Публикации Общеобразовательная программа "Юный финансист"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Общеобразовательная программа "Юный финансист"
Автор: Сивкова Елена Анатольевна

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИОбластное государственное казенное учреждение социального обслуживания «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, г. Черемхово» Общеразвивающая программа «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ»г. Черемхово2025 г.РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКПРОГРАММЫ1.1.Пояснительная запискаАктуальность программыВ современных условиях сегодняшний заказ российского общества ориентирован на подготовку поколения с принципиально новым экономическим образом мышления, которое должно помочь подросткам успешно адаптироваться в мире рыночных отношений и наиболее эффективно использовать свой жизненный потенциал. В современной экономической системе отношений, умение принимать грамотные финансовые решения иногда оказывается одним из главных условий выживания. Такие умения принято называть финансовой грамотностью. Финансовая грамотность - это совокупность знаний о денежной системе, особенностях ее функционирования и регулирования, продуктах и услугах, умение использовать эти знания с полным осознанием последствий своих действий и готовностью принять на себя ответственность за принимаемые решения.Развитие экономической культуры ребёнка осуществляется в семье на примере родителей и близких людей, во время обсуждения семейных покупок, отдыха, возможных доходов, совместного переживания сложных ситуаций, которые случаются в каждой семье. Но, к сожалению, не все члены нашего общества имеют возможность получить такие знания в семье. В первую очередь, это дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.Дети, проживающие в интернатных учреждениях лишены такой возможности. Система государственных учреждений не предполагает какого-либо контакта своих воспитанников с финансами внешнего мира. За одежду, еду, коммунальные услуги платит кто-то другой, возможность самостоятельного заработка и распоряжения денежными средствами отсутствует.Мониторинг социальной адаптации выпускников прошлых лет, показывает, что после выпуска из государственного учреждения подростки имеют финансовые затруднения и проблемы. Так, например, получив стипендию или зарплату расходуют ее за один день, а затем остаются без средств на существование; нерационально распределяют личный бюджет (расходы превышают доходы); образование долгов (по коммунальным услугам, по погашению кредитов); обращение в микрофинансовые организации за дополнительными денежными средствами, своевременное возвращение которых не производится, в следствии чего у выпускников возникают проблемы уже на правовом уровне.Вышеперечисленное подтверждает актуальность разработки программы по развитию финансовой грамотности для воспитанников государственных организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.Педагогическая целесообразность ПрограммыПедагогическая целесообразность программы определена тем, что введение курса «Азбука финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения.Адресат программыВоспитанники Центра в возрасте от 11 до 16 лет, дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из семей, находящихся в ТЖС и СОП. I модуль – дети 11-13 лет;II модуль – дети 13-15 лет;III модуль – дети 15-16 лет.1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫЦель: развитие финансовой грамотности у воспитанников формирование разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.Задачи программы:Обучающие (предметные)
  • повысить финансовую грамотность и уровень финансового самосознания несовершеннолетних;
  • формировать мотивационную готовность несовершеннолетних к овладению знаниями в области финансовой грамотности;
  • знать основы проектирования, планирования, управления финансовыми ресурсами;
  • повысить уровень знаний подростков о финансовых продуктах и их грамотном использовании.
  • Развивающие (метапредметные)
  • формировать универсальные учебные действия;
  • расширять кругозор;
  • обогащать словарный запас;
  • развивать творческие способности; умение анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания;
  • развивать мышление, способности наблюдать и делать выводы.
  • Воспитывающие (личностные)
  • способствовать повышению личной уверенности у каждого участника обучения, его самореализации и рефлексии;
  • вдохновлять на развитие коммуникабельности; дать возможность проявить себя.
