Публикации
Рабочая программа кружковой деятельности "Семьеведение"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа кружковой деятельности "Семьеведение"
Автор: Гатауллина Разиля Наильевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа кружковой деятельности "Семьеведение"
Автор: Гатауллина Разиля Наильевна
ГКУ «Социальный приют для детей и подростков «Мечта» в Аксубаевском муниципальном районе»Рабочая программапо кружковой деятельности «Семьеведение»СодержаниеПояснительная запискаОбщая характеристика программыПрограмма «Семьеведение» (далее – программа) для детей старших классов составлена на основе положений и требований:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287);федеральной рабочей программы воспитания.При разработке программы использовались следующие нормативные документы:Конституция Российской Федерации;Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022г. № 809 «ОбутвержденииОснов государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»;Семейный кодекс Российской Федерации.Актуальность программыАктуальность разработки программы «Семьеведение» в современных условиях способствует формированию у представителей молодого поколения приверженности традиционным российским духовно-нравственным ценностям, включая ценности крепкой семьи, укрепляющих гражданское единство российского общества, направленных на решение демографических проблем в Российской Федерации. Семья – основа любого государства. Ведущими функциями семьи являются рождение и воспитание детей, передача духовно-нравственного, социального и культурного опыта новому поколению.Традиционная семейная культура нуждается в поддержке государства, в том числе посредством образования. Образование становится средством, обеспечивающим сдерживание и предотвращение негативных тенденций распада семьи. Оно призвано решить проблему сохранения и восстановления отечественных традиций семейного воспитания и передачи молодому поколению знаний о психологических, культурных и нравственных нормах семейной жизни.Важность обращения к семейной проблематике обусловлена, прежде всего, тем, что семья является одним из важнейших социальных институтов, формирующих в человеке основы его гражданской идентичности. Вместе с тем ценность семьи в сознании молодых людей зачастую девальвируется под воздействием негативного влияния элементов деструктивной идеологии. В этой связи формирование в сознании обучающихся ценности крепкой семьи, брака, многодетности является одной из основных задач.Создание программы «Семьеведение» для детей старших классов продиктовано важностьюцеленаправленнойпросветительской и воспитательной деятельности, которая предполагает: - осознание семьи и традиционных семейных отношений как ценности в жизни современного человека;- приобщение к системе традиционных духовно-нравственных ценностей;- формирование у обучающихся культуры семейных отношений, уважения к старшим поколениям;- приобретение обучающимися опыта выстраивания моделей поведения и межличностных отношений в семье, соответствующих принятым в российском обществе традиционным духовно-нравственным ценностям.Программа предусматривает организацию разнообразной деятельности обучающихся с целью применения получаемых знаний для анализа жизненных ситуаций и решения проблем, возникающих в сфере семейных отношений. Приоритетное внимание в программе придается современным научно-педагогическим подходам, которые обеспечивают открытый диалог с учетом возрастных особенностей обучающихся.Новизна программы заключается в том, что её содержание предполагает:- освоение обучающимися навыков и знаний в сфере семейных отношений, которые пригодятся им в жизни, станут важным компонентом, влияющим на их дальнейшую жизненную траекторию;- рассмотрение семейной проблематики не только с точки зрения современных научных позиций, но и с точки зрения ее ценностно-смыслового и эмоционального восприятия обучающимися, а также их индивидуального жизненного опыта;- развитие практических навыков и познавательных интересов обучающихся, связанных с их ценностными установками на создание крепкой многодетной семьи и моделями поведения в сфере реальных семейных отношений.Цель и задачи программыЦелью программы является введение молодых людей в традиционную для нашего Отечества систему семейных ценностей и формирование просемейных ценностно-смысловых установок: брачности, многодетности, целомудрия.Изучение программы направлено на формирование:- четких ценностных установок на семейность и многодетность, чтобы обучающиеся связывали свое будущее именно с семейным образом жизни;- понимания обучающимися старших классов особой значимости института семьи для самосохранения и развития общества, сохранения исторической памяти и преемственности поколений;- ответственного и уважительного отношения обучающихся к старшему поколению, к российским традиционным духовно-нравственным ценностям, в том числе крепкой семье, институту брака как союзу мужчины и женщины, рождению и воспитанию детей.