Публикации Развитие познавательно - поисковой деятельности детей

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие познавательно - поисковой деятельности детей
Автор: Бессонная Марина Ивановна

Проектразвитие познавательно – поисковой деятельности детейЦель проекта: развитие познавательно – поисковой деятельности детей.Задачи проекта:
  • Развивать у детей представление о единстве окружающего мира и самого себя.
  • Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними.
  • Развитие у детей умственных способностей:
  • Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение.
  • Формирование способов познания путем сенсорного анализа
  • 4.развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.-1-Актуальность проекта.Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно – следственную связь, соблюдать правила безопасности.Цель опытно – экспериментальной деятельности – углублять представления о живой и неживой природе. Учить самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов.Знания формируются, как результат взаимодействия субъекта (ребенка) с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применении в различных ситуациях и порождает знание (Л.А. Парамонова) .Организацией осмысленной деятельности, в процессе которой детям предоставляется возможность открывать новые свойства предметов, их сходство и различия. Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности. -2-И неслучайно. Ученый считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенность, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки, подвижны и носят «пробующий» характер.Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носит творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность. И что немаловажно 6 специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.-3-Целью данного проекта является : формирование у детей необходимого запаса знаний об окружающем мире, и умение применять их на практике. Реализация этой цели позволяет решать следующие этапы:Видеть проблемы. Задачи этого типа ориентированы на развитие сверхчувствительности к проблемам ( задания на изменение точки зрения на объект; выявление логичных и неправдоподобных причин событий.)Задавать вопросы. Умение задавать вопросы тесно связано с умением видеть проблемы. Если ребенка систематически не отучать от стремления задавать вопросы, то есть шанс, что он вырастет не только очень образованным, но и любознательным ( задания типа: узнай с помощью вопросов причину события ; какие ты можешь задать вопросы ; какие вопросы могут задать тебе.)Выдвигать гипотезы . Исследователю необходимо уметь выдвигать предположения, гипотезы. Для этого требуется оригинальность, гибкость, продуктивность мышления. Важно научиться вырабатывать и логически оправданные, и провокационные идеи ( найти причину события; что произошло бы, если…).Давать определения понятиям. Умение давать определения понятиям развивает словесно-логическое мышление, необходимое и в обучении, и в жизни ( скажи , что такое…)Классифицировать. С помощью классификации можно не только упорядочить результаты наблюдений в значимые блоки, но и преобразовывать конкретные сведения в абстрактные категории (найди предметы, сходные по форме, цвету…).Наблюдать. Это один из самых доступных методов исследования. Помните, что смотрим мы глазами, слушаем ушами , а вот видим и слышим – умом. Поэтому развитие способности наблюдать означает развитие способности мыслить ( найти вокруг себя предметы; дай описание предмета).-4-Проводить эксперименты. Умение и стремление экспериментировать , самостоятельно искать истину необходимо каждому человеку. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий в целях проверки и сравнения ( эксперименты с красками, водой, отражением, светом).Делать выводы и умозаключения. Для развития этих важных умений предлагаются такие задания, как : проверь правильность утверждений ; сделай вывод.Структурировать материал. Это умение особенно важно на этапе представления результатов исследования. Из него же вырастает впоследствии умение работать с текстом ( составь рассказ ; изложи результаты).Теоретическое обоснование проекта.Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому него постоянно существует потребность в новых впечатлениях.Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения.Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.-5-Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы.В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Я обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к миру живой и неживой природы, предпочитая другие виды деятельности.Таким образом, возникла необходимость в проведении целенаправленной систематической работы с использованием экспериментирования.Моей целью было:• сформировать у детей знания об окружающем мире;• привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;. повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;• обогатить активный словарь; . развить связную речь.Изучив имеющуюся методическую литературу по детской поисково-познавательной деятельности, я решила адаптировать практический материал к условиям нашего детского сада.Распределила подборку практического материала по разделу «неживая природа» по блокам.Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды,-6-а также разработать перспективный план.В группе создан уголок экспериментирования, который пополняется новыми материалами, что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов.При организации работы по экспериментированию используются различные формы:-непосредственно образовательная деятельность,-экскурсии,-чтение художественной литературы,-развлечение,-опыты,-беседы.Экспериментирование с воздухом: «Реактивный шарик», «Поиск воздуха», «Место для воздуха», «Тесная бутылка», «Он в мешке», «Двигаем предметы», «Соломинка-пипетка», «Соломинка- флейта».Эти эксперименты давали детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть, проделать с его помощью ряд действий.Экспериментирование с водой позволило детям сравнить различные состояния воды. («Вижу - не вижу», «Где вода?», «Игры с кубиком льда», «Почувствуйте стакан», «Рукам своим не верю»,«Что в банке?», «Где больше?», «Какая температура?», «Помощница вода»)Экспериментирование с песком давало детям возможность выделить для себя новые свойства песка («Свойства мокрого песка», «Песочный конус», -7-«Чистая вода», «Можно ли услышать песок?» ,»Цветной песок», «Ветер в пустыне», «Песок и камешки».Проведение экспериментов продолжалось и во время наблюдений на прогулках:
  • Рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
  • Рассматривание сосулек;
  • Замораживание воды;
  • Рисование на снегу цветной водой;
  • Наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;
  • Определение направления ветра;
  • Наблюдение за срезом сугробов;
  • Изготовление цветных льдинок;
  • Сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок;
  • Наблюдение за наполнением дождевой водой ёмкостей различной ширины;
  • Сравнение намокаемости тканей различной фактуры;
  • Рисование на сухом и мокром песке;
  • Что быстрее высохнет дерево или камень;
  • Вопросы, задаваемы детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы, например:-Как вы думаете, дождь будет идти целый день?-Как вы думаете, что будет, если дождика не будет совсем?-Что будет, если на деревьях не распустятся листочки? -Как вы думаете, что случится с насекомыми, если они не лягут спать?-Как вы думаете, что случится со снегом в теплой комнате? Т.д.В процессе экспериментирования также большое значение имело художественное слово (загадки, стихи, потешки, авторские рассказы), которое помогало организовать, заинтересовать детей, пополнить словарный запас.-8-Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на:- повышение уровня развития любознательности; развитие исследовательских умений и навыков детей (анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы);- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы);-развитие личностных характеристик (появление инициативы, самостоятельности, умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения);- систематизация и расширение представлений детей о неживой природе.Природные объекты исследованияВода:• «мир на дне лужи»• «Ходит капелька по кругу»• «Веселые кораблики»• «Ловкие пальчики»• «Волшебная вода»• «Цветные капельки» • «Очистим воду»• «Брызгалки»• «Фонтанчики»• «Вода-зеркало»• «Линза-капелька»• «Нетонущая иголка»• «Мыльные пузыри»• «Дрессированные спички»• «Как растворить масло в воде»• «Разноцветные дорожки»-9--Ветер-воздух:• «Ветер-невидимка»• «Ветер, ветер, ты могуч»• «Воздух занимает место»• «Тесная бутылка»• «Перекати-поле»• «Откуда дует ветер»• «Вот труба, над нею дым»Песок. Глина. Камни:• «Из чего построен дом»• «Кто в домике живет»• «Почему падает дерево»• «Живые камни»• «Лепим колобки»• «Узоры из песка»• «Состав почвы»• «Какие бывают камни»• «Что такое горы»• «почему разрушаются горы»• «Что произойдет, если вода попадет втрещинку камня»• «Изготовление макетов Жигулевскиегоры», «извержение вулканов»Явления неживой природы:• «куда плывут облака»• «Размер дождевой капли»• «Компас, куда он нас приведет»• «Догони тень»• «Удивительная смола»• «Радуга-дуга»• «Гром и молния»• «Там за туманами...»