Публикации Создание индивидуальных итоговых проектов по литературе учащимися старших классов

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Создание индивидуальных итоговых проектов по литературе учащимися старших классов
Автор: Сафонов Алексей Семенович

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Вечерняя школа № 12» с. Заозёрное Хабаровского муниципального района Хабаровского края СОЗДАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ИТОГОВЫХ ПРОЕКТОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕУЧАЩИМИСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Автор: Сафонов Алексей Семёнович учитель русского языка и литературы Заозёрное 2025Аннотация В статье показан мой личный опыт работы с учащимися в рамках проектной деятельности на уроках литературы, в средней школе. Рассмотрены пути формирования навыков создания проектов на уроках и во внеурочное время.Ключевые словаПроект, проектная деятельность. Метод проектов является очень важным методом в плане организации и проведения самостоятельной работы с учениками на уроке. Дело в том, что учащиеся становятся активными участниками работы на уроке, а не просто слушателями и пассивными созерцателями. Проектные технологии очень важны, и это является требованием нового Государственного стандарта. Литература как учебный предмет является очень хорошей почвой для создания проектов и здесь роль учителя трудно переоценить. Конечно, основная работа по созданию индивидуальных проектов лежит на плечах учеников, а учителю достаётся роль направляющего в этом процессе Проекты литературе отличаются по продолжительности во времени:- Мини-проекты – проекты одного урока. Например, после изучения творчества И.А. Бунина в 11 классе, учащимся можно предложить выполнить творческий проект на тему «Основные причины увядания дворянских гнёзд с точки зрения писателя» На уроке литературы в 11 классе по теме «Страшный мир в лирике А. Блока» предлагается проект «Влияние реального мира на творчество А.Блока». Цель проекта – узнать, почему символизм постепенно уходит, и в творчестве поэта появляются черты реализма- Домашний проект в 9 классе может быть подготовлен в рамках школьной недели по предмету «Литература» и носить информационный характер. Как правило такой проект предназначен для презентации на заключительном дне недели, оценивается жури, в состав которого входят учителя-словесники и учащиеся 10.11 классов.- Годовые итоговые проекты выполняются учащимися, как правило, индивидуально и носят исследовательский характер. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации - выполняется во внеурочное время. Результат (итог) проектной работы должен иметь практическую направленность. В качестве итога (продукта) проектной деятельности может быть представлена любая из следующих работ:а. письменная работа (эссе, реферат, обзорная статья, отчет об исследовании, стендовый доклад и др.);б. творческая работа (театральная постановка, танец, стихотворение, исполнение музыкального произведения, компьютерная анимация, художественный фильм и др.);в. физический (материальный) объект (макет, модель, конструкторское изделие, буклет, брошюра, путеводитель, книга, памятка и др.); г. полученный отчётный материал (диаграммы, результаты социологического опроса, инфографика, презентация по теме и Продуктом проекта может быть всё, что покажет результат и процесс работы над проектом. Например, «Уильям Шекспир «Гамлет, принц Датский – трагедия главного героя». Конечным продуктом такого исследования в 10 классе стала статья, в которой ученик показал свою точку зрения на трагедию «Гамлет, принц Датский», по его мнению, трагедия «Гамлет, принц Датский» - подлинная вершина творчества У. Шекспира. Тема предательства в трагедии «Гамлет» является одной из наиболее важных и интересных тем, Шекспир не просто раскрывает суть данного явления, но и пытается осмыслить, как его истинные причины, так и философские истоки. Тема мести в трагедии воплощена в образах Гамлета, Лаэрта, Фортинбраса и служит мотивом для подлых поступков и предательств, и сама порождает зло, что представляет собой большую моральную проблему. 1 Шекспир показывает, что трагична не только действительность, в которой так могущественно зло, но трагично и то, что эта действительность может привести человека в почти безысходное состояние. Тема жизни и смерти постоянно возникает в рассуждениях Гамлета: она находится в прямой взаимосвязи с осознанием бренности бытия. Одной из наиболее ярких проблем произведения является проблема выбора, которую можно считать отражением основного конфликта трагедии. Монолог «Быть или не быть» демонстрирует нам, что в душе Гамлета происходит огромная внутренняя борьба. Быть - для Гамлета это значит мыслить, верить в человека и действовать в согласии со своими убеждениями и верой. Но чем глубже он познает людей, жизнь, тем яснее видит торжествующее зло и осознает, что бессилен сокрушить его такой одинокой борьбой. Он замечает неискренность людей, лесть и подхалимство, унижающее человеческое достоинство. По предметно-содержательной области это могут быть моно-проекты (в рамках одной области знания, например, «Любовная лирика А.С. Пушкина и межпредметные проекты «Реализм в искусстве 19 века в России». Индивидуальный итоговой проект согласно ФГОС представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в освоении содержания и методов избранных областей знаний и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, социальную, художественно-творческую). Например, итоговый проект по теме «Евгений Онегин - герой своего времени» является межпредметным проектом, где ученик делает вывод о том, как А.