  • 1.3. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫРеализация программы ведется на базовом уровне, в очной форме. Общий тематический план программы рассчитан на 70 часов - три года обучения. 1.4. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И РЕЖИМ ЗАНЯТИЯФорма организации образовательной деятельности – групповая.Количество воспитанников в группе – до 15 человек.Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Программа включает в себя теоретические и практические занятия. Для снятия психологических и физических нагрузок периодически проводятся физкультминутки, соблюдается режим смены разнообразных видов деятельности. Последовательность тем, количество и форма организации занятий может меняться по усмотрению педагога.Занятия построены с соблюдением оптимального двигательного режима с чередованием заданий теории и практики, переключением с одного вида деятельности на другой, что способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАФинансовый анализ, является обязательной составной частью каждого из разделов программы. Финансовый анализ может проводиться:
  • для всестороннего и детального изучения на основе всех имеющихся источников информации проблемы;
  • для оценки состояния экономики данного объекта, а также его текущей хозяйственной деятельности.
  • Учебная дискуссия:
  • обмен взглядами по конкретной проблеме;
  • упорядочивание и закрепление материала;
  • определение уровня подготовки воспитанников и индивидуальных
  • особенностей характера, мышления, темперамента.
  • Деловые игры: освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни.Использование проблемных методов обучения:
  • проблемное изложение,
  • частично-поисковый метод:
  • развитие творческого и теоретического мышления у подростков.
  • активация их познавательной активности;
  • встречи со специалистами финансовых организаций и институтов.
  • Экскурсионная деятельность:
  • музеи: предпринимательства и меценатства, денег, музейно-экспозиционный фонд Банка России;
  • предприятия и объекты инфраструктуры города.
  • 1.6 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дополнительная общеразвивающая программа «Азбука финансовой грамотности» предусматривает изучение материала по следующим модулям:
  • I модуль « Азбука финансов» (воспитанники - три года до выпуска);
  • II модуль «Основы финансовой грамотности» (воспитанники - два года до выпуска);
  • III модуль «Личное финансовое планирование» (воспитанники - один год до выпуска).
  • Каждый модуль программы предполагает изучение материала, связанного с практическими работами, которое должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.По итогам первого и второго года освоения Программы подростки будут знать:
  • что означает понятие «финансовая грамотность» для современного члена социума;
  • историю появления, виды денег, мировые денежные единицы;
  • из каких средств складывается доход;
  • основные статьи расходов человека;
  • как и где оплачиваются коммунальные услуги;
  • что такое потребительская корзина, из каких видов корзин она складывается;
  • что означают понятия «товары первой необходимости», «предметы роскоши»;
  • основные термины по пройденным темам
  • будут уметь:
  • составлять и рационально распределять личный бюджет;
  • составлять меню на день, неделю в соответствии с предложенной суммой денежных средств;
  • снимать показания с индивидуальных приборов учета коммунальных услуг;
  • заполнять квитанции об оплате коммунальных услуг;
  • проводить расчетно – кассовые операции;
  • классифицировать продовольственные, непродовольственные продукты и услуги первой необходимости;
  • составлять собственную потребительскую корзину;
  • анализировать спрос, предложение представленных на современном рынке товаров и др.
  • рассчитывать доходы и расходы семьи.
  • Иметь способность:
  • умение выражать свою позицию, убеждение;
  • умение быть лидером;
  • умение общаться, договариваться;
  • умение работать в группе.
  • По итогам третьего года освоения Программы «Личное финансовое планирование» воспитанники будут знать:
  • работу банковской системы;
  • отличие дебетовой карты от кредитовой карты;
  • как работают сберегательные вклады;
  • сущность и виды банковских кредитов;
  • виды финансовых рисков;
  • сущность страхования, виды страхования в России;
  • сущность налогов, виды налогов и налоговых вычетов;
  • меры предосторожности в целях избежание попадания под мошеннические действия;
  • способы сокращения финансовых рисков и др.