В рамках решения основных задач программы должно быть обеспечено:- ознакомление обучающихся с базовыми понятиями, раскрывающими смыслы, ценности и нормы семейной жизни, освоение категорий и таксономии семейных терминов;- формирование у молодых людей основных представлений о семейной жизни с позиции психологии, культурологии и этики;- осознание обучающимися системы российских семейных ценностей и принятие их для построения собственной семьи в будущем;- содействие подросткам в решении ими личных смысложизненных вопросов, связанных с семейными отношениями;- обеспечение осознания обучающимися своей гражданской и социальной идентичности как граждан России и продолжателей традиций рода и семьи;- содействие направленности обучающихся на создание крепкой, счастливой семьи, снижение и предотвращение рисков на пути к ее созданию;- ознакомление обучающихся со средствами решения семейных проблем;- обучение основам психологической и духовно-нравственной безопасности в сфере семейных отношений.Место программыПрограмма «Семьеведение» рассчитана на реализацию в течение 1 года и содержит 20 часов: 2 часа в месяц.Особенность программы состоит в том, что в ней в краткой обобщенной форме представлены все основные аспекты семейной проблематики (исторические, социокультурные, правовые, экономические, психологические, нравственные), позволяющие обучающимся ознакомиться с основами семьеведения.Планируемые результаты освоения программы «Семьеведение»Реализация программы «Семьеведение» направлена на обеспечение достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.Личностные результаты:гражданское воспитание:- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи;- понимание роли семьи как социального института в жизни человека;- обретение положительного образа семьи, родительства (отцовства и материнства), освоение традиционных семейных ценностей России;- готовность выстраивать бесконфликтные отношения в семье;- понимание роли семьи как социального института в жизни человека;патриотическое воспитание:- осознание российской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России, ценностное отношение к достижениям своей Родины ‒ России, семейных традиций народов России;духовно-нравственное воспитание:- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора в семейных отношениях, готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции традиционных духовно-нравственных ценностей, а также правовых норм;- способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к созданию крепкой, гармоничной семьи;эстетическое воспитание:- восприимчивость к традициям и творчеству своего и других народов, понимание ценности отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и народного творчества;физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:- осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни;- соблюдение правил безопасности, в том числе безопасного поведения в интернет-среде;трудовое воспитание:- установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность, уважение к труду и результатам трудовой деятельности;ценности научного познания:- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира с учетом семейных традиций народов России;адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:- освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью;- умение оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации.Метапредметные результатыПознавательные универсальные учебные действияБазовые логические действия:- выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;- выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;- делать выводы с использованиемдедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии.Базовые исследовательские действия:- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно- следственных связей и зависимостей объектов между собой;- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, исследования;- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.Работа с информацией:- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;эффективно запоминать и систематизировать информацию.Коммуникативные универсальные учебные действия:- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;- знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;- в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;- публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;- самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.Регулятивные универсальные учебные действияСамоорганизация:- выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;- ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе);- составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения);- делать выбор и брать ответственность за решение.Самоконтроль, эмоциональный интеллект:- владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;- давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения;- учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;- объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;- вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;- оценивать соответствие результата цели и условиям;- ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;- регулировать способ выражения эмоций.