Публикации
Факторы, обуславливающие спортивный результат, и их использование в процессе отбора в фехтовании
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Факторы, обуславливающие спортивный результат, и их использование в процессе отбора в фехтовании
Автор: Иванова Инна Сергеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Факторы, обуславливающие спортивный результат, и их использование в процессе отбора в фехтовании
Автор: Иванова Инна Сергеевна
Тренер-преподаватель МБУДО СШОР №13 «Волгарь» Иванова И.СФакторы, обуславливающие спортивный результат, и их использование в процессе отбора в фехтовании Фехтование характерно разнообразностью движений клинком и передвижений по полю во время боя, повышенным уровнем экстремальности в тренировках и соревнованиях. Учитывая, что специфическая двигательная активность юных спортсменов влияет на морфологические компоненты обучающихся, для нас представляет интерес определение объективных данных в формировании частей тела для успешных занятий фехтованием. Полученные данные позволяют совершенствование методики обучения на начальном этапе и техникотактической подготовки фехтовальщиков различного возраста и продолжительности времени занятий спортом. Занятия фехтованием накладывают свой неизгладимый отпечаток на морфологический статус спортсмена. При оценке данной закономерности следует иметь в виду два момента: вопервых, неизгладимую роль играют специально-физические тренировки, вовторых, роль отбора (конституционные признаки) при приеме в спортивные школы. В некоторых видах спорта (волейбол, баскетбол) антропометрические данные (длина тела) имеют очень важное значение. По всей видимости, имеется взаимосвязь между морфологической структурой и результатами в некоторых видах спорта, и проявляется она тем отчетливее, чем выше обнаруженные результаты. Начальная и специальная подготовка в фехтовании происходит с 10 до 17 лет в период, когда у человека происходит активное биологического становление. Именно в это время важно определить перспективность детей и подростков для занятий таким видом спорта, как фехтование. В течение 20102012 гг. в спортивных школах г. Москвы по фехтованию проводилось исследование, анализировалось и проводилась систематизация данных комплексных обследований спортсменов. Объектами исследования были спортсмены фехтовальщики 1018 лет, со стажем занятий от 1 до 14 лет.Было исследовано 277 спортсменов 19872002 гг. рождения (149 девушек, 128 юношей). В качестве контрольной была измерена группа простых школьников в количестве 1209 человек (535 девушек, 674 юношей). Антропометрическое обследование проведено по следующей методике: измерения длины тела, руки, ноги, туловища; окружность грудной клетки. Полученный материал был подвергнут статистической обработке. Длина и масса тела спортсменов занимающихся фехтованием возрастают с 10 до 18 лет по сравнению с аналогичными у школьников, которые не занимаются спортом, практически во всех возрастах, за исключением 12 и 14летнего возраста у девочек и 11, 15 и 17летнего возраста у мальчиков. По весу тела фехтовальщики выглядят более тяжелыми, но достоверные отличия наблюдаются лишь у девочек в возрасте 16, 18 лет и у мальчиков в возрасте 15 (значительно меньший вес у фехтовальщиков) и 18 лет, когда разница в весе у школьников с фехтовальщиками достигает 8,5 кг. Наибольший прирост длины тела отмечается у девушек, занимающихся фехтованием, в период от 10 до 15ти лет, что соответствует прохождению пубертатного периода, у школьниц наибольший прирост в длине тела достигает в период от 10 до 12 лет, менее заметные скачки происходят в период от 12 до 14 лет, далее приросты длины не наблюдаются, рост сходит на нет. У юношей, занимающихся фехтованием наибольшие ростовые скачки происходят в периоде с 11 до 13 лет, далее рост не прекращается, далее он не столь заметен, зато в период от 15 до 16 лет наблюдается наибольший по величине скачок в росте и, скорее всего, он приходится на пик пубертатного периода у юношей. У школьников в наибольшей мере ростовые скачки наблюдаются в период от 11 до 13 лет, от 13 до 15 лет наступает повторная волна, не такая большая по своей амплитуде, но не столь внушительно падающая в отличие от спортсменов фехтовальщиков и рост тела в длину замедляется, что