Публикации Агриппина Ваганова!!!

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Агриппина Ваганова!!!
Автор: Бортникова-Аветисян Цовинар Карменовна

Агриппина ВагановаЛегенда русского балета с армянскими корнями: Агриппина ВагановаЕе имя знакомо даже тем, кто никогда не видел ни одного балетного спектакля. Ее имя носит старейшая профессиональная школа России – Академия русского балета. Артистка балета, балетмейстер и педагог, автор книги «Основы классического танца» (1934), ставшей основополагающей для русской балетной школы XX века, Агриппина Яковлевна (Акоповна) Ваганова сумела завоевать не только сердца ценителей искусства своего времени, но и воспитать целое поколение, сохранив основы настоящего классического балета. Легендарная армянка — автор собственной методики преподавания классического танца, которую в дальнейшем будут называть «система Вагановой». Педагогический опыт Агриппины Яковлевны был заложен в основу мировой балетной педагогики. Среди ее учениц — выдающиеся балерины своего времени — Марина Семенова, Галина Уланова, Майя Плисецкая. «Армянский след в русской Культуре »АРМЯНСКИЕ КОРНИ Народная артистка РСФСР, Лауреат Сталинской премии первой степени (1946) Агрипина Ваганова родилась 24 июня 1879 года в Санкт-Петербурге, в семье армянского унтер-офицера в отставке Акопа Ваганова. Отец долгие годы служил в Астрахани, а после отставки переехал в Санкт-Петербург, где работал капельдинером в театре. О ее армянском происхождении упоминалось очень мало, однако ее огромное трудолюбие, упорство и горячий темперамент, присущий истинной армянской женщине, говорили сами за себя. Особое внимание Агриппина Яковлевна уделяла технике рук, оттачивая нежность и утонченность движений в очень тонкой манере, словно вдохновляясь эстетикой армянских народных танцев. «На самом деле армянская культура имеет большое количество колоритных лиц. Армянский народ принес в сокровищницу культуры Советского Союза немало даров, лучшим из которых, однако, является армянский народный танец. Оно полностью выражает армянский дух, душу и его многогранные чувства» — это слова Вагановой, сказанные, после просмотра балета Хачатуряна «Гаянэ».УЧИЛИЩЕ СТАЛО СПАСЕНИЕМ ОТ БЕДНОСТИСемья Вагановой жила в стесненных обстоятельствах, им приходилось ютиться в одном из подвалов на Офицерской улице. Маленькая Ваганова (ее в детстве звали Грушей) мечтала танцевать. Когда ей исполнилось 10 лет, она поступила в Петербургское театральное училище по классу балета. Привлекало будущую танцовщицу и то, что успешных учениц принимали на полный пансион. «Бедность в танцевальном училище была «неуместна», и ее невероятно стыдились. При всей детской любви к сладкому, мы — дети бедных родителей — копили излишки сахара и передавали их домой, часто скрывая это друг от друга. Как меня мучила моя бедность…», — так Ваганова вспоминала о годах обучения в Петербургском театральном училище. Однако маленькая Агриппина не обладала необходимыми для балерины данными, ее первый учитель Александр Облаков называл занятия с ней бесполезной тратой времени. На тот момент отец будущей балерины уже скончался, оставив мать с тремя дочерьми. Агриппина прекрасно понимала, что балет — ее единственный шанс выжить, и она не стала упускать эту возможность.В конце первого года обучения Агриппина Ваганова попробовала сложить элементы, которые изучила, в коротенький танец — «вариацию».Уже во втором классе юные балерины получали роли в спектаклях. Первым образом Агриппины Вагановой стал маленький амур в балете «Спящая красавица» (Мариинский театр). Потом она играла пажа, спутницу феи Сирени, танцевала в «крестьянском вальсе». Ваганова старалась не просто справиться с партией, но и успеть «подсматривать» технику танца у профессиональных балерин, чтобы потом отрабатывать движения самостоятельно.В 1895 году Ваганова окончила училище, получив на выпускном экзамене 11 баллов из 12.