Совместная деятельность:- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;- принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;- уметь обобщать мнения нескольких людей;- планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);- выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;- оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;- сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой.Предметные результаты:- освоение и применение системы знаний: о семье, месте и роли каждого члена семьи, важности семьи как базового социального института; социокультурной сущности семьи и ее роли в современном обществе; содержании и значении социальных норм, регулирующих семейные отношения, включая правовые нормы;- осознание значимости крепкой семьи, брака как ценности в современном обществе; умение характеризовать семейные отношения как традиционную российскую духовно-нравственную ценность; осознание значимости семейных традиций в истории народов России;- формирование понимания роли семьи в освоении норм морали и нравственности, гуманизма, милосердия, справедливости, взаимопомощи, коллективизма, преемственности истории нашей Родины;- умение характеризовать особенности семейных отношений с использованием источников разных типов (текстами, иллюстрациями, аудио- и видеоматериалами);- умение использовать полученные знания: для устного и письменного описания традиций семьи, роли каждого члена семьи; для описания традиций своей семьи, для написания ее родословной;- умение использовать цифровые технологии для создания родословной, поиска и моделирования дома, создания финансового плана семьи и др.;- умение аргументировать роль здорового образа жизни для каждого члена семьи;умение выстраивать бесконфликтное общение с родственниками, в том числе со старшими членами семьи;- умение осмысливать личный социальный опыт жизни в семье, общения с родителями, с бабушками и дедушками, братьями и сестрами, дальними родственниками;- умение решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи;- овладение приемами поиска и извлечения социальной информации (текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций средств массовой информации (СМИ) с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;- умение анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить ее с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека в семье, личным социальным опытом, используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами; умение оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральным, правовым и иным видам социальных норм, включая вопросы, связанные с личными и семейными финансами, в том числе при планировании семейного бюджета.Содержание программы «Семьеведение» Как и для чего создается семья? Семья в различные исторические эпохи – от древности до настоящего времени: мотивы создания семьи и вступления в брак. Семья и духовно- нравственные ценности.Семья и брак в современном обществе.Семья как ценность для ребенка. Крепкая семья, основанная на любви, как основа для формирования у ребенка чувства безопасности и ощущения счастья. Важность для ребенка материальной и психологической поддержки со стороны родителей. Семья как среда формирования личности ребенка, его духовно-нравственного становления.Эмоциональное взаимопонимание между родителями и детьми.Семья и ее роль в обществе Семья как первичная ячейка общества, ее важность в самосохранении и развитии общества. Семья и ее основные функции. Репродуктивная функция семьи и ее значение в решении демографических проблем современной России. Расширенная (многопоколенная) семья как исторический феномен.История семьи Родословная моей семьи.Важность сохранения исторической памяти о поколениях рода (семьи). Предания и традиции моей семьи. Ценности семьи, передающиеся из поколения в поколение. Семейная память и семейная гордость. Семейные традиции и их разнообразие: семейный совет, воскресные обеды, семейные спектакли, семейные путешествия, семейное чтение и т. п.Роль родителей в современной семье Особая роль и ответственность родителей в современной семье. Роль мужчины в семье. Отцовство. Роль женщины в семье. Материнство. Любовь, взаимное принятие и поддержка как базовые ценности взаимоотношений супругов между собой, а также родителей и детей. Образ семьи в художественных произведениях второй половины ХХ – начала XXI века (мультипликация, кино и др.).Родители и дети Особенности выстраивания взаимоотношений между родителями и детьми в зависимости от их возраста. Уважительное взаимодействие родителей и детей.Братья и сестры Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье – необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях (мультипликация, кино, литература).Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками? Бабушки и дедушки в семье. Доверительное, эмоционально теплое общение внуков с бабушками и дедушками. Уважительное отношение к старшим членам семьи. Чувство благодарности старшим. Почитание старших в семье. Забота о пожилых членах семьи, помощь по дому. Черты семейного поведения, присущие бабушкам и дедушкам, и бесконфликтные стратегии их восприятия. Доверительное общение внуков с бабушками и дедушкамиЧто мы называем своим «домом»? Место проживания семьи и важность его восприятия для супругов и детей как своего «дома». Дом – это место защищенности, уюта и эмоциональной теплоты. Особенности и способы обустройства семейного хозяйства в больших и малых городах, в пригородах и сельской местности.