженные мимикой, жестом, интонацией, и пытаются передать это в рисунке, пользуясь изобразительными средствами.
Библиографический список
1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ /Л.В.Гаврючина. – М.: Сфера,2007.
2. Дети с нарушениями речи. Технологии воспитания и обучения: метод. пособие / под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М.: В.Секачёв, НИИ Школьных технологий, 2008.
3. Овчар О.Н., Колягина В.Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арт- терапии / О.Н. Овчар, В.Г. Колягина. – М.: Гном и Д, 2005.