ВЕК БАЛЕРИНЫ НЕДОЛОГ В 1897 году Агриппину Яковлевну берут в труппу Мариинского театра в качестве танцовщицы кордебалеат. Однако успех пришел к ней лишь три года спустя, в 1900 году. Во время постановки «Пробуждения Флоры» Анна Павловна должна была блистать в нем одна. Критики, конечно, положительно отзывались о восходящей звезде, но выделяли и юную Ваганову, которая как бы оставалась в тени, без сильных ролей, что также вызвало негодование многих критиков. Действительно, хороших ролей балерине не давали, так как директор театра, принимавший все важные решения, считал ее крайне неженственной и не подходящей для ведущих партий. Изменить ситуацию удалось лишь одному человеку — Николаю Густавовичу Легату, который был настолько вдохновлен изяществом и мастерством юной балерины, что поставил несколько партий специально для нее. Занимаясь с Легатом классическим танцем, балерина начала вырабатывать свой собственный стиль. Особенностями ее техники специалисты называли «стальной носок», сильные прыжки и отточенные движения. «Вариации Вагановой останутся среди легенд балетного искусства навсегда <…>. Ваганова показала феноменальное мастерство полета с длительными замираниями в воздухе. Она срывается с места без разбега и висит неподвижно несколько секунд в воздухе. Аплодировал весь зал — от верхов до первых рядов театра» — писал балетный критик Аким Волынский.Ваганову называли «царицей вариаций», «лучшей солисткой времен Петипа», чей танец был «настоящим шедевром классической пластики с высокими полетами, с размахами могучей элевации». Забавно, что «лучшую солистку времен Петипа», сам Мариус Петипа (солист балета, педагог и балетмейстер), не жаловал, он любил хорошеньких и требовал красоты от всех танцовщиц даже в последней линии кордебалета.Несмотря на все восхищенные отзывы критиков Ваганова в Париж с Дягилевым так и не поехала, что невыносимо расстраивало балерину. БАЛЕТ ЭТО НЕ ВЕЗЕНИЕ Ваганова, стремясь к совершенству, изучала работу мышц, думала о координации, видела недостатки и училась их исправлению, но солистка Императорского театра даже не могла подумать, что когда-нибудь все эти пригодится ей в педагогической деятельности. Тогда она думала и мечтала только о новых ролях. Однако зоркий глаз критика Акима Волынского углядел в исполнении балерины ее будущую карьеру. «Танцы ее дают образцы пластической эстетики высшего порядка. И, будучи подвергнуты анализу, раскрывают основу, канон балетного искусства в глубочайших его выражениях… Механизм и техника классического исполнения находятся у этой артистки на высоте почти небывалой в летописи театра». Звание балерины Вагановой удалось получить только в 36 лет в 1915 году, а через месяц – 14 июня 1915 года последовало увольнение со службы на пенсию в размере 1140 рублей в год плюс ежегодное пособие в сумме 860 рублей от Императорского Двора.Уход из театра на пенсию был печален, но эта печаль компенсировалась семейным счастьем. Случайная встреча с Андреем Александровичем Померанцевым обернулась серьезным романом. Померанцев был далек от театра – подполковник путейской службы, интеллигентный, мягкий, добрый человек. В 1904 году Ваганова родила сына Александра,. Их общий дом славился гостеприимством, летом ездили отдыхать на юг Франции, но в новогоднюю ночь на 1917 год Померанцев застрелился. Вдова осталась с маленьким сыном на руках без средств существования. Пенсию из конторы Императорских театров платить перестали, обратно в театр не звали.Агриппина Яковлевна отправилась в танцевальную школу. Работать там было нелегко. Классы не отапливались, столовая не работала — еды не было. Дома у большинства тоже не было еды, поэтому Вагановой приходилось наблюдать не только за тем, как поставить и вытянуть ногу ученицы — но и за тем, чтобы она не замерзла, не упала в голодный обморок. И все же до прозрачности ее вечно замерзшие ученицы показывали чудеса. «Повезло с набором!» — заявили коллеги. Ваганова задумалась и в ответ принялась писать методическое пособие «Основы классического танца», чтобы никто от балета не ждал везения. Книга получила широкую известность — как в СССР, так и в Европе. Агриппина Яковлевна была педагогом по призванию. Она воспитала несколько поколений гениальных балерин, ставших гордостью русского балета, и не менее выдающихся педагогов-теоретиков которые, базируясь на ее методике, разработали программы обучения.