• «Солнечные зайчики»• «Таинственные картинки» • «Пусть всегда будет солнце»• «Измерение тени взрослого и ребенка»• «Солнечные зайчики в тени и на свету»-10--• «Наблюдение за высотой стояния Солнца, длиной тени(солнечные часы) »Живая природа:• «Ежик с мягкими колючками»• «Почему зерно сеют в землю»• «Где спрятано семечко»• «Как растения очищают воздух»• «Сухие - сочные плоды»• «Зависимость растений от солнечного света(растение мать-и-мачеха на участках с разной освещенности) »• «Влияние рыхления почвы после дождя на рост и развитие огородных культур»• «Почему черви во время дождя выползают на поверхность земли»• «Растения теряют влагу»• «Живые часики»• «Где быстрее появятся выходы(на свету,в тени) »• «Сколько лет дереву»• «Влияние удобрений на развитие и рострастений»• «Чем тебя угостить, дружочекмой(птицы) »• «С какой стороны листа в растениепопадает воздух»• «Как расселяются растения»• «Где больше цветов - на краю поляныили в середине? » • «Кто живет в траве»• «Разноцветная экологическая тропа»• «Сколько оттенков зеленого цвета»• «Сколько цветков посетит пчела за однуминуту» • «Сколько хвойных растений на экологической тропе»• «Найди спящие цветы(бутоны) »• «Как растения дружат с ветром»• «Посчитай деревья ,не сходя с места»-11-• «Найди кустарник, на нем плоды»• «Найди листок, который упал давно..чера...сегодня»• «Почему у бабочки крылья сверху яркоокрашены, а снизу тускло»• «Зачем лягушке зеленый цвет ;почемубрюшко светлее, чем спинка»• «Какие у лягушки глаза(чем удобныглаза на бугорках)»• «Предсказание погоды по поведениюлягушки»• «Обследование пня и лежащего дерева на экологической тропе и в лесу»Знакомим детей с признаками экологической тревоги:• «Нефтяная речка»• «Свалка и дождь»• «Чистота воздуха на экологическойтропе и в лесу(лишайники) »Гипотеза исследованияГипотеза это предположение, догадка, еще не доказанная и не подтвержденная опытом. Обычно гипотезы начинаются со слов:
  • Предположим…
  • Что, если…
  • Допустим…
  • Возможно…
  • Одно из главных умений исследователя – умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Здесь важно проявлять оригинальность, гибкость мышления, даже решительность и смелость.-12-Гипотеза- это Ваш предположительный , вероятный ответ на предположенный проблемный вопрос. Этот ответ нуждается в последующем доказательстве и подтверждении.Существует мнение, что не всякое предположение можно называть гипотезой. Она, в отличие от простого предположения, должна быть обоснованной, указывающей путь исследовательского поиска.Однако для Вас важно научиться вырабатывать гипотезы по принципу « чем больше, тем лучше», и потому нам годятся любые, самые фантастические гипотезы и даже «провокационные идеи». Известный физик Нильс Бор однажды сказал: «… Эта идея недостаточно безумна для того, чтобы быть верной!»Гипотезы дают нам возможность увидеть проблему в другом свете, посмотреть на ситуацию с другой стороны. Ценность предположений, даже самых нелепых, в том, что они заставляют нас выйти за рамки обыденных представлений, погрузиться в стихию мысленной игры, риска, сделать то, без чего движение в неизведанное невозможно.Как мы мыслим, или зачем нужны гипотезы.Большинство людей любят ясные и простые решения даже очень сложных проблем. У многих эти решения возникают сразу, как только они сталкиваются с проблемой. На схеме это можно представить так: -13-Но такое мышление не конструктивно. Так действует тот, кто руководствуется не логикой, а интуицией. Современная наука опирается, в первую очередь, на логику и строгие доказательства.Поэтому гораздо более успешен тот, кто действует по такой схеме:Алгоритм опытно – экспериментальной деятельности.
  • Видеть и выделять проблему.
  • Принимать и ставить цель.
  • Решать проблемы:
  • -анализировать объект или явление;-выделять существенные признаки и связи;-выдвигать гипотезы, предположения;-отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности;-осуществлять эксперимент.
  • Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.
  • -14-
  • Фиксировать этапы действий и результаты графически.