С. Пушкин поэтическими средствами показал читателю образ героя времени, портрет своего современника - человека XIX столетия.  В.Г. Белинский писал, что “Евгения Онегина” можно назвать “энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением”.   А.С. Пушкин первым поэтически воспроизвел картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. В.Г. Белинский говорил, что “Евгений Онегин” — произведение историческое, в котором описаны обычаи, нравы и быт русского общества. Автора по праву можно назвать национальным поэтом: он пишет о своих героях, о природе, о красоте городов и деревень с любовью и патриотизмом. Пушкин осуждает светское общество, которое он считал лицемерным, льстивым, ненастоящим, изменчивым, потому что люди, которые еще сегодня симпатизировали человеку, завтра могли отвернуться от него, даже если он не сделал ничего плохого. Это значит — имея глаза, ничего не видеть. Приступив к работе над «Онегиным», даже успев написать несколько глав, Пушкин, однако не говорит об «Онегине» как о романе, а называет его в предисловии к публикуемой первой главе большим стихотворением, оговариваясь, что оно «вероятно не будет окончено». Стало быть, в «Онегине» Пушкин ставил задачу, разрешать которую собирался всю жизнь. «Евгений Онегин» - не только роман Пушкина, но и роман о Пушкине. В последующем общественную важность избранного Пушкиным героя высоко оценит Белинский: «В этой решимости молодого поэта представить нравственную физиономию наиболее оевропеившегося в России сословия нельзя не видеть доказательства, что он был и глубоко сознавал себя национальным поэтом». Организовывая внеурочную деятельность в школе, педагогу предстоит выбрать направленность проекта, предметно-содержательную область, длительность и формы продукта. В процессе реализации на практике метода проектов, становится очевидным, что одной из самых удачных форм организации деятельности учащихся является межпредметый внутришкольный проект средней продолжительности, заканчивающийся тематическим праздником, на котором подводятся итоги и демонстрируются различные виды работ учащихся (продуктов), выполненных в ходе проекта.  2 Успешность творческой работы во многом зависит от выбранной темы. Важно, чтобы тема была не только актуальна, но и интересна самому студенту, отражала круг его интересов и вызывала эмоциональных отклик.         Как правило, существует перечень тем для творческих работ, рефератов и т.д. Тема может быть предложена как преподавателем, так и обучающимся (в этом случае ее целесообразность обязательно оговаривается с руководителем, при необходимости корректируется формулировка).Рекомендуется выбирать конкретные узкие темы, что позволит детальнее рассмотреть вопрос, сделать интересные наблюдения по тексту. Например, «Мотив прощания в лирике А. А. Ахматовой», «Цветовая символика в поэзии С. Есенина».Следует отдавать предпочтение темам, мало изученным на сегодняшний день.Защита творческой работы может осуществляется на научно-практических конференциях, на уроках, а также в рамках устного экзамена по литературе.Защита творческого исследования – это публичное краткое, но содержательное представление работы, после которого обучающийся отвечает на вопросы, возникшие у слушателей по ходу выступления.Содержание доклада (сообщения) должно быть тщательно продумано, т. к. на процедуру защиты отводится ограниченное количество времени (не более 10 минут).При подготовке к защите следует еще раз прочитать текст творческой работы, а также перечитать художественное произведение, по которому написано исследование. В целях соблюдения регламента необходимо заранее самостоятельно определить, сколько времени занимает выступление и исключить несущественное.Выступление должно быть четким, продуманным и отражать основные положения творческой работы. Обязательны примеры. Лучше, если защита будет сопровождаться каким-либо раздаточным материалом или электронной презентацией.Следует следить за речью, избегать грамматических ошибок, нарушения акцентологических и орфоэпических норм, также необходимо обращать внимание на интонацию, темп речи (он не должен быть слишком быстрым или, напротив, медленным), и дикцию.После выступления обучающийся должен быть готов ответить на вопросы. Отвечать нужно четко на поставленный вопрос, соблюдать тактичность. Если содержание вопроса не являлось объектом исследования и не рассматривалось в работе (следовательно, студент испытывает затруднения при ответе), необходимо корректно заявить об этом и обязательно принять во внимание указанный вопрос при дальнейшей работе над творческим проектом. Результат проектной деятельности ученика должен иметь практическую направленность.а) письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, отчёты о проведённых исследованиях, стендовый доклад);б) художественная творческая работа (в области литературы, представленная в виде прозаического или стихотворного произведения;в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие; Проектная деятельность стимулируют ученика к самостоятельной деятельности, способствуют становлению индивидуальной образовательной траектории, обеспечивают опыт организации школьником своих внутренних и внешних ресурсов для достижения поставленной им цели. 3Список использованной литературы 1.Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2018 года
  • Методический конструктор: пособие для учителя. –  М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)
  • Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. М., 1991.
  • Сергеев И.С. С 32 Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. –  2-е изд., испр. и доп. –  М.: АРКТИ, 2005. –  80 с. (Метод, библиотека).
  • -