Публикации «Раннее развитие и обучение детей от 0 до 4 лет»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Раннее развитие и обучение детей от 0 до 4 лет»
Автор: Кугенева Мария Анатольевна

«Раннее развитие и обучение детей от 0 до 4 лет».Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. общими  для людей законами и его индивидуальными особенностями.  I. Универсальными законами развития являются: 1.     наличие базисных человеческих потребностей, 2.     возрастная периодизация развития, 3.     преобладание впитывающего типа мышления у детей до 6 лет,4.     сензитивная периодизация развития.Их проявление у каждого ребенка зависит от его индивидуальных особенностей. II. Индивидуальными особенностями являются:1.     характеристики темперамента, 2.     способности, 3.     состояние здоровья, 4.     темпы соматического развития, формирования ЦНС.     I.                  Универсальные законы развития. 1. У любого человеческого существа есть базисные потребности. Именно их реализация позволяет человеку выжить и стать личностью. И наоборот –  если какие-либо из них не могут быть удовлетворены, человек либо погибает физически, либо деградирует как личность, перестает быть человеком в полном смысле этого слова. Базисными считаются потребности:-         В пище, тепле, сне-         В безопасности-         В принятии и принадлежности-         В уважении-         В самореализации.2.     По мере взросления ребенка и удовлетворения физиологических потребностей на первый план  выходят гуманитарные потребности. Ребенок реализует эти потребности через решение возрастных задач. Эти задачи лежат в основании принятой возрастной периодизации. Главной возрастной задачей ребенка до 3 лет является осознание себя отдельной личностью. Ребенок находится в состоянии «духовного эмбриона», и, уже родившись физически, он должен пройти фазу развития духовного и интеллектуального,  чтобы из полностью зависимого от мамы (или другого взрослого), абсолютно беспомощного существа превратиться в самостоятельную личность. Для решения этой возрастной задачи у ребенка есть огромные внутренние силы и предусмотренные природой механизмы развития. В первую очередь это впитывающее сознание и сензитивные периоды. 3.     Впитывающее сознание – это особый, присущий только детям до 6 лет механизм познания окружающего мира. Ребенок впитывает все воспринятое как губка, без оценки и не затрачивая на это усилий.  Благодаря этому ему удается за короткий срок построить свою картину мира, получив при этом такой объем знаний, на освоение которого у взрослого ушли бы многие годы.  4.     Сензитивные периоды - периоды особой восприимчивости детей к тем или иным  способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.Границы сензитивных периодов не  являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев-    0-6 лет - период  развития  речи. На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы.  2,5 – 3 года – наивысшая точка: ребенок говорит многословными  фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже ребенок интересуется письмом и чтением. -         0-5,5 -  лет период  сенсорного развития, утончения восприятия, органов чувств. Ребенок обладает  почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребенку возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. « Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни» – говорит  Монтессори.-         1-4,5  - лет период освоения движений и действий. Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало прямохождения человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Действия становятся целенаправленными, движения совершенствуются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку. -         1,5-3 лет -  период восприятия порядка. 2-2,5 года –наивысшая точка. Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, с которыми общался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально,  выполняет различные действия,  для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми. (Так проявляется потребность в безопасности)-         1,8-3,5 лет -  период интереса к мелким предметам. Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он  познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза.-         2-6 лет -  период социальной адаптации. В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры. II.               Индивидуальные особенности ребенка.1. Среди многих индивидуальных особенностей детей ярче всего проявляет себя темперамент. Следует обратить внимание на основные свойства темперамента:-         активность – это интенсивность психической и двигательной деятельности (дети высоко активные, умеренно активные и медлительные)-         преобладающее отношение к новому (положительное – улыбка, интерес,   отрицательное – тревога, страх, избегание,     безразличное) -         преобладающее настроение (повышенное, хорошее, сниженное)-         эмоциональная возбудимость (дети возбудимые, уравновешенные, мало эмоциональные)-         гибкость -  отражает способность быстро переключаться, приспосабливаться (гибкие, умеренно гибкие и негибкие люди) Хотя темперамент с возрастом может заметно меняться, многие его свойства, проявившиеся у ребенка 1-3 лет, остаются удивительно стойкими на протяжении жизни.         2. Способности. Каждый ребенок обладает уникальным, присущим только ему комплексом способностей к различным видам деятельности. Если предоставить ему возможность свободно развиваться и выбирать то, что его интересует, то способности ребенка проявятся и разовьются. С другой стороны, надо отдавать себе отчет, что у ребенка может не быть особых способностей к каким-либо видам деятельности, как бы нам этого ни хотелось.         3. Состояние здоровья. Здоровым можно считать ребенка, который физически, психически и социально благополучен. При работе с ребенком необходимо учитывать состояние его здоровья и способствовать его сохранению и улучшению.          4. Темпы психосоматического развития и формирования ЦНС существенно отличаются у разных детей. Навязывание ребенку темпа развития и видов деятельности извне ведет к снижению мотивации саморазвития, нарушениям здоровья, снижению самооценки, и в результате – к задержке развития. Недопустимо сравнение уровня развития ребенка с формальной возрастной нормой без учета темпов его психосоматического развития и созревания ЦНС.
-