Публикации
Самообразование как одно из направлений профессионального роста молодого педагога
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование как одно из направлений профессионального роста молодого педагога
Автор: Иконникова Галина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Самообразование как одно из направлений профессионального роста молодого педагога
Автор: Иконникова Галина Ивановна
Самообразование как одно из направлений профессионального роста молодого педагога Г.И.ИконниковаМОБУ лицей №22г. СочиУчитель живет до тех пор, пока он учится,как только он перестает учиться,в нем умирает учитель.К.Д. УшинскийОдним их важнейших направлений деятельности, в условиях модернизации в системе образования, является развитие кадрового потенциала. Приоритетность данного направления развития образования прописано в Стратегии развития российского образования до 2020 года, Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».Современный педагог должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, а для этого необходимо постоянно совершенствовать свои знания.Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук. Педагог должен в течение определенного периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.Самообразование имеет целью прежде всего повышение квалификации, непрерывное обновление педагогических компетенций, необходимых для реализации ФГОС нового поколения.Способность к самообразованию не формируется у педагога одновременно с получением диплома педагогического вуза или колледжа, а развивается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа деятельности. Однако это не означает, что самообразованием должен и может заниматься только педагог со стажем. Потребность в самообразовании может возникнуть уже в самом начале профессиональной деятельности педагога, т. к. это одно из условий удовлетворения потребности утвердить себя в роли учителя или воспитателя, занять достойное место в педагогическом коллективе. Самообразование — одна из составляющих профессионального роста любого педагога как специалиста.Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.Для того, чтобы побудить педагога к самообразованию необходима мотивация.Готовясь к выступлению, родительскому собранию, классному часу, любому другому мероприятию педагог должен владеть информацией, которая актуальна на сегодняшний день, чтобы не выглядеть в глазах учеников, воспитанников, родителей или коллег «Несовременным человеком».Прежде всего, педагог должен быть в курсе всех изменений, которые происходят в сфере образования, владеть информацией о нормативно-правовых документах, о новшествах в области педагогики и психологии.Педагог – профессия творческая. Поэтому каждый раз, проводя урок, педагог должен вносить что-то новое, необычное, чтобы заинтересовать детей. Эта работа должна приносить удовлетворение самому педагогу.Мотивацией к самообразованию, самосовершенствованию может послужить и так называемая конкуренция в коллективе. Не секрет, что многие родители, просятся в класс или в группу к конкретному педагогу. Педагогу должно быть не безразлично, считают его «хорошим » или «плохим».Стимулом к самообразованию также может стать успешное прохождение аттестации на квалификационную категорию.В настоящее время созданы все условия для самообразования. Это и- курсы повышения квалификации, - дистанционное обучение, - участие в семинарах, конференциях, различных педагогических конкурсах.Проанализируем наиболее часто используемые формы организации самообразования, отметив их преимущества и недостатки.1. Курсовая подготовка в институтах повышения квалификации.Главное достоинство такой формы самообразования – возможность получения квалифицированной помощи от специалиста-преподавателя, а также возможность обмена опытом между коллегами.Недостатки:•эпизодичность прохождения курсов;•время проведения – в учебный период, что влечет большие изменения в режиме работы всего учебного заведения;•качество лекционного материала, которое часто оставляет желать лучшего, так как нет серьезного изучения потребностей педагогов и дифференциации с учетом потенциала слушателей.2. Получение второго высшего образования или второй специальности.Главные достоинства такой формы самообразования:•возможность выстраивать индивидуальную траекторию образования, т. к. структура большинства программ имеет модульный характер: одни обязательны для изучения, другие предполагают индивидуальный выбор;Недостатки:•нехватка у педагогов свободного времени;•дороговизна обучения.3. Дистанционные курсы повышения квалификации, конференции, семинары, олимпиады и конкурсы.Главные достоинства такой формы самообразования:•возможность пройти их в удобное для педагогов время;•возможность выбора темы по интересующим и наиболее актуальным для конкретного педагога вопросам.Недостатки:•чаще дистанционные курсы проводятся на платной основе;•документы, подтверждающие факт прохождения дистанционного обучения, чаще всего не имеют юридической силы, то есть их не учитывают при проведении очередной аттестации.4. Индивидуальная работа по самообразованию включает в себя:•научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;•посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;•участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;•посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;•теоретическую разработку и практическую апробацию разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.5. Сетевые педагогические сообщества – новая форма организации самообразования учителей.Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный не только пользоваться методическим наработками других педагогов, не только пассивно наблюдать за работой форумами, но и стать активными участниками сообщества, создать свой блог, а также для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.Так создается персональная медиасреда педагога, которая позволяет учителю самому делиться своими наработками, предоставлять свои материалы для других, тем самым помогая педагогу становиться значимым в жизни других учителей. В этом выражается не только профессиональное, но и духовное, личностное развитие педагога.Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:•использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;•самостоятельное создание сетевого учебного содержания;•освоение информационных концепций, знаний и навыков;•наблюдение за деятельностью участников сообщества.Главные преимущества этой формы самообразования:•обмен опытом осуществляется между педагогами-практиками;•методическая помощь является персональной и адресной;•попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.Самое доступное и менее затратное в финансовом отношении, это самообразование с использованием интернет ресурсов.Новая форма самообразования, которая успешно используется в образовательных учреждениях и сетевых объединениях – сетевые педагогические сообщества.Таким образом, молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. У творчески работающего учителя возникает потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, формируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскрывается творческий потенциал.