свидетельствует о достижении биологической зрелости. Наибольший рост массы тела наблюдаются у девушек, занимающихся фехтованием в период от 12 до 13 лет, затем чуть меньше по силе от 13 до 15 лет, когда набор массы тела прекращается практически полностью. У школьниц мы можем наблюдать два этапа прибавки в весе в 10–11 лет и наибольший в 12–13 лет (как и у девушек, занимающихся фехтованием), после чего рост массы тела не прекращается, но становится значительно меньше. У юношей фехтовальщиков прибавка в весе тела происходит в период 11–12, 15–16 лет (ощутимая) и 17–18 лет, у школьников точно такая же прибавка наступает в период 11–13 и 14–15 лет, которые между собой примерно равны. Следовательно, можно сделать вывод о том, что девушки занимающиеся фехтованием развиваются на протяжении всего пубертатного периода и скачки в росте постепенны и последовательны, у юношей же эти скачки выглядят действительно как скачки, отчасти не взаимосвязанные и значительные в амплитуде в начальный и заключительный этап пубертатного периода. Школьники же развиваются максимально с приходом пубертатного периода.Средние величины обхвата грудной клетки у девушек занимающихся фехтованием больше примерно на 1–4 см, грудная клетка шире и объемнее, о чем свидетельствуют показатели сагиттального и поперечного диаметров, у юношей обхват грудной клетки в целом меньше, чем у школьников (иногда разница достигает 5,3 см в пользу школьников, которые не занимаются спортом), она к тому же, более уплощенная по форме, что может отрицательно сказываться на функции дыхания. По длине нижних и верхних конечностей спортсмены фехтовальщики бесспорно обходят своих сверстников, не занимающихся спортом. Разница в длине ноги доходит до 5 см. в отдельных возрастах. Наиболее отчетливо это наблюдается у девушек 13, 15, 17 и 18 лет, а также у юношей 18 лет. Если затронуть пропорции тела, то длина ноги у спортсменов занимающихся фехтованием больше в процентном отношении к длине тела (в особенности у девушек 13, 14, 17, 18 лет и юношей 13, 18 лет), тогда как длина туловища находится в обратной зависимости у фехтовальщиков. По этому показателю школьники обходят своих ровесников, занимающихся фехтованием. Отношение длины руки к длине тела не носит постоянную и хорошо прослеживаемую тенденцию. По результатам исследования, мы можем сказать, что развитие юношей и девушек в группах (фехтовальщики, дети не занимающиеся спортом) происходило по общеизвестным закономерностям. Все возрастные показатели увеличивались. Рассматривая половой диморфизм данной выборки мы можем судить, что у девушек наблюдается тенденции в увеличении всех составляющих соматотипа, что можно увидеть по средним значениям всех параметров в сравнении с контрольной группой; у юношей подобной тенденции мы не наблюдаем, до окончания пубертатного периода они несколько уступают школьникам, не занимающимся спортом, практически по всем исследуемым параметрам, но такое наблюдается до периода 16 лет, когда у школьники вступают в период биологической зрелости, а у спортсменов занимающихся фехтованием наступает пик развертывания биологической программы. Все характеристики в обследовании спортсменов фехтовальщиков (юношей и девушек) на протяжении всех возрастных периодах несли в себе признаки отбора в спорте в фехтовании, а именно длина тела и длины конечностей соответственно. Все эти характеристики являются не только отличительными для отбора в фехтовании, но и свидетельством и продуктом усиленной специальной физической подготовки спортсменов в фехтовании. Физическая подготовка в фехтовании является необходимой частью тренировки спортсменов на всех этапах спортивного совершенствования. Главные задачи, направленные на специализацию качеств физического совершенствования и создание предпосылок для совершенствования приемов и действий, решаются в соответствии с учетом в годичном цикле. Возможность овладения специальными качествами в фехтовании во многом определяется уровнем качеств двигательного характера человека. Совершенствование техники, в свою очередь, поднимает уровень эффективности проявлений двигательных качеств спортсмена через некоторые качества и их сочетания: силу, ловкость, быстроту, гибкость, выносливость, мышечное расслабление в процессе выполнения упражнения.