Публикации Некоторые аспекты преподавания литературы в пенитенциарной школе

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Некоторые аспекты преподавания литературы в пенитенциарной школе
Автор: Сафонов Алексей Семенович

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение«Вечерняя школа № 12» с. Заозёрное Хабаровскогомуниципального района Хабаровского краяНекоторые аспекты преподаваниялитературы в пенитенциарной школе Учитель русского языка и литературы Сафонов А.С. ЗАОЗЁРНОЕ 2025 Введение Семнадцать лет я преподаю русский язык и литературу осужденным в ИК-13.У меня накопился определённый опыт в проведении уроков по этим учебным предметам. В своей статье я не буду писать о специфике контингента обучающихся, а подробно остановлюсь на некоторых аспектах преподавания литературы в 10 -12 классах в условиях пенитенциарной школы. За эти годы я понял одну простую истину: мало хорошо знать свой предмет и уметь доходчиво преподнести учебную информацию до сознания учеников, важнее всего выработать в себе умение заинтересовывать ученика содержанием учебного материала, постоянно развивать это умение и применять его не от случая к случаю, а системно, на каждом уроке. 1 Когда ученику неинтересно, скучно на уроке литературы, я начинаю искать причину такого положения дел прежде всего в самом себе. Это я где – то недоработал, не смог увлечь словом, вовремя не обратил внимание на отсутствие интереса в глазах слушателей. Конечно, вкусы и интересы у всех разные. Одним нравятся такие авторы, как Ф.М. Достоевский, особенно отдают предпочтение его роману «Преступление и наказание», другим – В. Маяковский и его ранние стихотворения, а третьим – В. Шаламов, его «Колымские рассказы». Но всегда были и сейчас есть совсем немногочисленные группы обучающихся, которые интересуются произведениями А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А. Твардовского, Н. Рубцова, Р. Рождественского и др. Это неправда, что осужденные поголовно не читают классические произведения, что они предпочитают бездумные боевики, детективы и т.д. Я часто хожу в библиотеку, интересуюсь какие книги предпочитают выбирать ученики моего класса и иногда с удивлением отмечаю, что наряду с массовой литературой неизвестных авторов, осужденные выбирают Льва Толстого и его роман-эпопею «Война и мир», И. Тургенева «Отцы и дети», М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Уже совсем неожиданным для меня были факты заказов томиков стихов А. Блока, С. Есенина, Е Евтушенко. Идеализировать я никого не собираюсь, среди моих воспитанников достаточно таких, которые совсем ничего не читают или читают литературу массового потребления, абсолютно бесполезную с точки зрения интеллектуального и нравственного развития. Конечно, место, где мы находимся, мало способствует массовому увлечению чтением серьёзной литературы, однако есть и такие ученики, которые стараются проводить как можно больше времени в школе с пользой для своего умственного развития, они стремятся как можно больше читать, проявляют интерес к изучению отдельных учебных предметов, принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях в том числе в плановых заседаниях школьного кружка «Литературная гостиная». 3 Для тех учеников, которые мало или вообще не читают художественные произведения, я практикую такой приём, как чтение вслух небольших отрывков из рассказов или значимых эпизодов, или чтение пьес по ролям. Дело в том, что среди моих великовозрастных воспитанников встречаются и такие, которые стесняются читать вслух и выступать публично перед своими сверстниками. Мне могут возразить какой смысл давать задания прочесть вслух отрывок человеку за двадцать – тридцать лет, он и так умеет читать. Дело в том, что читать – то он умеет, но паузы, знаки препинания, во время чтения, как правило, не соблюдает, при таком чтении выясняется, что ошибочная интонация часто приводит к непониманию текста в целом. Следует сказать, что у некоторых наших обучающихся перерыв в учёбе составляет от 10 до 15 лет, поэтому важно с начала 10 класса предлагать читать вслух отрывки из классических произведений, пересказывать прочитанное, вступать в диалоги по вопросам