Публикации Проблема оценки образовательных результатов учащихся в современной школе.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проблема оценки образовательных результатов учащихся в современной школе.
Автор: Кириллова Марина Николаевна

Проблема оценки образовательных результатов учащихся в современной школе. В настоящее время появляются новые требования, как к человеку, так и к образованию. Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:
  • Резко возросла информированность детей;
  • Современные дети относительно мало читают;
  • Несформированность произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления;
  • Ограниченность общения со сверстниками.
  • И в настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответа на вопрос «Как оценивать ученический труд в новых условиях?» Одним из важнейших аспектов педагогической деятельности является оценка полученных результатов, в ходе которой можно установить успешность и результативность образовательного процесса. Сегодня в России в условиях модернизации содержания общего образования и внедрения новых стандартов общего образования идет широкое обсуждение необходимости создания новых подходов к оценке образовательных результатов учащихся. Следуя требованиям новых стандартов, педагог должен овладеть методам и приемами, позволяющие оценивать не только предметные, но и метапредметные и личностные образовательные результаты обучающегося на различных этапах образовательного процесса. Известно, что часто внедрение нового вызывает у человека настороженность и даже протест. Не удивительно, что учителя, которые многие годы (а большинство учителей в наших школах – это люди старше 35 лет) работали по традиционной методике, сегодня не могут сразу перейти на новые образовательные технологии. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение обязательного минимума содержания, а овладение системой учебных действий с изучаемым предметным материалом, применением знаний в стандартной и нестандартной ситуации. Ориентация не на абсолютные, фиксированные оценки, а на относительные показатели детской успешности, на сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями. Каждое образовательное учреждение, творчески переработав накопленный опыт по оцениванию образовательных результатов, должно разработать целостную систему, соответствующую типу учреждения, реализуемым образовательным программам с учетом современных тенденций оценивания достижений учащихся. Наряду с традиционным нормативным критерием оценки вводится сопоставительный и личностный. Необходимо искать и отрабатывать способы сочетания нормативных оценок с другими способами оценивания. В любом случае критерии, по которым проводится оценивание, должны быть открыты для ученика, он должен понимать и принимать их. Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка – единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у учащихся создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности учеников и обеспечивали их выявление. С этой точки зрения ныне действующая система оценивания знаний, умений требует пересмотра с целью повышения ее диагностической значимости и объективности. Создаваемая система оценки должна иметь банк оценочных материалов, для 5-ти ступеней общешкольного контроля, на входе в начальную школу, на входе в основную школу на рубеже 7 класса, при завершении основной школы, при завершении старшей школы. Для каждой ступени должен быть подготовлен материал, позволяющий оценивать уровень сформированности ключевых компетенций, характерных для данного возрастного интервала.Формы представления образовательных результатов могут быть в виде:
  • Табель успеваемости по предметам, таблицы предметных требований;
  • Тексты итоговых диагностических контрольных работ, диктантов и анализ их выполнения обучающимися;
  • Устная оценка учителем успешности результатов, достигнутых учащимися;
  • Портфель достижений (портфолио);
  • Результаты диагностик и динамика развития отдельных интеллектуальных, личностных качеств обучающегося, УУД.
  • Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
  • Стартовые работы;
  • Диагностические работы;
  • Текущие проверочные работы;
  • Комплексные проверочные работы;
  • Итоговые контрольные работы;
  • Достижения учащихся «портфолио ученика».
  • -