Публикации
Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости
Автор: Аллагулова Эльвира Ремовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости
Автор: Аллагулова Эльвира Ремовна
УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УСПЕВАЕМОСТИАннотация. В статье раскрывается понятие мотивации и учебной мотивации, дается характеристика школьной успеваемости. Проведенное эмпирическое исследование показывает особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости. Ключевые слова: мотивация, успеваемость.Когда ребенок приходит в 1 класс, у него появляется новый статус – ученик. В связи с этим у него появляются совершенно другие интересы. Если в дошкольном возрасте он был ориентирован на игру, то сейчас его главной деятельностью является учеба. Хотя в этом возрасте игра все еще имеет значение. Появившиеся интересы должны порождать мотивацию к обучению. Но не всегда учебная мотивация формируется у всех младших школьников одинаково и зависит от многих факторов: родительских установок, учителя, его окружения или же индивидуальных личностных характеристик.Феномен мотивации изучали многие ученые как П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, Р. С. Немов, Е. П. Ильин.По мнению А.Н. Леонтьева мотивация – это двигатель внутри человека, который побуждает его к той или иной деятельности [2, с.78]. Значит, если мы говорим об учебной мотивации, то это двигатель, который заставляет ребенка учиться. Б.Ф. Ломов говорил, что мотивация - это сочетание внутренних и внешних факторов, которые влияют на поведение и направленность усилий человека[3, c. 122]. Факторами, влияющими на желание ребенка учиться, является семейная обстановка, учитель, среда в классном коллективе, какие-то личные интересы или материальные стимулы. Некоторые родители мотивируют своих детей на учебу вознаграждением деньгами за полученные пятерки, а другие «волшебным пендалем».Ученые пытались объяснить теорию мотивации и раскрыть сущность механизмов возникновения и поддержания мотивационных процессов. Согласно теории А. Маслоу людей мотивирует не только базовые физиологические потребностями, но и потребности, касающиеся их признания в обществе и потребность в самореализации. А теория усиления поддерживает роль внешних вознаграждений в мотивации [5, c.102].Таким образом, учебная мотивация - это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.В своих исследованиях С.В. Гани пишет о том, что учебные мотивы по-разному развиваются у детей с разным уровнем успеваемости [1, c.203]. Успеваемость в школе – это степень усвоения учащимися полученных ими знаний. По традиционной школьной системе успеваемость учащихся оценивается по пятибалльной системе: отличники, хорошисты, троечники и двоечники. Оценки «единица» - в традиционной школьной системе не существует. Хотя есть учителя, которые неофициально ставят эту оценку в дневник особо отличившихся учеников. Влияет ли школьная успеваемость на мотивацию младших школьников? Нами проведено эмпирическое исследование учебной мотивации младших школьников с разным уровнем успеваемости, целью которого сравнение учебной успеваемости тех младших школьников, которые успевают на «три», на «четыре», и на «отлично». Исследование было проведено на базе одной из Уфимских школ. В ней принимали участие 75 младших школьников с разным уровнем успеваемости. Особенности учебной мотивации исследуемых учащихся диагностировались с помощью проективных методик: «Неоконченные предложения», модифицированная для учащихся младших классов и «Окончание рассказов». На основе контент-анализа нами выделены 12 групп мотивов: общая учебная направленность, познавательные мотивы, высокая оценка, престижный мотив, игровые мотивы, избегание неудачи, ориентация на будущее, долг перед учителем, социальный статус в коллективе, общение с друзьями, мотив самосовершенствования. Проанализировав полученные в ходе эмпирического исследованиярезультаты, мы можем сделать следующие выводы:- у детей, которые учатся на хорошие оценки, познавательная мотивация формируется более эффективно, чем у троечников и отличников. Хорошисты демонстрируют интерес не только к содержанию изучаемого материала, но и к самому процессу обучения. У них развивается стремление к самообразованию, которое является необходимым для успешного освоения программы средней школы;- многие ученики с высокими отметками и тройками говорят о своем стремлении получать хорошие оценки. У первых мотивация связана с желанием сохранять высокий статус в глазах окружающих. Что касается вторых, то можно предположить, что не все из них равнодушны к своему положению в классе. Поскольку учеба на тройки не одобряется обществом, примерно половина детей из этой группы старается улучшить свою успеваемость;- в группе учеников с удовлетворительными оценками преобладает мотивация, связанная с играми. Учитывая, что эта мотивация в основном связана с видеоиграми, мы полагаем, что достижения в этой внеучебной деятельности помогают им почувствовать уверенность в себе и повысить свой статус среди сверстников;- у отличников мотив избегания неудач более выражен, чем у хорошистов и троечников. Среди них также выделилась значительная группа учеников, чьё избегание связано с престижной мотивацией. Возможно, именно в этот период у детей начинает развиваться чувство неадекватности; так или иначе, дети с престижными мотивами опасаются получения оценок ниже ожидаемого уровня, что влияет на их статус и самооценку. Такие ученики, стремясь сохранить статус отличника в классе, выбирают друзей, ориентируясь на их успеваемость;- мотивы обучения, такие как чувство обязанности перед педагогом и устремленность в будущее не выявлены у испытуемых младших школьников. Это говорит о том, что они не оказывают влияния на успеваемость в школе.Современная система образования требует от учителя применения таких нестандартных методов и форм обучения, которые мотивировали бы младших школьников. В этом аспекте появлялись новые технологии обучения как проектная деятельность, проблемное обучение, применение информационно-коммуникационных технологий, уроки с практической направленностью. Наряду с новыми технологиями эффективно используются испытанные «старые технологии»: использование игровых моментов, ребусы, шарады, загадки и т.д. Действительно, сейчас очень сложно заинтересовать ребенка учебой и формировать положительную учебную мотивацию. Поэтому работа по формированию учебной мотивации должна быть комплексной. Активно должны сотрудничать учитель, родители, а так же администрация школы. Задачей учителя является донесение информации до родителей о том, что не нужно применять «ложные» инструменты мотивирования. Например, денежное вознаграждение или увеличение экранного времени на гаджетах. Данные инструменты работают только в те моменты, когда их применяешь. Важно, ребенку на собственном примере показать значение полученных знаний в школе. А также объяснить, что оценка «пять» - это не всегда высокий уровень знаний, а оценка «два» - не всегда признак их отсутствия. Поэтому, в школу идем не за оценками, а за знаниями!Литература: Гани С.В. Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости / С.В. Гани. - Актуальные вопросы современной науки. – 2021. -№ 6. –с.203-210. Леонтьев Д.А. Понятие мотива у А. Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Московского университета. -2021. - №12. – с.78-85. Ломов, Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов - М.: Просвещение, 2014. - 210 с. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М. - 1983. – 452с. Савченок Т.В. Сущность теории мотивации Абрахама Хоральда Маслоу / Т.В. Савченко // Проблемы науки. 2018. - №5. – с.102-106.