  • будут уметь:
  • составлять личный финансовый план;
  • формировать собственную экономическую «подушку безопасности»;
  • пользоваться разнообразными финансовыми услугами, предоставляемые современной экономической системой государства;
  • анализировать и выполнять элементарные операции в рамках оборота денежных средств (вклады, переводы, оплата услуг и др.);
  • сравнивать условия по вкладам для выбора наиболее оптимального варианта для решения финансовых задач;
  • оценивать необходимость использования кредитов для решения своих финансовых проблем;
  • пользоваться банковскими картами для оплаты услуг, банкоматом;
  • различать дебетовую и кредитовую карты;
  • соотносить вид кредита с его целью, различать банковский кредит и микрокредит;
  • налоги, которые платят физические лица;
  • оформить ИНН, пользоваться личным кабинетом налогоплательщика;
  • различать пени и штраф;
  • распознавать различные виды финансового мошенничества;
  • защищать свою информацию в сети Интернет;
  • иметь способность:
  • находить актуальную информацию на сайтах компаний и государственных служб;
  • правильно выбирать страховую компанию;
  • выполнять элементарные расчетные операции по всем пройденным темам и др.
  • УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПРОГРАММЫУЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН1 модуль «Азбука финансов» СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА)I модуль «Азбука финансов»Тема 1. Что такое деньги и откуда они взялись (4 ч.)Теория 2 часа. Появление обмена товарами. Проблемы товарного обмена. Появление первых денег – товаров с высокой ликвидностью. Свойства драгоценных металлов (ценность, прочность, делимость) делают их удобными товарными деньгами.Основные понятия. Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Ликвидность. Драгоценные металлы. Монеты. Бумажные деньги. Банкноты. Купюры.Практика 2 часа. Творческое задание (оформление первой странички детского журнала о финансах). Решение финансовых задач.Тема 2. Какие деньги были раньше в России (4 ч.)Теория 2 часа. Появление первых денег на Руси и в России. Откуда взялись названия «рубль», «копейка». Названия русских старинных монет. Как произошло слово «монета», «червонец». Где появились первые круглые монеты. Как выглядели первые металлические деньги. Основные понятия. «Меховые деньги». Куны. Первые русские монеты. Деньга. Копейка. Гривна. Грош. Алтын. Рубль. Гривенник. Полтинник. Ассигнация.Практика 2 часа. Творческое задание (оформление второй странички детского журнала о финансах). Решение кроссворда. Тема 3. Современные деньги России и других стран (4 ч.)Теория 2 часа. Виды современных денег в России и других стран.Основные понятия. Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта.Практика 2 часа. Творческое задание (оформление третьей странички детского журнала о финансах). Викторина. Тема 4. Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (4 ч.) Теория 2 часа. Как бумажные деньги защищают от подделок. Устройства для определения фальшивых денег. Чем опасны фальшивые деньги.Основные понятия. Монеты. Гурт. Аверс. Реверс. «Орёл». «Решка». Номинал. Банкнота. Купюра. Фальшивые деньги. Фальшивомонетчики.Практика 2 часа. Творческое задание (оформление четвертой странички детского журнала о финансах). Решение учебных задач. Тема 5. Банки, банкоматы и банковские карты (4 ч.) Теория 2 часа. Банк. История появления банков. Банковские услуги. Банковские карты. Виды банковских карт. Правила безопасного использования банковских карт.Основные понятия. Банк, банковские карты, банкомат.Практика 2 часа. Творческое задание (оформление пятой странички детского журнала о финансах). Экскурсия в банк. Тема 6. Безналичные деньги и платежи (4 ч.)Теория 2 часа. Безналичные деньги. Безналичные платежи. Участники безналичных расчётов. Устройства для безналичных операций. Связь наличных и безналичных денег. Правила безопасного использования банковских карт.Основные понятия. Безналичный расчет, банковские карты.Практика 2 часа. Творческое задание (оформление шестой странички детского журнала о финансах). Учебное мини-исследование.