сформулированным учителем. Прогресс в чтении вслух, в пересказе прочитанного, в умении грамотно вести беседу на литературные темы наступает к концу 10 началу 11 класса при условии систематического использования этого приёма развития речи на уроках литературы. Бывали случаи, когда некоторые учащиеся, которые неважно читали вслух, недостаточно хорошо проявляли себя в диалогах в 10-ом классе, в 12-ом классе стали активно участвовать в беседах на литературные темы, в чтении стихотворений навнутришкольных мероприятиях.3 Я всегда говорю, что прочитать вслух эпизод или отрывок недостаточно, грамотный пересказ текста — это тоже полдела, важнее всего понять логику автора, видеть то, что написано, подразумевается между строк и понять, чему можно научиться у героев произведения. На уроке, во время обсуждения для меня важно вызвать ученика на откровенный разговор с помощью вопросов, которые сформулирую либо я, как преподаватель, либо эти вопросы сформулируют сами учащихся. Часто бывает, что мы подолгу спорим о действиях, поступках того или иного героя классического произведения. Случается, что некоторые учащиеся выдают такие безапеляционные суждения о литературных героях, с которыми я не соглашаюсь, и обосновываю свою точку зрения. В тоже время я выслушиваю все точки зрения и всегда обращаю внимание спорящих на позицию автора, на его отношение к своим героям. Для меня важно избегать равнодушия на своих уроках литературы. Конечно, иногда наши споры выходят и на бытовой уровень, поэтому для меня актуально вовремя направить все споры в литературное русло, и не скатываться на уровень прямолинейных суждений и оценок. Так, например, при изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие не признают душевных мук, терзаний Раскольникова не понимают характера его отношений с Соней Мармеладовой, высказывают свои критические, не всегда верные суждения по поводу поведения других героев второстепенных персонажей произведения. Мне приходится ненавязчиво объяснять, что роман «Преступление и наказание» многоуровневый, в нём нет ничего прямолинейного, застывшего, это философское, психологическое произведение, где герои ведут себя так, что их действия трудно судить с позиции житейской логики. 4 В нашей школе в достаточном количестве имеется компьютерная техника, есть возможность проводить уроки и внеклассные мероприятия с использованием ТСО, но всё-таки, я считаю и глубоко убеждён в том, что главные действующие лица - учитель и ученик. Учитель создаёт необходимую атмосферу и является той двигательной и мотивирующей силой, которая способна привести к достижению воспитательных и учебных целей урока. Живое слово учителя также никто не отменял, оно необходимо, оно необходимо на всех этапах урока, но это «слово» не должно выглядеть спонтанным, неподготовленным. Своё выступление перед классом я всегда заранее продумыванию и планированию, а затем записываю в виде тезисов, которые неоднократно проговариваю, в случае необходимости исправляю или добавляю некоторые моменты, и только после этих этапов подготовки довожу свою речь до учащихся. Во время подготовки своей речи (выступления) я стараюсь спрогнозировать, предвосхитить возможные вопросы тех или иных учащихся по содержанию или в отношении персонажей произведения. Заключение Я считаю, что в преподавании учебного предмета «Литература» в пенитенциарной школе не должно быть никаких мелочей. Здесь всё важно. Прежде всего необходимо создавать положительную атмосферу на уроке с учётом возрастных особенностей и специфики контингента. Кроме этого учителю литературы важно заинтересовать как можно большее количество обучающихся своим предметом. Ещё одна задача – раскрепостить ученика, убрать его «зажатость» во время публичного выступления диалога или чтения вслух. Для этого нужно предлагать, как можно больше заданий по развитию речи, причём делать это как можно чаще, систематически, желательно на каждом уроке. Живое слово учителя, фрагменты кинофильмов по классическим произведениям русской и зарубежной литературы, совместный анализ эпизодов перерастающий в диалог – все эти актуальные приёмы я стараюсь использовать в системе, на каждом уроке литературы.
-