В физическую подготовку входят общие и специальные средства, которые помогают всестороннему развитию фехтовальщика и специализированность проявлений качеств, необходимых спортсмену. Общая физическая подготовка, направлена на подъем возможностей организма в функциональном плане, его разностороннее развитие и приобретение разнообразных двигательных навыков. Для осуществления задач по общефизической подготовке применяется вся совокупность средств воспитания физической направленности. Однако по характеру требований к двигательным навыкам двигательного характера в одном ряду с фехтованием стоят футбол, баскетбол, хоккей, легкая атлетика, теннис, бокс, акробатика, что позволяет применять тренерам и спортсменам упражнения из указанных видов спорта. Об таком двигательном качестве, как быстрота в фехтовании написано и сказано много. Анализ двигательной деятельности фехтовальщиков в схватках позволяет нам считать, что проявление, такого качества, как быстрота в фехтовании необходимо рассматривать как целый комплекс функциональных свойств. Эти свойства обеспечивают своевременное выполнение двигательных действий, зависящих от реагирования противника. Быстрота в фехтовании характеризуется неравномерностью и разнонаправленностью. В действиях фехтовальщика часто происходят резкие изменения в направлении и амплитуде движений. Переходы от одного движения к другому могут происходить в плавном темпе или же, наоборот, как называют его фехтовальщики в «рваном» темпе.В связи с этим оптимальный уровень развития быстроты спортсмена, занимающегося фехтованием может быть определен только при оценке своевременности его действий. Поэтому в фехтовании подразделяют быстроту на общую и специальную.Общая быстрота это:- латентное время реагирования;- быстрота одиночного движения;- частота движений.Латентное время двигательного реагирования говорит нам о том, насколько быстро внешние сигналы (действия противника) вызывают ответную реакцию фехтовальщика. Это один из главных показателей психомоторных способностей спортсмена, занимающегося фехтованием.Как известно, латентное время реагирования находится в зависимости от характера воздействующего сигнала (зрительного, тактильного, слухового), его интенсивности и условий реагирования. В свое время проводились исследованиям и которые показали, что для саблистов главным является зрительный раздражитель, для рапиристов тактильный, а для шпажистов сочетание зрительного и тактильного. В целом же для фехтования важными являются:- быстрота простой реакции (фехтовальщик знает, как реагировать на сигнал);- быстрота реакции выбора (фехтовальщик выбирает способ реагирования);- быстрота реакции переключения (фехтовальщик экстренно отказывается от одного способа реагирования и переходит к другому);- точность реакции антиципации (фехтовальщик предвосхищает движение соперника).В зависимости от индивидуальных психомоторных качеств фехтовальщики в своей практике проведения схваток опираются на один из видов реагирования:- фехтовальщики, с хорошей простой реакцией, действуют в схватках преднамеренно с расчетом опередить соперника в атаке или контратаке;- фехтовальщики, у которых основными являются реакции выбора и переключения, с большим успехом применяют действия с выбором и переключением;- фехтовальщики же с высоким уровнем антиципации, отличаются своевременностью реагирований в бою, предугадывание момента начала или окончания атаки соперника.Большинство специалистов фехтования пришло к пониманию и использованию в своей работе не столько абсолютной быстроты реагирования, сколько своевременности, т. е. точного согласования быстроты сенсомоторной реакции с заданными условиями среды.Наибольшую информацию о противоборствующей стороне фехтовальщики получают благодаря способности точно реагировать на передвижения соперника или его оружия, а также точно предвосхищать предугадывать момент начала или завершения какого-либо фехтовального действия. В связи с чем развитие двигательных реакций и их совершенствование у юных спортсменов занимающихся фехтованием связано с подбором упражнений, которые требуют выполнения своевременных действий. Проводился опрос тренеров по фехтованию, который показал, что к таким упражнениям в главную очередь относятся спортивные игры. Важным показателем скоростных возможностей спортсмена, занимающегося фехтованием является быстрота одиночного движения. Все движения в финальной части, которые выполняются в условиях дефицита времени, зависят как раз от этой разновидности быстроты.