Тема 7. Как я умею пользоваться деньгами (6 ч.) Теория 1 час. Карманные деньги. Правила безопасного использования денег. Основные понятия. Пластиковая карта, мошенники.Практика 5 часов. Творческое задание (оформление седьмой странички детского журнала о финансах). Игра «Финансовые советники». Учебное мини-исследование. Составление финансового плана. Игра «Мои финансы».Тема 8. Что такое валюта (2 ч.) Теория 1 час. Что такое валюта. Знакомство с валютами разных стран. Национальная валюта. Мировая валюта. Основные понятия. Доллары. Евро. Банки. Наличные, безналичные и электронные деньги. Банкомат. Пластиковая карта. Практика 1 час. Творческое задание (оформление восьмой странички детского журнала о финансах). Решение кроссворда. Решение учебных задач.Тема 9. Проверим, что мы узнали о том, как изменялись деньги (2 ч.)Практика 2 часа. Творческое задание (презентация детского журнала о финансах). Мини-проект. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН II модуль «Основы финансовой грамотности»СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА)II модуль «Основы финансовой грамотности»Тема 1. Вводное занятие «Финансовая грамотность – это…» (2 ч.)Теория 1 час. Финансовая грамотность. Каким должен быть финансово грамотный человек. Экономика. Чему мы научимся во время изучения «Азбуки финансовой грамотности».Основные понятия. Финансовая грамотность. Экономика. Практика 1 час.  Мини-исследования «Финансовая грамотность – это..». Познавательное консультирование «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Практикум-игра «Где ты встречаешься с экономикой». Тема 2. Виды денег, роль денег в жизни человека (2 ч.)Теория 1 час. Появление обмена товарами. Появление первых денег. Первые русские монеты. Происхождение слов «деньги», «рубль», «копейка». Работа над умением анализировать и делать выводы. Современные деньги России. Современные деньги мира. Безналичные деньги. Появление безналичных денег. Проведение безналичных расчётов. Современные банки используют пластиковые карты. Функции банкоматов. Работа над умением анализировать и делать выводы.Основные понятия: Товар. Деньги. Покупка. Продажа. Драгоценные металлы. Аверс. Реверс. Доллары. Евро. Банки. Практика 1 час.  Построение «оси времени» появления российских денег.  Задания на сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег. Составление задач с денежными расчётами. Ролевая игра «Супермаркет».  Тема 3. Личный бюджет (2 ч.)Практика 2 часа. Что такое бюджет. Из чего складывается личный бюджет. Повторение понятий «доходы» и «расходы». Как планировать личный бюджет. Как избежать превосходство расходов над доходами. Решение экономических задач. Моделирование «Планирование личного бюджета на неделю, месяц». Разработка правил рационального планирования личного бюджета. Основные понятия. Бюджет. Доход. Расход. Личный бюджет. Статьи расходов.Тема 4. Доходы и расходы семьи (2 ч.)Основные понятия: Доходы. Заработная плата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Кредиты. Расходы. Коммунальные платежи. Сбережения. Бюджет. Банкрот. Банковский вклад. Недвижимость. Практика 2 часа. Виды источников денежных поступлений в семье. Заработная плата – основной источник дохода современного человека. Помощь государства пожилым людям, инвалидам, студентам, семьям с детьми и безработным. Виды расходов: необходимые и обязательные, ежемесячные и ежегодные. Семейный бюджет – доходы и расходы. Учёт доходов и расходов во избежание финансовых проблем. Сбережения. Обсуждение жизненных ситуаций. Изготовление постера «Доходы бывают разные». Составление собственного плана расходов на месяц. Заполнение таблицы «Виды расходов».  Ролевая игра «Покупки». Кроссворд на тему «Доходы и расходы». Основные понятия: Доходы. Заработная плата. Пенсия. Пособие. Стипендия. Имущество. Аренда. Кредиты. Расходы. Коммунальные платежи. Сбережения. Бюджет. Банкрот. Банковский вклад. Недвижимость. Тема 5. Домашняя бухгалтерия (2 ч.) Практика 2 часа. Домашняя бухгалтерия. Из чего складываются коммунальные услуги. Статьи расходов по коммунальным услугам. Для чего нужны индивидуальные приборы учета. Где оплачиваются коммунальные услуги. Решение расчетных задач по теме. Работа с образцами квитанций коммунальных услуг. Практикум «Данные индивидуальных приборов учета предоставляемых коммунальных услуг». Работа с компьютерной программой «Домашняя бухгалтерия».