  • Методы и приемы работы.-15-Характеристика возрастных психологических особенностей воспитанников.Средний дошкольный возраст.В четыре года в развитии ребенка ‘происходит большие изменения, которые вызваны: физиологическими изменениями в коре головного мозга (миелинизация нервных окончаний), совершенствованием психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения и т.п.), достаточно высокой степенью овладения речью, накоплением определенного запаса представлений о ближайшем непосредственном окружении. Поэтому познавательное развитие ребенка переходит на другую, более высокую и качественно отличную от предыдущей ступень.Ребенок четырех лет получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова. для него это новый способ познания. Теперь малышу для познания необязательно только видеть и действовать. Взрослому достаточно рассказать о чем-либо, и ребенок сумеет усвоить информацию.Подобные изменения в познавательном развитии ребенка позволяют ему выходить за пределы непосредственно воспринимаемой действительности, мысленно преодолевать пространство и время (перешагивать границы ближайшего окружения).Возможность воспринимать информацию на словесном уровне (т.е. на уровне мыслительных операций) без обязательного подкрепления ее зрительным образом или практическим опытом способствует интеллектуальному развитию ребенка, расширению его кругозора, появлению и развитию внеситуативно -познавательной формы общения со взрослыми.Однако наши наблюдения за детьми четырех лет показали, что в их познавательном развитии можно выделить две противоречивые тенденции. С одной стороны, малышей привлекает и манит открывшийся большой мир. -16-Они испытывают к нему интерес и с удовольствием «заглядывают» в него. С другой стороны, малыши не торопятся надолго «уходить» в большой мир, их что-то удерживает в ближайшем непосредственном окружении. Главным тормозом в познании большого мира является появившаяся у четырехлеток познавательная потребность упорядочивать накопленную и поступающую информацию.действительно, основу познавательной сферы детей до четырех лет составляют предметы, явления и события ближайшего окружения, к которым они имели доступ. Однако основная масса собранной информации представлена набором разрозненных сведений и фактов, не связанных между собой в сознании ребенка какими-либо зависимостями. Происходящие изменения в физиологическом и психическом развитии детей четырех лет приводят к изменениям в их мировосприятии. Именно в этом возрасте дети начинают понимать, что в лом мире все взаимосвязано, все предметы, явления.И события как-то влияют друг на друга. Дети четырех лет хотят разобраться в этих зависимостях и связях. Постичь способы упорядочивания информации ребенку проще на знакомом, близком ему содержании. Это содержание ближайшее непосредственное окружение.Таким образом, потребность постичь некоторые закономерности нашего мира (на основе имеющихся у детей представлений) задерживает четырехлеток в ближайшем окружении, делает их выход в большой мир кратковременным. Процесс упорядочивания имеющейся и поступающей информации протекает у детей на основе совершенствования и развития психических процессов, и особенно мышления и мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.п.).На пятом году жизни у детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. К избирательным интересам детей необходимо относиться внимательно и бережно, всячески поддерживать и развивать их. Ведь появившийся у ребенка интерес к какому-либо объекту пробуждает желание больше узнать о нем. Невнимание к детским интересам может привести к их угасанию и полному исчезновению.-17-Итак, в возрасте четырех-пяти лет можно выделить четыре направления познавательной активности детей: 1) знакомство с предметами, явлениями и событиями, выходящими за пределы непосредственного восприятия и опыта детей; 2) установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений; 3) удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей; 4) формирование положительного отношения к окружающему миру.Задачи и основные направления познавательного развития детейчетырех-пяти лет.1. Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.Передавать детям информацию новым для них способом познания, через слово.2. Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.3. Помогать детям упорядочивать накопленные и получаемые сведения о мире через понятие последовательность и целевые связи.4. Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое отношение к миру, закреплять и упражнять свой положительный опыт.5. Создавать условия, способствующие выявлению и поддержанию первых избирательных интересов детей, появлению самостоятельной познавательной активности детей.-18-Старший дошкольный возраст.В пять-шесть лет ребенок по-прежнему смотрит на мир широко открытыми глазами. Все чаще и чаще, все смелее и смелее он бросает свой взор на открывшуюся перспективу познания большого мира. детям все интересно, их все манит и привлекает Старший дошкольник с одинаковым рвением пытается освоить и то, что поддается осмыслению на данном возрастном этапе, и то, что пока он не в состоянии глубоко и правильно осознать. Именно у детей пяти-шести лет наблюдается пик познавательных вопросов. Их познавательные потребности можно выразить девизом: «Хочу все знать!»Однако имеющиеся у ребенка пяти лет возможности переработки, упорядочивания информации еще не позволяют ему полноценно справиться с потоком поступающих сведений о большом мире. Несоответствие между познавательными потребностями ребенка и его возможностями переработать информацию может привести к перегрузке сознания различными раз-i розненными сведениями и фактами, многие из которых дети это-! го возраста не в состоянии осмыслить и понять. Это наносит вред процессу создания в сознании ребенка элементарной целостности мира, часто ведет к угасанию познавательных интересов, к болезненным изменениям в психике.