Основными упражнениями для ее развития или оценки уровня развития могут быть различные варианты ловли предмета (карандаша, мяча, фехтовальной перчатки) за счет максимальной скорости выпрямления руки, а также нанесение уколов (ударов) саблей в мишень. В первом варианте быстрота движения тесно связана с предвосхищением, во втором варианте мы имеем дело с «чистым» проявлением быстроты. По мнению A.B. Родионова, в зависимости от индивидуальной предрасположенности спортсменов, их разделяют на три группы:- «сенсорный тип» это спортсмены, которые полагаются на быстроту латентного времени реагирования);- «моторный тип» это спортсмены, которые несколько медленнее перерабатывают сигнал, но обладают высокой быстротой одиночного движения;- «смешанный тип» спортсмены, у которых не выявлено преобладание оного из компонентов реагирования.Частота движений обычно определяется по скорости пробегания коротких отрезков или по результатам теппинг-теста. Этот вид быстроты обеспечивает фехтовальщикам двигательный фон передвижений, а также способность к неоднократным переключениям от атак к оборонительным действиям и наоборот. Спортсмен всегда старается действовать в удобном для него ритме, что позволяет ему в лучшей мере координировать действия согласно пространственно-временным задачам, схваток с противником.Показателями в различных методиках служат: - время, потраченное для решения задачи;- правильность решения;- темп и ритм движения. Возьмем для примера методику теппинг-теста. Основой теппинг-теста является оценка частоты движений (частота ударов ручкой по листу бумаги, разделенной на шесть частей в течение 60 секунд). Если этот тест проводить с целевой направленностью в двух режимах – максимальном и оптимальном, то можно выявить индивидуальные признаки действия. Например, на что фехтовальщик делает больший акцент на точность или быстроту? Что прежде всего ухудшается на фоне утомления — точность или быстрота? Ответы на все эти вопросы с легкостью можно найти сравнивая точность и быстроту в процессе 60-секундного теппинг-теста в максимальном и оптимальном режимах. К сожалению, не всегда тренеры применяют упражнения для развития этой разновидности быстроты, тогда как подобрав эти упражнения повышается эффективность многотемповых атак и легкости передвижений по дорожке. Скоростно-силовые качества проявляются в способности спортсмена развивать максимальные усилия в минимальном отрезке времени («градиент силы»). Наиболее приемлемым примером является выполнение выпада саблистом. Необходимые в фехтовании на саблях «взрывные» проявления силы достигаются в результате доведенной до совершенства координации движений, которые при помощи упругости мышц при их согласовании достигают нужного эффекта в движении. При выполнении упражнений скоростно-силовой направленности основной режим работы - динамический с преодолевающей направленностью. Чтобы оценивать уровень скоростно-силовых качеств и развивать их используют различные прыжковые упражнения. Полезно применять прыжки со скакалкой: сочетать быстрые и частые прыжки с высокими прыжками, при которых скакалка прокручивается два или даже три раза. Специальная быстрота представляет комплексное качество, и входят все три вида быстроты. Она развивается в условиях деятельности специализированной направленности и характеризуется:- скоростно-силовым режимом выполнения усилий в финальной части;- своевременностью реакций на движения соперника;- быстротой реагирований защитными действиями и движениями в условиях нападений соперника;- частотой двигательных переключений в условиях защитно-ответных действий. Способность фехтовальщиков на саблях к технико-тактической импровизации в схватках с различными соперниками говорит об уровне ловкости. Развитие ловкости фехтовальщика - это способность быстро перестраивать свою двигательную деятельность в соответствии с изменениями в боевой ситуации. Чтобы развить ловкость необходимо обогащать обучаемых новыми, разнообразными навыками и умениями, включать в задания по выполнению упражнений элементы, связанные с некоторыми координационными