Основные понятия. Коммунальные услуги. Индивидуальные приборы учета. Водоснабжение. Электроэнергия. Газоснабжение. Квитанция коммунальных услуг. Тема 6. Расчетно-кассовые операции (2 ч.)Теория 1 час. Как правильно совершать покупку. Чеки. Виды чеков. Наличный расчет. Безналичный расчет. Проверяй деньги и чек, не отходя от кассы.Основные понятия. Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные), риски при пользовании банкоматом.Практика 1час. Экскурсия в магазин, банк, работа в приложении Сбербанк Онлайн.Тема 7. Потребительская корзина (2 ч.)Практика 2 часа. Что такое потребительская корзина. Что такое потребительская корзина. Доля отдельных расходов в личном и семейном бюджете в различных странах мира. Структура потребительской корзины (продовольственная, непродовольственная и услуги). Какие товары и услуги входят в потребительскую корзину. Нормы потребительской корзины на каждую категорию населения России. Решение проблемных ситуаций по теме «Основные экономические потребности человека». Ситуативная игра «Товары первой необходимости». Синквейн «Услуги без которых нам не жить». Проектирование «Моя потребительская корзина как будущего студента». Защита индивидуального проекта. Основные понятия. Потребительская корзина. Продовольственные товары. Непродовольственные товары. Услуги.Тема 8. Учимся тратить деньги с умом (2 ч.) Основные понятия. Спрос. Предложение. Реклама. Практика 2 часа. Потребительский выбор. Роль информации в процессе потребительского выбора. Реклама. Права потребителя и их защита. Спрос. Предложение. Товары первой необходимости. Предметы роскоши.Деловая игра «Поведение потребителя». Решение расчетных задач. Практикум с использованием учебно-правовых ситуаций. Ролевая игра «Учимся тратить деньги с умом». Основные понятия. Спрос. Предложение. Реклама. Тема 9. Итоговое занятие. Занимательная экономика (2 ч.)Практика 2 часа. Кроссворд «Экономические термины». Викторина «Аукцион экономических знаний». Квест – игра «Юный финансист». УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН III модуль «Личное финансовое планирование»СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО (ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА) III модуль «Личное финансовое планирование»Тема 1. Личный финансовый план (2 ч.)Теория 1 час. Личный финансовый план. Финансовые цели, стратегия и способы их достижения. построения личного финансового плана. Основные понятия. Доходность. Ликвидность. Личная финансовая стратегия. Риск. Финансы. Стратегия.Практика 1 час. Кластер «Колесо финансового баланса». Решение расчетных задач. Практикум с использованием учебно-правовых ситуаций. Ролевая игра «Учимся защищать права потребителей». Составление матрицы личного финансового плана. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Разработка рекомендаций по стратегии сокращения расходной части личного бюджета и увеличения его доходной части (на конкретных примерах). Деловая игра «Бизнес - план».Тема 2. Потребление, сбережения, инвестиции (2 ч.)Теория 1 час. Потребление, функция потребления. Сбережения, функция. Мотивы сбережений домашних хозяйств. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений Основные понятия. Потребление. Сбережение. Практика 1 час. Ситуативная игра «Финансовый эксперт». Мозговой штурм «Деньги любят счет». Проблемный практикум «Инвестор». Деловая ига «Я будущей предпринимать». Проект «Мои финансовые вложения». Защита индивидуального проекта.Тема 3. Банки и банковские продукты (2 ч.)Теория 1 час. Что такое банк. История появления банка. Банковские услуги потребителям. Что такое банковские продукты. Пластиковая карта. Виды пластиковых карт (дебетовая, кредитная). Безналичные расчёты. Виды вкладов. Услуги банкомата. Безопасное пользование банкоматом. Основные понятия. Банк. Услуги банка. Продукты банка. Пластиковая карта. Банкомат. Безналичный расчет. Практика 1 час. Виртуальная экскурсия в банк. Викторина «Банки и их сущность». Решение расчетных задач по теме. Мини-исследование «Мир пластиковых карт». Разработка памятки «Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет».Тема 4. Кредитование (2 ч.)Теория 1 час. Что такое кредит. Виды кредитования для физических лиц. Условия кредитования (платность, срочность, возвратность). Сроки кредитования. Кредитный договор. Как читать и анализировать кредитный договор. Из чего складывается плата за кредит. Кредитная история. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита.Основные понятия. Кредит. Потребительский кредит. Автокредит. Ипотечный кредит. Договор. Процент. Переплата.Практика 1 час. Экономическая мастерская «Формулы в помощь». Решение экономических задач по теме. Практикум «Кредитный договор». Ситуативная игра - кейс «Покупка машины».Тема 5. Страхование (2 ч.)Теория 1 час. Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц. Как использовать страхование в повседневной жизни. Практикум. Основные понятия. Страхование. Договор страхования. Физические лица. Страховые компании.Практика 1час. Исследовательско – практическая деятельность «На рынке страховых компаний». Проблемный анализ «Учимся понимать договор страхования». Моделирование ситуации «Страхование автомобиля». Деловая игра «Страховой агент».Тема 6. Налоги и налогообложение (2 ч.)Теория 1 час. Что такое налог. Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Виды налогов для физических лиц. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты.Основные понятия. Налог. Налогообложение. Налогоплательщики. Налоговые льготы. Налоговый вычет. Налоговая ставка.Практика 1 час. Решение экономических задач по теме. Мини - викторина «Налоговый инспектор». Ситуативный практикум «Рассчитай налог». Деловая игра «В мире налогов».Тема 7. Бюджет и досуг (2 ч.)Теория 1 час. Планирование досуга в соответствии с имеющимися денежными средствами. Основные понятия. Досуг. Бюджетный план. Смета на отдых.Практика 1 час.  Деловая игра «В круиз всей семьей». Мини – проект «Планирую свой досуг». Защита проекта.Тема 8. Финансовое мошенничество и риски(2 ч.)Теория 1 час. Финансовое мошенничество. Признаки финансового мошенничества. Правила личной финансовой безопасности. Виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Микрофинансовые организации. Основные понятия. Мошенничество. Финансовая безопасность. Микрофинансовые организации.Практика 1 час. Игра - практикум «Безопасное поведение потребителя на финансовом рынке».Тема 9. Итоговое занятие (2 ч.)Практика 2 час. Конференция «Финансовая грамотность». Защита проектов «Личное финансирование»1.7 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫВ процессе реализации Программы используются следующие видыконтроля: входной, текущий и итоговый.входной контроль осуществляется в форме ознакомительной беседы с детьми с целью введения их в мир финансовой грамотности;текущий контроль включает в себя устные опросы, выполнение практических заданий;итоговый контроль осуществляется в форме творческих работ, включающую обобщающие задания по пройденным темам.Уровни освоения Программы: высокий, средний, низкий.При высоком уровне освоения Программы ребенок демонстрирует высокую заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Умеет следовать устным инструкциям и работать в коллективе.При среднем уровне освоения Программы подросток демонстрирует достаточную заинтересованность в учебной, познавательной и творческой деятельности. Для успешной работы в коллективе необходима помощь педагога.При низком уровне освоения Программы подросток не заинтересован в учебной, познавательной и творческой деятельности. Слабо владеет материалом Программы, не может принимать участие в коллективной работе.РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО- ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ2.1 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОГРАММЫВ процессе реализации Программы используются различные формы проведения занятий: традиционные, комбинированные, практические. Все задания соответствуют по сложности возрасту детей.На занятиях используются наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:инструкционныекарты, дидактические карточки, иллюстрированные пособия.Материально - техническое обеспечение Программы:
  • Технические средства обучения:
  • компьютер;
  • средства аудио - и видеовизуализации;
  • мультимедийные пособия.