Однако нужно отметить, что молодому педагогу для успешной организации процесса самообразования необходима помощь со стороны методической службы образовательного учреждения, наставника или коллег с опытом организации самообразования.Молодой педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, в дальнейшем будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.Составляющие процесса самообразования учителяВ чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?• Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения• Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом• Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности• Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики• Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни• Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.Теперь сформулируем конкретные виды деятельности, составляющие процесс самообразования, напрямую или косвенно способствующие профессиональному росту учителя:• Систематический просмотр определенных телепередач,• Чтение конкретных педагогических периодических изданий, • Чтение методической, педагогической и предметной литературы• Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, педагогике, психологии, педагогических технологий• Решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности, или нестандартной формы• Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег• Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами• Изучение современных психологических методик в процессе интерактивных тренингов• Изучение иностранных языков, для чтения информации о достижениях мировой педагогики• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации• Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег• Организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету• Изучение информационно-компьютерных технологий• Посещение предметных выставок и тематических экскурсий по предмету• Общение с коллегами в школе, районе, городе и в Интернете.• Ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями. Болезни – большое препятствие для профессионального роста.• …На основании вышеперечисленных пунктов, конкретизировав наименования и названия, каждый учитель составляет личный план самообразования для профессионального роста. Продуктивность и результат процесса самообразованияСамообразование педагога будет продуктивным, если:• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает, как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок. Каковы могут быть результаты самообразования учителя на некотором этапе? (самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно)• повышение качества преподавания предмета (указать показатели, по которым будет определяться эффективность и качество)• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования• разработка новых форм, методов и приемов обучения• доклады, выступления• разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей• выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии• разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям• создание комплектов педагогических разработок• проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме)Организация процесса самообразованияУчастниками административного процесса контроля за самообразованием являются: директор школы, завучи по учебным и воспитательным процессам, председатели методических объединений, руководители школ молодого учителя, методисты районного отдела народного образования, педагогический коллектив школы и конечно, самое главное лицо – сам учитель. Администрация школы и методисты контролируют своевременный выбор темы работы, личного плана самообразования учителя, наблюдают за этапами их выполнения. Они же организовывают отчетные работы в форме обобщения опыта, докладов, сбор и анализ отчетной документации, презентации результатов работ перед педагогическим коллективом. Педагогический коллектив может рекомендовать методистам района показать лучшие результаты самообразования учителей за рамками педагогического коллектива школы. На основании гласного обсуждения работы учителя будут решаться вопросы повышения категории, надбавок, премий и других способов поощрения творческих учителей.Если в школе методические объединения учителей-предметников работают грамотно, систематически и эффективно, то в начале каждого учебного года все учителя школы выбирают тему для самообразования и фиксируют эту тему в планах методического объединения. Возможных вариантов тем огромное количество, поэтому не имеет смысла пытаться перечислить все. Попробуем перечислить темы, взятые из планов методических объединений одной, случайно выбранной школы. В школе несколько эффективных методических объединений, поэтому учителя каждый год работают по выбранным направлениям. План самообразования учителяТворческий потенциал и способности педагогов позволяют составить индивидуальный план самообразования для каждого учителя. Наиболее часто встречающаяся форма самообразования педагогов — творческий план самообразования. Методическая работа по составлению и реализации программы самообразования педагогов предусматривает несколько этапов.1. Выбор методической темы. Анализ собственного опыта работы. Для выбора темы самообразования, как правило, педагог ставит перед собой вопросы: что является проблемой? Насколько проблема актуальна (в частности для данного педагога)? Какие возможности открываются при решении данной педагогической проблемы для педагога и его учеников? Какими ресурсами нужно обладать? Каков итог? Анализируются аспекты профессиональной деятельности педагога, применяемые методики, анализируются результаты предыдущей деятельности педагога.2. Диагностико-прогностический этап. На этом этапе происходит анализ затруднений, выявление противоречий, изучение литературы по проблеме, прогнозирование результатов.3. Организационно-практический этап. Составление плана действий по реализации программы, подготовка материально-технической и методической баз, непосредственно реализация собственно программы и методик, отслеживание промежуточных результатов.4. Коррекционно-обобщающий этап. Проведение контрольно-диагностических процедур, корректировка действий, соотнесение полученных результатов с планируемыми, описание результатов.5. Итоговый этап. Применение наработанных материалов в собственной педагогической деятельности, распространение данной технологии, методик, подведение итогов. По окончании работы над темой каждый учитель должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей.Список литературы1. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Педагог: профессия и личность. - Ростов-на-Дону, 1997.2. Педагогика: Учебное пособие / под ред. В. А. Сластенина. – М., 2002.3. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.В.А. Белагурова «Научная организация учебного процесса». – М., ГЭОТАР – Медиа, 2006г. Б. М. Бим-Бад. «Педагогический энциклопедический словарь». - М.: Большая Российская энциклопедия, 2008г. А.М. Князев, И.В. Одинцова. «Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения» С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» А.В. Хуторской «Современная дидактика. Учебник для вузов». - СПб: Питер, 2001. - (Серия «Учебник нового века»). Интернет-издания: Профессионализм и коммуникативные способности менеджера