для того чтобы удовлетворить свои стремления, желания и потребности, в арсенале пятилетнего ребенка имеются различные способы познания. К ним относятся: действия и собственный практический опыт (этим ребенок владеет достаточно хорошо); слово, т.е. объяснения, рассказы взрослых (этот способ ребенку уже знаком, продолжается процесс его совершенствования).Большое значение для познавательного развития ребенка пяти лет имеет осознанное знакомство с различными источниками информации (книга, телёвизор, компьютер и т.п.), привитие первичных умений пользоваться некоторыми из них.Уровень развития мыслительных операций ребенка старшего дошкольного возраста (анализ, сравнение, обобщение, классификация и т.п.) помогает ему более осознанно и глубоко воспринимать и постигать имеющиеся и поступающие сведения о нашем мире и разбираться в них.-19-Итак, у детей пяти-шести лет наблюдается стремление расширить познаваемые горизонты действительности, желание вникнуть в существующие в мире связи и отношения, интерес к новым источникам информации, потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру.Задачи и основные направления познавательного развития детейпяти-шести лет.1. Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире, готовит его к элементарному осмыслению некоторых понятий (время, знак, символ, знаковые системы).Знакомить детей с некоторыми конкретными знаками (буква, цифра, дорожные знаки, нота и др.), символами (флаг, герб), знаковыми системами (азбука).Закреплять и расширять в течение года полученные детьми сведения о знаках, символах и знаковых системах через практический опыт.Вызывать у детей интерес к накопленному человечеством опыту постижения времени через конкретные исторические факты.На основе собственного опыта детей начать формировать у них личную заинтересованность, желание научиться разбираться во времени, фиксировать его и определять.2. Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация).Стремление к дальнейшему накоплению информации (отдельные факты, сведения) и готовность упорядочить накопленную и вновь получаемую информацию, классифицировать ее на крупные блоки (дикие и домашние животные; дикорастущие и культурные растения).-20-3. Продолжать формирование у детей бережного, созидательного отношения к Миру.СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ-  постановка проблемы, которую необходимо разрешить;-  целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы);-  выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения);-  проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);-  анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось);-  формулирование выводов.Разработали перспективное планирование занятий по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников», которое включает в себя:-      Экспериментальная деятельность, организованная педагогом;-      Познавательное занятии с элементами экспериментирования;-      Демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми-       Долгосрочные наблюдения - эксперименты.-21--22-Методика организации опытно-экспериментальной деятельности.Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия необходимо систематизировать и оформить в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений.В группах где созданы уголки экспериментирования, должны находиться в свободном доступе детям и предлагаться материал по проводимым на занятиях экспериментам (для воспроизведения, самостоятельного варьирования), а также другие исследовательские наборы. В природном уголке должны проводится долгосрочные наблюдения-эксперименты. Здесь же воспитанники могут познакомиться с работами сверстников предыдущих годов, обсудить их, сравнить со своими.Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.Так, в процессе детского экспериментирования дети учатся:· видеть и выделять проблему;· принимать и ставить цель;· решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;-23-· высказывать суждения, делать выводы и умозаключения;· фиксировать этапы действий и результаты графически.Таким образом, важно уметь оценивать отношение детей к деятельности экспериментирования.Отношение мы оцениваем по степени проявления интереса, активности участия в обсуждении и самой деятельности.Подбор игр и упражнений, направленных на развитие интеллектуальных способностей у старших дошкольников.Развитие интеллектуальных способностей ребёнка происходит, благодаря тренировке каждой из его  составляющих:мышления;восприятия;внимания;памяти;воображения.У старших дошкольников наглядно-образное мышление  (опора на зрительные представления, образы),словесно - логическое мышление (использование    понятий,   логических конструкций и схем).Базой для развития мыслительных операций является формирование представлений о различных признаках и свойствах объектов.«Какая, какой?»,«Отгадай (найди) по описанию» и т..д.-24-Важно учить детей выделять не только внешние (цвет, величина и т.п.), но и скрытые (например, функцию) признаки.Развивать у дошкольников умение устанавливать связи, отношения между наблюдаемыми объектами и явлениями помогают также:-задания- путаницы (нелепицы) «Что перепутал художник?»-разрешение проблемных ситуаций-отгадывание загадок  как особого вида логической задачи .Для развития восприятия  используются игры с использованием сенсорных эталонов (образцов различных внешних свойств предметов). Например, эталоны цвета, формы, величины.Что в мешочке» развитие тактильного восприятия;Вкладыши» развитие восприятия формы и пространственных отношений;Найди недостающую деталь»;-пазлы  развитие зрительного восприятия  и т..