  • 2.2. ФОРМЫ ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ФИКСЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВПланируемые результаты, в соответствии с целью программы, отслеживаются и фиксируются в формах: Текущий контроль:
  • устный опрос;
  • тестовые задания;
  • решение задач;
  • решение кроссвордов и анаграмм;
  • мини-исследования;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
  • творческая работа: постер, компьютерная презентация.
  • Итоговый контроль:
  • тест;
  • исследование;
  • проект.
  • 2.3. ФОРМЫ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ И ДЕМОНСТРАЦИИОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ. В ходе организации учебной деятельности будут использоваться следующие формы занятий:лекцияосновная задача— рассказать о проблемах, с которыми подросткам будет иметь дело в будущем или встречается уже сейчас; объяснить, к чему может привести незнание основ финансовой грамотности. Лекция в курсе финансовой грамотности принципиально отличается от классического понимания лекции и может носить характер лекции-беседы, в ходе которой преподаватель вступает в диалог с учащимися путём постановки актуальных для учащихся вопросов. Если у учебной организации есть возможность, то для проведения лекции могут быть приглашены различные специалисты: банковские работники, специалисты страховых компаний, налоговой службы, действующие бизнесмены и др. Таким образом, лекция может проходить в следующих формах:
  • просмотр документальных и художественных фильмов;
  • просмотр видеолекций ведущих экономистов, политиков, бизнесменов;
  • рассказ-беседа о проблематике данной сферы;
  • встречи с действующими финансистами, бизнесменами, политиками, государственными служащими;
  • практикум: данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и самостоятельное решение поставленной практической задачи; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников. Таким образом, практикум может быть проведён в следующих формах:
  • поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
  • поиск и анализ правовых документов по теме;
  • разработка индивидуальных или групповых проектов;
  • поиск решения кейсов;
  • проведение мини-исследований;
  • поиск информации для написания эссе;
  • решение финансовых кроссвордов;
  • занятие-контроль: назначение – проверка освоенных знаний и умений и при необходимости их коррекция.Преподаватель может использовать другие формы обучения.2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫОценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:текущего контроля (на практических занятиях).Текущий контроль проверяет конструктивность работы обучающегося на занятии, степень активности в решении практических задач, а также в групповом и общем обсуждении;промежуточного контроля (в заключение изучения модуля).Промежуточный контроль проверяет степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном модуле. Важнейшая задача – выявить у обучающихся умение решать практические задачи, знание способов действий по изученным финансовым проблемам. итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Итоговый контроль проверяет, насколько обучающиеся научились реально действовать в финансовой сфере (сформированная компетентность, навыки). Может осуществляться в форме имитационно-ролевой или деловой игры. Игра позволит смоделировать конкретную финансовую ситуацию (или комплекс ситуаций), в которой обучающийся реально может применить все знания, умения и компетенции, освоенные в ходе обучения. Также итоговый контроль может реализовываться в форме контрольной работы, включающей различные типы заданий.Оценивание решения практических задачОдним из важнейших умений, которое учащиеся осваивают в ходе обучения, является умение решать практические задачи. Объектом оценивания будет письменная работа с представленным ходом решения задачи.Критерии оценивания следующие:
  • формулирование целей и условий, в которых решается задача;
  • определение (выявление в результате поиска) критериев решения практической задачи;
  • оценивание альтернатив;
  • обоснование итогового выбора.