Ведение домашнего хозяйства Основные составляющие домашнего (семейного) хозяйства. Хозяйственно-экономическая функция семьи. Типичные проблемы обустройства домашнего хозяйства у семей с детьми и способы их решения. Семейный бюджет Важность планирования и учета семейных доходов и расходов. Семейный бюджети финансовая «подушка безопасности». Равноправие мужа и жены в решении финансовых вопросов, открытость семейных финансов как современные культурные нормы. Основные статьи семейного бюджета. Способы экономии семейного бюджета и статьи, на которых не следует экономить. Карманные деньги детей. Основные приоритеты детских расходов и способы рационального расходования детьми денежных средств. Детские накопления и цели их использования.Семейный быт Красота, комфорт и уют в доме. Важность совместных усилий родителей и детей в решении проблем определения оптимального бюджета, выбора стиля оформления, материалов, технических решений и другого для обустройства дома. Важность достижения договоренностей в распределении ролей между родителями и детьми для поддержания чистоты и порядка в доме. Традиции обустройства дома в разных регионах России.Как создать благоприятную семейную атмосферу? Здоровая семейная атмосфера как залог устойчивости внутрисемейных отношений. Доминирующие положительные эмоции, тон общения, настроение, взаимное доверие и открытость, взаимопомощь и поддержка как важные составляющие супружеских и детско-родительских отношений. На чем держится семья? Нравственные основы взаимоотношений в семье: любовь, верность, взаимная поддержка, честность. Умение слушать и слышать друг друга, допущение разных взглядов членов семьи на одну и ту же бытовую ситуацию, умения уступать и прощать недостатки друг другу, навыки оказания друг другу знаков внимания как факторы, укрепляющие семью. Конструктивное взаимодействие членов семьи.Как избегать конфликтов в семье? Общение супругов друг с другом, а также родителей с детьми, старших детей с младшими по поводу возникающих разногласий как важнейшее правило гармоничной семейной жизни. Важность рефлексии каждым членом семьи своего поведения и манеры общения. Умения прощать и просить прощения как важные составляющие счастливой семейной жизни. Компромиссы в отношениях между супругами, между родителями и детьми. Пути выхода из возникшего конфликта.Умение родителей договариваться с детьми как основа гармоничных взаимоотношений. Важность уважения родителями выбора ребенка. Конструктивная поддержка со стороны родителей в ситуации поиска ребенком варианта решения жизненной проблемы.Что помогает семье объединиться? Совместная досуговая деятельность как важный фактор сплочения семьи. Разнообразие форм совместных семейных дел (уборка и ремонт квартиры/дома; работа на приусадебном участке и пр.), оказывающих позитивное и (или) негативное воспитательное и эмоциональное влияние на детей.Важность семейных праздников для эмоционально-психологического сближения взрослых и детей. Игры как важный элемент семейного досуга. Распространенные виды семейных игр, их плюсы и минусы. Роль семейных прогулок, туристических походов и путешествий в сплочении семьи и личностном развитии ее членов. Здоровый образ жизни в семье Здоровье членов семьи и его роль в полноценной семейной жизни. Здоровый образ жизни и его ключевые составляющие: здоровое питание, здоровый сон, гигиена, физическая активность. я. Варианты домашнего меню как примеры здорового питания.Режим здорового сна для взрослых и детей. Личная гигиена и ее влияние на образ жизни семьи. Способы преодоления вредных привычек в семье. Важность физической активности для здоровья человека и способы ее поддержания в семье. Здоровьесберегающие мероприятия (зарядка, прогулки, подвижные игры и т. п.) и технологии (фитнес-браслеты, интернет-приложения и др.), способствующие укреплению здоровья взрослых и детей. Примеры участия членов семьи в оздоровительных мероприятиях и акциях России и региона (ГТО, «Здоровье для всей семьи»).Вступление в брак Порядок регистрации брака в Российской Федерации. Брачный возраст. Порядок и условия заключения брака в современной России. Брачный договор.Поддержка государством семей с детьми Меры социальной поддержки семей с детьми. Социальные гарантии для семей. Материнский капитал и ипотека для молодых семей. Меры государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации. Звание «Мать-героиня».Права и обязанности родителей и детей Личные права и обязанности супругов, равенство супругов в семье. Имущественные права и обязанности супругов, совместная собственность, движимое и недвижимое имущество семьи, наследство и наследники, дарение и другие сделки с семейным имуществом. Права и обязанности родителей в отношении родных детей и детей, взятых под опеку.Права и обязанности ребенка в семье. Права несовершеннолетних детей на владение, пользование и распоряжение имуществом, финансовую и предпринимательскую деятельность. Обязанности совершеннолетних детей (с 18 лет) по отношению к своим родителям и родственникам. Тематическое планирование
