Публикации
«Психология детей младшего школьного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Психология детей младшего школьного возраста»
Автор: Кудряшова Оксана Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Психология детей младшего школьного возраста»
Автор: Кудряшова Оксана Алексеевна
«Психология детей младшего школьного возраста»Младший школьный возраст является чрезвычайно важным для социального и психологического благополучия ребенка. В процессе развития ребенок проходит через несколько возрастных периодов, каждый из которых характеризуется своими психофизиологическии особенностями и определенной продолжительностью.Младший школьный возраст охватывает период жизни от 7 до 11 лет. Это, тот период, когда проходит обучение в начальной школе, и определяется важнейшим моментом в жизни ребенка - его поступлением в школу. Этот возраст считается самым ответственным и сложным для детей.Выделение этого возраста в отдельный этап исторически произошло сравнительно недавно, и, поскольку содержание и социальные задачи его до сих пор не определены окончательно, его рамки нельзя считать неизменными. Переход от дошкольного детства к школьному осуществляется через кризис 7 лет. В этот период происходит осознание своего места в мире общественных отношений, новой социальной позиции – позиция школьника, занимающегося «высоко ценимой взрослыми» деятельностью; происходит переоценка ценностей (меньшую ценность приобретает игра, большую – учебная деятельность), появление новых мотивов поведения. Окончание возрастного периода также завершается так называемым «предподростковым кризисом».Главное данной темы заключается в том, что этот период - самый необыкновенный в их жизни, который выделился из истории совсем недавно. С ребенком, который поступает в школу, начинает происходить перестройка всей системы отношений его с реальностью. У него появляются всё новые, связанные со школой обязанности. Вступление в школьный коллектив имеет огромнейшее значение для формирования личности.Каждый ребенок – оригинальная личность, однако психологами делаются попытки выделить и общие правила межличностного взаимодействия. Данная проблема приобретает особую важность в связи с личностно - ориентированной направленностью педагогического процесса в современной начальной школе, что предполагает более пристальное отношение к психологическому состоянию детей.В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Мышление приводит к качественной перестройке памяти, восприятия, превращая их в регулируемые, произвольные процессы. Дети 7-8 лет обычно мыслят конкретными категориями. К концу данного возраста они должны научиться самостоятельно, делать выводы, сопоставлять, обобщать, находить отличия и общее, устанавливать простые закономерности.Принимая во внимание важность школьного возраста для становления личности ребенка, для формирования его познавательной и коммуникативной сферы, как для успешности обучения, так и для развития его личности, эта работа направлена на рассмотрение психологических и естественно возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.В ходе учебной деятельности, по мере того как ребенок становится субъектом учебной деятельности происходит формирование основных психических процессов и свойства личности, появляются главные новообразования (произвольность, рефлексия, внутренний план действия, самоконтроль, освоение основ теоретического мышления). Первичной формой учебной деятельности служит ее коллективно распределённое осуществление всем классом или отдельными его группами. В процессе интериоризации формируется индивидуальная учебная деятельность. Показатели индивидуальной учебной деятельности: умение субъекта инициативно и самостоятельно различать в осваиваемом предмете известное и неизвестное теоретическое знание; умение задавать содержательные вопросы; умение не только постоянно участвовать в дискуссиях, но и быть их инициатором, организатором. Младший школьник:осознает «свое место» в мире общественных отношений; открывает для себя – «принимает» социальную позицию школьника; в результате изменяется самосознание (рождается социальное Я личности младшего школьника). Первоклассник еще не может управлять своим вниманием (преобладает непроизвольное внимание) и часто находится под властью внешних впечатлений. Постепенно (в процессе учебной деятельности) начинает преобладать произвольное внимание (и как следствие повышается способность контролировать свое поведение). Происходит достаточно заметное развитие пяти свойств внимания: переключения, распределения, концентрации, объема, устойчивости. Произвольное внимание младшего школьника развивается при соблюдении следующих условий: основная деятельность – учебная (то есть наличие умственной деятельности, регулярной тренировки умственных операций) ; учебная информация доступна, вызывает сильные эмоциональные переживания, интересна; учебный процесс соответствует потребностям