  • 2.5 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫМетоды обучения:
  • игровая технология;
  • проблемное обучение;
  • рефлексивно-ситуационная технология;
  • проектная технология;
  • групповые технологии;
  • информационная (компьютерная) технология;
  • кейс-технология.
  • Методы воспитания: Убеждение — это один из способов влияния на личность, прием воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития сознательного отношения к окружающей действительности. Метод убеждения формирует взгляды воспитанника, мотивы поведения и действий. С помощью этого метода раскрываются нормы поведения, доказывается необходимость правильного поведения, показывается для личности значимость тех или иных норм поведения.Рассказ (информационный метод убеждения) — это последовательное изложение фактического материала, осуществляемое в повествовательной форме. Требования, предъявляемые к рассказу: логичность, последовательность и доказательность изложения, четкость, образность, эмоциональность, учет возрастных особенностей воспитанников.Беседа — это вопросно-ответный метод активного взаимодействия педагога и воспитанников. Для эффективности результата педагогу важно продумать систему вопросов, подводящую воспитанника к правильным выводам. Обычно намечаются главные, дополнительные и уточняющие вопросы. Убеждающий смысл беседы тем выше, чем более используется опора на собственный опыт воспитанника.Поощрение — способ выражения положительной оценки, закрепление и стимулирование формирования нравственного поведения. Такой метод является стимулирующим. Поощрение проявляется в форме одобрения, похвалы, благодарности, награждений. Оно закрепляет положительные навыки и привычки; требует определенной дозировки, должно быть справедливым и естественно вытекать из действий воспитанника. Формы организации учебного занятия:
  • фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа;
  • устный опрос;
  • тестовые задания;
  • викторина;
  • решение практических задач;
  • решение кроссвордов и анаграмм;
  • мини-исследования;
  • графическая работа: построение схем и диаграмм связей.
  • Алгоритм занятия 1.Организационный момент 2.Проверка знаний и умений, полученных ранее 3.Организация творческой среды для восприятия новой информации 4.Новая информация 5.Организация усвоения нового материала путем индивидуальной и совместной внутри команды работы 6.Обобщение изученного материала на занятии 7.Рефлексия Форма организации образовательного процесса по реализации программы «Азбука финансовой грамотности» групповая. Это обосновано с позиции направления программы и категории обучающихся. Учебные занятия проводятся в форме практических занятий с включением бесед, просмотров обучающих фильмов, презентаций, викторин, дидактических и сюжетно-ролевых игр. 2.6 Перечень использованной литературыЛитератураДля педагога.Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты/ Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2016 Галишникова, Е. В. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день / Е. В. Галишникова, О. А. Зарубина, Л. В. Стахович. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 128 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»). А.П. Горяев, В.В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010А.В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010 Н.Н. Думная, О.В. Карамова, О.А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010Н.Н. Думная, М.Б. Медведева, О.А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010Н.Н. Думная, С.И. Рыбаков, А.Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010 Н.Н. Думная, Б.А. Ланин, Н.П. Мельникова, «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011Н.Н. Думная, О.А. Абелев, И.П. Николаева «Я – инвестор», М. Интеллект-центр, 2011 Н. И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011 Для воспитанников.Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 192 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).Абросимова, Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты / Е. А. Абросимова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).Интернет-сайты www.ereport.ru - Обзорная информация по мировой экономике www.stplan.ru - экономика и управлениеwww.gecont.ru - география, экономика и достопримечательности стран мира www.catback.ru - научные статьи и учебные материалы по экономике www.cmmarket.ru - обзоры мировых товарных рынков Ссылки на сайты регулятора финансовых рынков, федеральных органов исполнительной власти и иных организаций Центральный Банк Российской Федерации Финансовые рынки Финансовое просвещение Интернет-приёмная http://www.os.cbr.ru/reseption/ Министерство финансов РФ Федеральная налоговая служба Пенсионный фонд РФ http://www.pfrf.ru/
    -