трудностями. Средствами для развития ловкости являются схватки, в особенности с незнакомыми противниками и схватки в уроках с тренером. Применение спортивных игр, акробатических и даже танцевальных движений дает хороший эффект. Развитию ловкости фехтовальщика способствуют любые упражнения, выполнение которых связано с определенными координационными трудностями. Когда навык доходит до автоматизации воздействие такого упражнения на развитие ловкости уменьшается. Ловкость проявляется в различных формах, а ее совершенствование наиболее правильно специализированными средствами (передвижение по дорожке, управление оружием). Необходимо брать во внимание разнообразное сочетание движений ногами и вооруженной рукой, прилагать максимальные усилия (для достижения максимальной скорости) в различных фазах выполнения фехтовальных упражнений. Успешность действий в фехтовальном поединке во многом зависит от сочетания ловкости со специализированными проявлениями других качеств (быстроты, силы, выносливости, гибкости, умения расслабляться). Подвижность в суставах и хорошая амплитуда движений руками и ногами должны помогать спортсмену, занимающемуся фехтованием наилучшим образом проявлять другие физические качества. Средствами для развития и поддержания уровня гибкости являются гимнастические движения на растягивание, помогающие увеличению амплитуды движения. Важность приобретает подвижность плечевого и тазобедренных суставов, которые обеспечивают максимальную длину выпада. Упражнения на гибкость, необходимо сочетать с силовыми упражнениями, в том числе с отягощениями (с малым весом). Упражнение на растягивание следует выполнять каждый день и сериями. За одно занятие выполняется несколько серий. Амплитуда упражнений доводится до предела (без болевых ощущений в мышцах). Движения следует прекратить, как только на фоне утомления уменьшается их амплитуда. Напряженность в соревнованиях и тренировках требуют от спортсмена, занимающегося фехтованием на саблях обязательного совершенствования выносливости, так как в ходе соревновательной деятельности фехтовальщик выполняет большую по объему работу высокой интенсивности. Каждая схватка, проводимая с большим напряжением, сменяется отдыхом, в котором психическое напряжение не всегда успевает прийти к норме, а иногда во время ожидания боя с сильным соперником даже возрастает.Перерывы между боями могут затянуться, в это время нервное напряжение сменяется спадом. Возникает необходимость приводить организм в состояние боевой готовности с помощью новой специальной разминки, которая отбирает у фехтовальщика значительные силы.Выносливость фехтовальщика характеризуется способностью к длительной прерывисто-скоростной работе с высокой координацией и точностью движений на фоне больших психических напряжений. Специфическая работоспособность спортсмена должна развиваться в едином комплексе с общей выносливостью, отличным средством совершенствования которой являются спортивные игры. Хороший эмоциональный фон, необходимость решать разные задачи тактического плана, по продолжительности более длительные, чем в фехтовальном поединке все эти моменты способствуют развитию выносливости. Развитию общей выносливости помогают циклические виды спорта. Однако в данных упражнения необходимо чередовать снижение быстроты выполнения с внезапными ускорениями. Главным и наиболее полным средством развития выносливости являются противоборства с противником. Следует иметь в виду, что бои в финальной части проводятся в конце турниров, когда фехтовальщик в значительной мере утомлен. Но именно эти бои требуют от фехтовальщика наивысшего уровня проявления технико-тактического мастерства. Поэтому в тренировочном процессе следует периодически использовать серии боевых схваток без перерыва (на фоне усталости). Такая форма тренировок, развивает специальную выносливость, совершенствуют волевые качества, помогает организму к адаптироваться к условиям соревновательной борьбы. Тренировка выносливости помогает фехтовальщику повысить работоспособность. Что обеспечивает хорошие условия для проявления других двигательных качеств, экономичности в деятельности мышц, совершенствуются способность к мобилизации всех функций и ресурсов организма, повышается устойчивость к сбивающим факторам соревнований.