ребенка и предполагает творчество. Специфика развития памяти у младшего школьника происходит постепенно. Развитие произвольной памяти (вид памяти, осуществляющийся под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов – мнемотехник, а также при наличии волевых усилий). На фоне высокого уровня механического запоминания происходит постепенное развитее логической памяти. Процессы запоминания и воспроизведения также становятся более произвольными и активными (младший школьник способен запоминать не то, что интересно, а то, что нужно). Первоклассники постепенно начинают ставить перед собой задачи по заучиванию и воспроизведению информации. Воспроизведение заученного учебного материала для младшего школьника задача трудная. К третьему классу развивается потребность в самоконтроле при любом заучивании. При специальном обучении мнемотехническим приемам младшие школьники способны выбирать более подходящую стратегию запоминания информации (способ заучивания). Необходимо отметить, что при отсутствии школьного обучения развитие произвольной логической младшего школьника памяти затруднено. Стратегии запоминания учебной информации: повторение (несколько повторений материала вслух или про себя с установкой на запоминание); организация материала (группировка материала, создание плана воспроизведения); мнемоническая обработка (логические выводы для того, чтобы запомнить или вспомнить (реконструировать информацию); создание умственных образов (эмоциональные образывоспоминания для воспроизведения запомненного рассказа); поиск информации в памяти (первая буква слова-понятия, которое необходимо воспроизвести); создание сценариев (запоминание на основе понимания смысла и цели происходящего). Первоклассники еще не в состоянии сдерживать свои чувства и контролировать свое поведение на уроке. Неудовлетворенность уровня притязаний в учебной деятельности может привести к аффектам в поведении и в последующем закрепиться в отрицательных чертах характера. В норме процесс школьного обучения способствует формированию у младшего школьника: эмоциональной выразительности (богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка); эмоциональной впечатлительности в ситуации познания; способности сдерживать свои эмоции, овладению собственными чувствами; проявлении социальных эмоций (чувств ответственности, долга, доверия, сопереживания); эмоциональной децентрации (способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, способности к восприятию эмоций, эмоционального состояния другого человека). В мире чувств младшего школьника начинают преобладать интеллектуальные чувства (любознательность, удивление, сомнение, чувство догадки, удовольствие от решения задачи, разочарование при неумении решать задачи и так далее). При адекватной организации учебного процесса интеллектуальные чувства подкрепляются познавательными интересами и учебной мотивацией.Младший школьный возраст - возраст довольно заметного формирования личности. В этом возрасте характерны новые отношения с окружающими, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое представляет ряд серьёзных требований к ученику. В младшем возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.Характер младших учеников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны - склонны сразу действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина - потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Часто наблюдается капризность, упрямство. Упрямство и капризность - своеобразная форма протеста ребёнка против тех жёстких требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что нужно.Младшие школьники очень подвижны, эмоциональны. Все это сказывается, во-первых, в том, что их психическая деятельность обычно окрашена яркими эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём размышляют, делают, вызывает у них эмоционально яркие впечатления.Во-вторых, школьники этого возраста не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия.В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений, склонности к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.Таким образом, вступив в школьную жизнь, у ребенка как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом - это расставание с детской непосредственностью. Ребенок, попадая в школьное детство, оказывается в менее снисходительном и более жестком мире. И от того, как он к этим условиям приспособится, зависит очень многое.Большие возможности предоставляет этот возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет ученик начальных классов накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности - деятельности в коллективе и для коллектива.Самая главная задача учителя начальных классов и родителей заключается в знании и учете психологических особенностей детей младшего школьного возраста в обучении и воспитании, проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя различные игры, задания, упражнения.