дИгры и задания, направленные  на развитие внимания: -задания на нахождение сходства и различий картинок-нахождение различных геометрических фигурок, «спрятанных» на картинке-поиск парных изображений-корректурные пробы  и т..д.Для развития воображения необходимо:- предлагать ребёнку задачи, имеющие не одно, а множество возможных решений;-25-· формировать способность создавать оригинальные образы .и т..д. Организация исследовательской деятельности старших дошкольников.Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В основе их лежит механизм поисковой активности, функционирование которого необходимо, для того чтобы организм сохранял устойчивость в динамичном, непрерывно меняющемся мире.Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры (А.И. Савенков). Иными словами, главная цель исследовательского обучения – формирование навыков исследовательской деятельности.Целью организации исследовательской практики дошкольников является создание условий для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка и его трансформации в процесс саморазвития путем совершенствования исследовательских способностей.Задачи:Развитие познавательных мотивов дошкольников.Развитие познавательных способностей дошкольников.Обучение дошкольников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования.Формирование и развитие у дошкольников умений и навыков исследовательского поиска и творческого проектирования.-26-Формирование у дошкольников, родителей представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.Формирование социальных компетенций: толерантности, способности к сотрудничеству, повышение адаптивных способностей детей.Структура учебного исследования ребенка включает следующие основные этапы:-выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); -выдвижение гипотез; -поиск и предложение возможных вариантов решения; -сбор материала; -обобщение полученных данных; -подготовка проекта (сообщение, доклад, макет и др.); -защита проекта.-27-РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.  Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.  3адача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.  Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.В период дошкольного детства «островок» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.  К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.-28-  Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?)  Н.Н. Поддьяков выделяет экспериментирование как основной вид ориентировочно - исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Он выделяет два основных вида ориентировочно сследовательской деятельности.ПервыйАктивность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю.Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий. Таким образом, дети получают те результаты, которые им заранее определили.В качестве основных развивающих функций познавательно-исследовательской деятельности на этапе старшего дошкольного возраста обозначены следующие:       
  • развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)
  • -29-
  • освоение ребенком основополагающих культурных форм упорядочения опыта: причинно-следственных, родо-видовых (классификационных), пространственных и временных отношений;
  • перевод ребенка от систематизации опыта на уровне практического действия к уровню символического действия (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающeгo мира);
  • развитие восприятия, мышления, речи (словесного анализа-рассуждения) в процессе активных действий по поиску связей вещей и явлений;
  • расширение кругозора детей посредством выведения их за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу (освоение представлений о природном и социальном мире, элементарных географических и исторических представлений).
  • В экспериментально-исследовательской модели познавательной деятельности используется следующая логика методов:
  • вопросы педагога, побуждающие детей к постановке проблемы (например, вспомните рассказ Л.Н. Толстого «Хотела галка пить...». В какую ситуацию попала галка?);
  • схематичное моделирование опыта (создание схемы проведения);
  • вопросы, помогающие прояснить ситуацию и понять смысл эксперимента, его содержание или природную закономерность;
  • метод, стимулирующий детей к коммуникации: «Спроси своего друга о чем-либо, что он думает по этому поводу?»;
  • -30-
  • метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности, суть которого состоит в определении ребенком личностно-ценностного смысла совершенных им действий.     
  • -31-РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ.1. Организовать с детьми наблюдения за сезонными явлениями. Учить детей наблюдать за явлениями природы и устанавливать связь между ними. Познакомить детей с характерными особенностями времени года. Рассказать, что осенью листья на деревьях... (см. программу «Радуга»).Учить детей наблюдать за сезонными явлениями в природе. Уточнить представления детей об этих явлениях. Учить детей наблюдать явления природы, анализировать, устанавливать причинные связи и зависимость. Учить делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях.2. Организовать с детьми наблюдения за состоянием погоды. (Понаблюдать с детьми за погодой.) Отметить с детьми погоду. Учить детей определять и называть состояние погоды. Предложить детям рассказать, какая сегодня погода. Предложить ответить на вопросы: какая сегодня погода, сегодня холодно или тепло, солнечно или пасмурно, ветреный день или безветренный. Уточнить, как дети решили, что сегодня такая погода.