Публикации
Особенности развития пространственного мышления у младших школьников
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития пространственного мышления у младших школьников
Автор: Аллагулова Эльвира Ремовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Особенности развития пространственного мышления у младших школьников
Автор: Аллагулова Эльвира Ремовна
Особенности развития пространственного мышления у младших школьниковАннотацияОсобенности развития пространственного мышления у младших школьников неразрывно связаны с практическими приложениями в образовании и влияют на общее понимание когнитивного развития человека. Научные и педагогические круги всегда проявляют интерес к развитию человеческого мышления. Именно личность, обладающая развитыми формами мышления, способна творить новое и самостоятельно постигать знания через выявление противоречий и нахождение способов их разрешения, тем самым продвигая общественный прогресс. Поэтому вопрос усовершенствования мышления, особенно пространственного, остается важным в наше время.Ключевые слова: школьный возраст, пространственное мышление, уровень сформированности мышления.Современное общество все больше нуждается в личностях, всесторонне развитых и обладающих высоким интеллектом, которые способны не только приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям, но и создавать инновации, способствующие прогрессу общества. Такая личность немыслима без сформированного пространственного мышления.Развитие пространственного мышления имеет важное значение как для общего и интеллектуального развития учащихся, так и для формирования профессиональных навыков, которые пригодятся в будущей карьере.Пространственное мышление начинает формироваться с ранних лет жизни ребенка и постоянно развивается. Особое внимание развитию этого вида мышления следует уделять в дошкольном и младшем школьном возрасте, когда наиболее активно у ребенка развиваются когнитивные процессы: восприятие, память, мышление, речь, воображение. Процесс оформления пространственного мышления у детей постепенный, связанный с расширением их знаний об окружающей действительности. Дети в свою очередь, изучают мир через непосредственное взаимодействие с объектами. Е.В. Знаменская выделяет три этапа формирования пространственных представлений у ребенка:1 этап – переход от манипулирования реальными объектами к созданию пространственных образов.2 этап – понимание взаимосвязи между абстрактной геометрической формой объекта и его двумерным графическим изображением. На этом этапе ребенок учится читать и строить чертежи, создавать карты, схемы и простые модели.3 этап – переход от двумерного изображения объекта к его трехмерному изображению в рамках геометрического пространства [1, с. 436]Пространственное мышление – это ключевой навык, без которого человеку сложно решать задачи, требующие анализа пространства, и ориентироваться в реальном мире, что затрудняет социальную адаптацию. Также оно тесно связано с успешностью в таких предметах, как математика, физика и география. Понимание его развития помогает педагогам разрабатывать более эффективные методы обучения, которые могут способствовать лучшему усвоению материала, адаптируя его под когнитивные возможности учащихся.В статье С.Е. Кириленко «Пространственное мышление как сложный психический процесс», это мышление описывается как специфическая форма образного мышления, основанная на представлениях и образах, позволяющая проводить мыслительные операции. Автор отмечает, что развитие пространственного мышления существенно влияет на общее интеллектуальное развитие человека и помогает в изучении теоретических знаний [2, с. 459].Особая восприимчивость младшего школьного возраста для развития этого типа мышления, объясняется тем, что именно в этот период дети начинают накапливать важный опыт работы с трехмерными объектами реальности, что позволяет им выполнять мыслительные операции в плоскости [3, с. 175].В период младшего школьного возраста происходят значительные изменения в психических процессах детей, в частности в плане развития их произвольности. Это создает условия для развития пространственного мышления, где основное внимание уделяется целенаправленному преобразованию пространственных представлений или образов для решения жизненных задач [4, с. 20].В изучении младших школьников выделяют две основные группы пространственных способностей: визуализация пространственных объектов и ориентация в пространстве. Первая включает в себя умение воспроизводить визуальные образы для установления отношений между элементами, а ориентация позволяет ориентироваться по местности и работать с картами и схемами.Для определения текущего уровня сформированности пространственного мышления младших школьников можно применить такие диагностические методики, как: «Домик» Н.И. Гуткиной и «Лабиринт» Л.А. Венгера.Метод Н.И. Гуткиной под названием «Домик» позволяет оценить способность ориентироваться на образец и определять пространственные взаимоотношения [5, с. 114]. Прежде чем приступить к методике, младшим школьникам дается инструкция, в которой содержатся не только указания на выполнение задания, но и перечень недопустимых действий в процессе выполнения.Методика «Лабиринт» Л.А. Венгера оценивает уровень развития способности, соответствующей критерию «Широта оперирования образом». Ее выполнение требует восприятия схем и условных обозначений на основе разных графических изображений [6, сайт].Таким образом, можно сказать о том, что развитие пространственного мышления будет наиболее эффективным, если использовать приемы, соотносящиеся с логикой его развития, создавать содержание с задачами и играми, стимулирующими познавательную, и концентрировать внимание школьников на пространственных представлениях на основе геометрического материала через моделирование.Список литературы1. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: РИМИС, 2008.2. Кириленко С.Е. Пространственное мышление, как сложный психический процесс. – 2017 – № 9.3. Троцкая Е.С. Особенности развития пространственного мышления младших школьников // Ребенок в современном образовательном пространстве мегаполиса. Материалы IV Всероссийской научно- практической конференции. – 2017 – С. 1754. Вдовина О.Л. Формирование пространственного мышления младших школьников на уроке математики в рамках реализации ФГОС // Новая наука: Опыт, традиции, инновации. – 2017 – Т. 2 – № 4.5. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. – Санкт-Петербург, 2004.6. Методика «Лабиринт» Л.А. Венгера: Текст: электронный // Сайт о психологии [сайт]. URL: (дата обращения: 01.10.2024).
