Публикации
Применение групповых и игровых технологий на уроках технологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение групповых и игровых технологий на уроках технологии
Автор: Яковлев Егор Семенович
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение групповых и игровых технологий на уроках технологии
Автор: Яковлев Егор Семенович
Применение на уроках технологии групповых, игровых технологий Яковлев Егор Семеновичучитель технологии МБОУ «Абагинская СОШ» Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)В современном образовании уроки технологии занимают не менее значимое место в воспитании детей. Уроки технологии формируют у учащихся универсальные учебные действия, которые в свою очередь способствуют формированию социализации. Главная цель уроков заключается в том, что ребенок достигает личностных результатов. Поэтому на уроках технологии у них формируются ведущие черты творческой личности: творчество, духовность, интеллект, самодисциплина, самореализация, стремление к саморазвитию. Наиболее оптимальными, для реализации активности учащихся на уроке, являются групповые формы работы. Именно работа в группах, взаимодействие с другими учащимися, является первым опытом социализации. На данном этапе применяется: работа в группах, работа в парах, в последующем – работа бригадным методом. Такие нестандартные уроки технологии расширяют возможности предмета, внося атмосферу соревновательного духа, творчества, самовыражения учащихся.В своей практике я применяю игровой метод работы в групповой деятельности. Потому что, при проведении практических занятий возникают трудности в одновременном обучении 15-16 детей. Это связано с ограниченным количеством станков, ручных электроинструментов и инструментов. Проведение практической работы на токарных, сверлильных станках за одно занятие невозможно, потому что учащиеся не полностью усваивают устройства и механизмы работы станков, инструментов. Не успевают приобрести навыки и сноровки при работах со станками и инструментами, снижается качества обучения, у менее слабых учеников снижается интерес к учению и самоуверенности к себе. Как сделать так, чтобы учащиеся не только не потеряли интерес к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний, умений и усвоили более качественно изучаемую тему. Например, на несколько уроках по теме творческого проекта «Путешествие в мир мебельных фабрик» форма урока игровая, вид деятельности групповая для достижения этой цели я разбиваю класс на группы. Это занятие проводится после изучения раздела «Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов». Учащимся объясняю, что такое серийное и цеховое производство, и где она применяется. Эту технологию используют в мебельных фабриках при производственном процессе. Наглядно показываю этапы производственных операций. Какие новые специальности и технологии требуются для работы в цехах и фабриках для производства бытового инвентаря. Занятия начинается с творческого проекта. Творческий проект проводится на конкурсной основе по группам. Выбирается лучший проект. Далее создаются чертежи, сборочные чертежи, распределяемые по группам. При составлении технологической карты, учащихся в группе могут разделить и поэтапно составить технологическую операцию из расчета сэкономить время, а также учащихся могут получить в виде домашнего задание, ведь при составлении технологической карты потребуется немалого времени. Группам (цехам) выделяется рабочая площадка, оборудования, приспособлении и различные инструменты с расчетом какую деталь изделия они будут обрабатывать. Проводится инструктаж по технике безопасности. После инструктажа каждая группа получает и выполняет определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Класс распределяю по группам, состоящим из 3-4 человек с условным названием цеха по производству деталей кухонной мебели. Состав группы должен быть непостоянным, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Из более опытных учащихся назначаются руководители группы. Руководитель и состав группы подбирается по принципу объединения учащихся с разным уровнем обученности, информированности, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Например ученики, определившись с местом рабочей площадки со станками начинают, работать как цехи. Цех по обработке ножки табуретки на токарном станке, цех по обработке сиденья табуретки, отделочный цех, сверлильный цех и сборочный цех. Каждой группе выдаю чертежи деталей изделия. Учащиеся должны читать, понять и разбираться в чертежах. В дальнейшем идет выполнение заданного задания по цехам. При выполнении задания в группе учитывается и оценивается индивидуальный вклад каждого члена группы. Каждый цех обрабатывает только те детали, которые им даны. Если учащиеся допускают ошибку в первых деталях, то последующем они уже стараются не допускать те же ошибки. Понимая что из за работы каждой группы зависит успех всего коллектива (класса). При обработке одного типа деталей изделия у членов группы повышается качество умений и навыков обработки деталей. Через обсуждения в группах могут появляться, идеи улучшения обработки и приспособлений. У каждого ученика проявляются свои индивидуальные способности. На заключительном этапе занятий обсуждается о работы групп, высказываются дальнейшие идеи и преобразования на этапах обработки. Анализируются допустимые ошибки и их устранение в дальнейшем. Таким образом, работая, группами на несколько рабочих площадках достигается охват большего количество учащихся. Подобные уроки дают прекрасные результаты. Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.Участие школьников в таких играх способствует их развитию настойчивости, стремлению к успеху и различные мотивационные качества. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, ограниченности и замкнутости. При взаимодействии игровой и групповой деятельности появляется чувства соревновании между группами, но и ответственности перед коллективом, что очень важно личностной развитии каждого учащихся. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей. Причем помогающий получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику.По мнению М. Новик, групповая работа преследует следующие цели:1. Улучшение информированности членов группы, при этомразвиваются горизонтальные коммуникации и взаимопонимание.2. Разработку новых идей, решений, повышение активности членов группы и стимулирование их к нахождению новых вариантов.3.Создание коллектива единомышленников, способных к сотрудничеству и взаимопомощи.4. Осуществление многоаспектной экспертизы любой идеи – путем коллективного поиска аргументации ее защиты, критическому анализу, реальному осмыслению и прогнозированию потенциальных проблем.Групповая работа – одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:- дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;- дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;- дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе –это функции контроля и оценки, позже – целеполагание и планирование).- дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения. Итак, учебное сотрудничество, направленное на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, включает в себя не только учебное сотрудничество со взрослым, но и учебное сотрудничество со сверстниками.Поэтому, групповые технологии – одна из наиболее продуктивных форм организации сотрудничества учащихся. А использование при изучении технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников интереса к изучаемому материалу, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность, чувство времени, точность, координацию движений, пространственные представления и т.д. Сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие творческих способностей детей, личностных качеств, повышение качества успеваемости на уроках технологии. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать решению данной проблемы.Каждый урок должен носить не только обучающий характер, но и иметь воспитательную цель. Воспитательная цель урока, проведенного в форме игры – состязания, - научить детей взаимодействовать друг с другом, сформировать у них чувство ответственности, способность к преодолению трудностей, настойчивость, находчивость, чувство локтя. Дети учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия, радоваться успехам товарищей. Элементы игры позволяют сделать урок нетрадиционным, а использование подготовленных карточек, схем, таблиц – выполнить большой объем учебно-воспитательной работы. Большую часть этих дидактических материалов нужно использовать при изучении материаловедения. Таким игровым и групповым методом учащиеся получают наибольшего количества времени практического умение, навыки обработки материала, заодно ознакомятся производственной технологией предприятий, а также специальностями цехового технологического производства. Использованная литература:1. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г. К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998.2. Виноградова М.Д., Первин КБ. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М.: Просвещение, 1977.3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989.4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Просвещение, 1991.5. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников / Под. ред. И.Б.Первина. М.: Педагогика, 1985.6. ЛийметсХ.Й. Групповая работа на уроке. - М.: Просвещение, 1975.7. Маркова А.К., и др. Формирование мотивации ученья. - М.: Просвещение, 1990.8. Методическое пособие для образовательных учреждений ид ООО « Витязь – М» 20109. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс учебник для общеобразовательных организаций / А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко- Вентана – Граф201510. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс учебник для общеобразовательных организаций / А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко- Вентана – Граф201311. Технология. Индустриальные технологии: 7 класс учебник для общеобразовательных организаций / А.Т Тищенко, В.Д. Симоненко- Вентана – Граф201512. Сборник нормативных документов Технология. Примерные программы по технологии Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев 200813. Н.Н.Малюков, В.К.Устименко. Методические указания. Москва 2003г.14. С.А.Смирнов. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Издательский центр «Академия». Москва 1999г.15. Г.И.Кругликов. Методика преподавания технологии с практикумом. Издательский центр «Академия». Москва 2002г.16. В.М.Казакевич. А.В.Марченко. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии. Издательство «Дрофа». Москва 2000г.17. Е.В.Якушина. Методические рекомендации. Издательство «Интерсигнал» Москва 1997г.