Учить детей определять состояние погоды по характерным признакам: дует ветерок, деревья качаются, значит, ветреная погода; светит солнце, на земле тени — значит, погода солнечная; на деревьях иней, снег нелипкий — морозная погода. Закрепить представления детей о сезонных явлениях, о сезонных изменениях в природе.3. Организовать с детьми наблюдения за животным миром. Организовать с детьми наблюдение за птицами, за их поведением, внешним видом, окраской, оперением. Воспитывать желание ухаживать за ними. Оберегать, подкармливать.Организовать наблюдение за животными, их особенностями внешнего вида, повадками. Уточнить знания детей об образе жизни животных (домашних и диких), повадках, уходе за животными.Организовать с детьми наблюдение за насекомыми.-32-Учить детей распознавать животных, птиц, насекомых по окраске, звукам, способу передвижения, поведению. Дать детям представления о жизни животных, птиц, насекомых в разное время года. Уточнить знания детей о животных, о том, почему их надо оберегать, как за ними ухаживать.Привлечь детей к наблюдению за обитателями животного уголка. Дать поручение детям... (см. Программу).4. Наблюдение за неживой природой (в лесу, поле, лугу, саду, на участке детского сада). Организовать с детьми наблюдение за растениями, деревьями. Учить детей сравнивать растения, деревья. Различать в них отличительные особенности. Дать детям представления о выращиваемых растениях, уходе.Учить детей правильно вести себя в природе, поговорить с ними о бережном отношении к растениям, об охране природы, уходе за ними, о правильном поведении в природе (не ломать кусты, не рвать цветы, а ухаживать за ними). растениях, деревьях в разное время года (см. Программу).Учить детей различать растения, деревья, кустарники по коре, листьям, цветам и плодам.5. Привлечь детей к наблюдению за явлениями неживой природы. Учить детей отмечать, какие изменения произошли за прошедший период. Привлечь детей к уходу за растениями, деревьями (см. Программу). Воспитывать у детей любовь к окружающей природе, желание оберегать и сохранять ее.6. Дать детям представления о переходе воды в твердое состояние и наоборот. Приготовить с детьми цветную воду, разлить ее в разные формочки и поставить на холод. Предложить детям понаблюдать, что происходит с водой в формочках. Когда вода замерзнет, вместе с детьми украсить участок цветными льдинками. Вылепить с детьми из снега небольшого снеговика, взять его в группу и вечером, после сна, выяснить, что с ним произошло. Спросить, почему он растаял.-33-Содержание опытно-экспериментальной деятельности
  • совместная деятельность взрослого с детьми;
  • свободная самостоятельная деятельность детей
  • формы работы:
  • Занятия;
  • Плановые эксперименты;
  • Дидактические игры;
  • Беседы;
  • Наблюдение и труд;
  • Работа в лаборатории.
  • Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всей группой).Предпочтение отдается подгрупповой  форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса , проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.Существуют эксперименты, которые проводятся  как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.структура эксперимента:с         Осознание того, что хочешь узнать;         Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;          Выполнение работы, соблюдение правил безопасности,  наблюдение результатов;-34-         фиксирование результатов, анализ полученных данных;         словесный отчет об увиденном,  формулирование выводов.Блок совместной деятельности взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.Здесь  планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. -37- Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных  представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать.С детьми проводится  экологические игры, чтение художественной  и познавательной литературы.В блоке организованного  обучения проводятся занятия обобщающего характера ./итоговое – проводится 1раз в месяц./Цель: обобщить знания,  полученные детьми в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со взрослым и индивидуально в свободной деятельности.Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога  и детей.Они стимулируют  познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.Планирование работы в блоке  свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание  педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.Окружающая  детей  предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника.Дети проводят опыты в “лаборатории” и в “Уголке природы”, используя пособия и  материал для проведения исследования.-35-Свои знания дети закрепляют в дид. играх, а результаты опытов – в изоеятельности.Для работы с детьми  отобраны наиболее эффективные методы.Условно их можно разделить на группы:
  • Методы, повышающие познавательную активность.
  • Эти методы позволяют формировать заинтересованность в принятии информации, желание уточнять и углублять свои знания, самостоятельно искать ответы на интересующие вопросы, умение усвоить способ познания и применить его.Наиболее эффективными методами этой  группы являются - элементарный  и причинно-следственный анализ, сравнение,  моделирование и конструирование, метод вопросов, метод повторения, решение логических задач, исследование.
  • Методы повышающие эмоциональную активность детей при усвоении знаний. (элементы новизны, проблемно –игровые приемы),  сочетание разнообразных средств, например: проведение опыта и зарисовка его результата.
  • Методы коррекции и уточнения представлений, при проведении экспериментирования (повторение упражнения, наблюдение,  метод переключения на другую деятельность, метод обобщенного ответа, беседа, проблемно-поисковый метод, т все что позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний).
  • Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.-36-
    -