Публикации
ЧТО ТАКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЧТО ТАКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Автор: Черникова Ирина Борисовна Иванова Алевтина Ивановна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ЧТО ТАКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Автор: Черникова Ирина Борисовна Иванова Алевтина Ивановна
ЧТО ТАКОЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Основными выразительными средствами живописи, например, являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создаёт картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово – это важнейшее выразительное средство его искусства, искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического – игра актёров и так далее.
Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у неё есть свои выразительные средства. Главное из них – мелодия. Она является основой всякого произведения. В мелодии – главная прелесть, главное очарование искусства звуков, - писал музыкальный критик и композитор Серов, - без неё всё бледно, бесцветно, мёртво.
В музыкальной речи, так же, как и в речи словесной, есть и свои предложения, и свои фразы. Только складываются они не из букв, а из звуков. Несколько звуков образуют мотив – это маленькая частица мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы, в свою очередь, образуют предложение. Насколько важным выразительным средством является мелодия, можно судить хотя бы по тому, что очень многие замечательные произведения состоят только из мелодии.
Другим важнейшим выразительным средством музыки является ритм. Ритм вообще понятие довольно широкое. Мы сталкиваемся с ним на каждом шагу: ритмично стучат колёса поезда; в определённом ритме отстукивают время часы; ритмично бьётся сердце человека; в соответственном ритме сменяются день и ночь, чередуются времена года. Перейдём теперь к ритму в музыке.
Замечали ли вы, что звуки мелодии длятся не одинаково? Одни из них короткие, другие более долгие. Вообще ритмом в музыке называется соотношение длительностей звуков. Соотношения эти могут быть самыми разными. Вообще ни одна мелодия не мыслима без ритма. Количество ритмических вариантов бесконечно велико. Они целиком зависят от творческой фантазии композитора.
Ритм является сильнейшим выразительным средством. Он в очень значительной степени влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт произведению плавность, мягкость, округлость линий; прерывистый ритм, основанный на чередовании относительно коротких звуков с ещё более короткими, создаёт ощущение тревоги, взволнованности;
неторопливо – однообразный, связывается в нашем воображении со спокойным, размеренным движением и так далее. Благодаря ритму мы очень часто сразу же, как только зазвучит музыка, определяем: это вальс, это марш, это краковяк, а это полька, хотя, может быть, раньше мы никогда и не слышали данных произведений.
Ещё одно средство музыкальной выразительности – лад. Лад бывает мажорный и минорный. Интересно, что на латинском языке мажорный лад обозначается словом durus, что означает твёрдый, минорный – mollis – мягкий. Эти названия не лишены основания. Музыка, написанная в мажорном ладу, действительно очень часто бывает мужественной, бодрой, светлой. Произведение, написанное в миноре, чаще всего вызывает ощущение мягкой грусти, задумчивости. Лад – очень важное выразительное средство, но многое зависит ещё и от того, как именно использует его композитор, какие ещё средства выразительности он привлекает.
Играя то ниже, то выше мы изменяем местоположение звуков или, как сказали бы музыканты, регистр. А замедляя, и, наоборот, убыстряя движение – меняем темп. И регистр, и темп – это тоже выразительные средства музыки, от которых зависит многое. Не меньшее значение имеет и тембр. Тембр – окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Одна и та же мелодия, исполненная на разных инструментах, будет иметь различные оттенки.
И ещё одно средство музыкальной выразительности – динамика исполнения или, говоря проще, сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано – тихо. Иногда эти оттенки усиливаются.
Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Часто на протяжении музыкального произведения сила звучности не раз изменяется.
Таким образом, динамические оттенки помогают композитору нарисовать яркий музыкальный образ.
У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. Основными выразительными средствами живописи, например, являются рисунок, краски. Умело пользуясь ими, художник создаёт картину. Поэт, слагая стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово – это важнейшее выразительное средство его искусства, искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического – игра актёров и так далее.
Музыка обладает своим особенным языком, языком звуков. И у неё есть свои выразительные средства. Главное из них – мелодия. Она является основой всякого произведения. В мелодии – главная прелесть, главное очарование искусства звуков, - писал музыкальный критик и композитор Серов, - без неё всё бледно, бесцветно, мёртво.
В музыкальной речи, так же, как и в речи словесной, есть и свои предложения, и свои фразы. Только складываются они не из букв, а из звуков. Несколько звуков образуют мотив – это маленькая частица мелодии. Несколько мотивов составляют фразу, а фразы, в свою очередь, образуют предложение. Насколько важным выразительным средством является мелодия, можно судить хотя бы по тому, что очень многие замечательные произведения состоят только из мелодии.
Другим важнейшим выразительным средством музыки является ритм. Ритм вообще понятие довольно широкое. Мы сталкиваемся с ним на каждом шагу: ритмично стучат колёса поезда; в определённом ритме отстукивают время часы; ритмично бьётся сердце человека; в соответственном ритме сменяются день и ночь, чередуются времена года. Перейдём теперь к ритму в музыке.
Замечали ли вы, что звуки мелодии длятся не одинаково? Одни из них короткие, другие более долгие. Вообще ритмом в музыке называется соотношение длительностей звуков. Соотношения эти могут быть самыми разными. Вообще ни одна мелодия не мыслима без ритма. Количество ритмических вариантов бесконечно велико. Они целиком зависят от творческой фантазии композитора.
Ритм является сильнейшим выразительным средством. Он в очень значительной степени влияет на тот или иной характер музыки. Плавный ритм придаёт произведению плавность, мягкость, округлость линий; прерывистый ритм, основанный на чередовании относительно коротких звуков с ещё более короткими, создаёт ощущение тревоги, взволнованности;
неторопливо – однообразный, связывается в нашем воображении со спокойным, размеренным движением и так далее. Благодаря ритму мы очень часто сразу же, как только зазвучит музыка, определяем: это вальс, это марш, это краковяк, а это полька, хотя, может быть, раньше мы никогда и не слышали данных произведений.
Ещё одно средство музыкальной выразительности – лад. Лад бывает мажорный и минорный. Интересно, что на латинском языке мажорный лад обозначается словом durus, что означает твёрдый, минорный – mollis – мягкий. Эти названия не лишены основания. Музыка, написанная в мажорном ладу, действительно очень часто бывает мужественной, бодрой, светлой. Произведение, написанное в миноре, чаще всего вызывает ощущение мягкой грусти, задумчивости. Лад – очень важное выразительное средство, но многое зависит ещё и от того, как именно использует его композитор, какие ещё средства выразительности он привлекает.
Играя то ниже, то выше мы изменяем местоположение звуков или, как сказали бы музыканты, регистр. А замедляя, и, наоборот, убыстряя движение – меняем темп. И регистр, и темп – это тоже выразительные средства музыки, от которых зависит многое. Не меньшее значение имеет и тембр. Тембр – окраска звука. Каждый человеческий голос имеет свою окраску, свой тембр; свой тембр имеет и каждый музыкальный инструмент. Одна и та же мелодия, исполненная на разных инструментах, будет иметь различные оттенки.
И ещё одно средство музыкальной выразительности – динамика исполнения или, говоря проще, сила звучания. Основных динамических оттенков два: форте, что означает громко и пиано – тихо. Иногда эти оттенки усиливаются.
Например, очень громко (фортиссимо) или очень тихо (пианиссимо). Часто на протяжении музыкального произведения сила звучности не раз изменяется.
Таким образом, динамические оттенки помогают композитору нарисовать яркий музыкальный образ.