«На педагогическом поприще Ваганову не превзошел никто. – отмечает балетовед Борис Илларионов. – Способная аналитически мыслить она аккумулировала полученные знания, точно выявляя достижения и недостатки педагогов-предшественников. <…> Ваганова обобщила лучшие достижения французской и итальянской школ. Она систематизировала приемы, взятые у разных педагогов, и создала упорядоченную методику обучения классическому танцу».ВТОРОЙ ВАГАНОВОЙ НЕТВ 1931 – 1937 годах Ваганова была художественным руководителем труппы ГАТОБ имени С. М. Кирова (ныне – Мариинский театр). Здесь она оставила след как балетмейстер. Однако 1937 году Ваганову освободили от должности художественного руководителя и предложили вернуться к преподаванию. Она вновь искала новые приемы, совершенствовала свою педагогическую методику. После эвакуации Ленинградского хореографического училища в Пермь Агриппину Ваганову вызвали преподавать в Большой театр.В военные годы Агриппина Яковлевна работала в Большом театре. Но и там ее профессиональная карьера не задалась из-за тяжелого нрава и любви к острым замечаниям. «Голова точно арбуз» — именно эта фраза зачеркнула работу в столичном театре. Причем сказано это было в адрес жены главного балетмейстера Елены Чикваидзе. Из-за такого колкого высказывания многие балерин упустили возможность обучаться у Вагановой, о чем очень жалели. К их числу принадлежала и Майя Плисецкая. Она мечтала получать уроки у известного своим талантом и характером педагога. Свою мечту Плисецкая все-таки исполнила и немного позанималась у Вагановой. «Спустя 2 месяца работы меня не узнали. Человек способен полностью преобразиться даже за одно единственное занятие с ней», — вспоминала Плисецкая. Ваганова понимала, на что способно человеческое тело, какими средствами добиться от него грации и точности движений. Ее ученицы позже скажут: «Про тело она знала все». С огромной благодарностью и особым восхищением вспоминают великую наставницу балетного мира те, кому посчастливилось хотя бы раз получить от нее уроки, как профессиональные, так и жизненные. «Второй Вагановой нет. Не было. Вот я не знаю — будет ли… Ваганова после революции сохранила русский балет. Она великое дело совершила, что в семнадцатом году не уехала. Уехали артисты, уехали педагоги, уехали хореографы, композиторы. Все покинули Россию. Все испугались…» — говорила Плисецкая.РУССКИЙ БАЛЕТ — ЭТО ВАГАНОВСКИЙ БАЛЕТ!В Великую Отечественную Агриппина Яковлевна пережила блокаду, потом эвакуацию. В сорок третьем ее утвердили на должности главного хореографа Большого театра — Ваганова жестко (дерзко!) отказалась. Только Ленинград, только родное училище, только ее чудесные девочки-звезды, которые кому-то надо зажигать! Она вернулась в родной город и преподавала до самой смерти — до 5 ноября 1951 года.Агриппина Яковлевна Ваганова похоронена на Литераторских мостках Волковского кладбища. Памятник на могиле великого педагога символизирует ее вклад в искусства балета: девушка в балетном репетиционном костюме (хитон и пуанты) читает знаменитый на весь мир учебник «Основы классического танца».Спустя шесть лет после смерти Агриппины Яковлевны Ленинградскому хореографическому училищу (с 1991 года — Академия) было присвоено имя А.Я. Вагановой.В 2014 году в память о выдающемся балетном педагоге и.о. ректора Академии, народный артист России Николай Цискаридзе посадил во дворе заведения саженец красного дуба.Идея обновить небольшой скверик появилась после изучения мемуаров Агриппины Вагановой, где упоминалось огромное дерево, крону которого было видно из окон репетиционного зала. Именно оно первым зеленело и последним сбрасывало листву, символизируя стойкость и жизнелюбие, присущие преподавателям легендарной академии и ее выпускникам. Знаменитый балетмейстер Борис Эйфман как-то сказал в одном из интервью: «Русский балет – это вагановский балет! Всё придумала, сделала Агриппина Ваганова! Она ввела все то, что сегодня отождествляют с русским балетом».
-