Публикации Экологические проблемы Хакасии на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Экологические проблемы Хакасии на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях
Автор: Медведева Лариса Николаевна

Экологические проблемы Хакасии на уроках окружающего мира, внеклассных мероприятиях АВТОР: учитель начальных классов Медведева Лариса Николаевна Содержание12-45-66-88-910-1111-1313-1515-1617-1819Приложения……………………………………………………………….20-35Введение Экологические знания в рамках регионального компонента предполагает формирование устойчивого интереса к природе, ее проблемам в Республике и понимание того, что необходимо беречь, поскольку в ней все взаимосвязано и жизнь каждого человека напрямую зависит от окружающей среды.Экологические проблемы, с которыми сталкивается Республика Хакасия, представляют собой важную и актуальную тему для изучения, особенно в контексте образовательного процесса. В последние десятилетия вопросы экологии становятся все более значимыми, и это связано не только с глобальными изменениями климата, но и с локальными проблемами, которые требуют внимания и активных действий. Республика Хакасия, обладая уникальными природными ресурсами и разнообразием экосистем, сталкивается с рядом экологических вызовов, которые оказывают негативное влияние на здоровье населения, качество жизни и устойчивое развитие региона. Актуальность данной работы обусловлена не только необходимостью повышения уровня экологической грамотности среди молодежи, но и недостаточной осведомленностью школьников о текущих экологических проблемах, с которыми сталкивается их родной край. Проблема: если не принимать меры по уходу за окружающей средой, то в Хакасии произойдёт экологическая катастрофа. Гипотеза исследования: Предположим, что Хакасия — один из наиболее проблемных в экологическом плане регионов России, где с каждым годом ухудшается состояние окружающей среды. Объект исследования  — окружающая среда республики Методы исследования, которые были использованы на уроках окружающего мира и внеклассных мероприятиях при изучении экологических проблем Хакасии:
  • Наблюдение за жизнью растений и животных.
  • Экскурсии в зоопарк и заповедники.  
  • Чтение научной литературы.  
  • Просмотр документальных фильмов.  
  • Игровые формы обучения.
  • Анкетирование и анализ ответов.
  • Обобщение и систематизация полученной информации.  
  • В рамках данной работы будет проведен анализ текущего состояния экологии Хакасии, который включает в себя сбор и систематизацию данных о загрязнении окружающей среды, выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, состоянии здоровья населения. Эти данные позволят не только оценить уровень экологической ситуации в регионе, но и выявить основные источники загрязнения, что является важным шагом для дальнейшего анализа влияния этих проблем на здоровье населения.Одной из ключевых тем работы станет влияние экологических проблем на здоровье населения. В условиях ухудшения качества воздуха, воды и почвы, а также увеличения количества отходов, важно понимать, как эти факторы влияют на здоровье людей, особенно детей. Исследование взаимосвязи между экологической ситуацией и состоянием здоровья населения позволит подчеркнуть важность охраны окружающей среды и необходимость активных действий по ее защите.Переработка отходов как решение экологических проблем также будет рассмотрена в рамках данной работы. В условиях растущего объема отходов, проблема их утилизации становится все более актуальной. Важно не только осознавать масштабы проблемы, но и изучать существующие методы переработки и утилизации отходов, которые могут помочь снизить негативное воздействие на окружающую среду. В этом контексте будет представлена информация о лучших практиках переработки отходов, которые могут быть внедрены в повседневную жизнь школьников и их семей.Образовательные инициативы по повышению экологической грамотности также займут важное место в данной работе. Будут рассмотрены различные программы и проекты, направленные на формирование у школьников понимания важности охраны окружающей среды, а также на развитие их навыков и умений, необходимых для активного участия в экологических инициативах. Роль школы в формировании экологического сознания у детей и подростков не может быть недооценена, и в рамках работы будут предложены практические рекомендации для педагогов по внедрению экологических тем в учебный процесс.Кроме того, работа будет включать практические рекомендации для школьников по охране окружающей среды. Эти рекомендации будут направлены на формирование у детей ответственного отношения к природе, а также на развитие у них навыков, которые помогут им в повседневной жизни минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. В заключение, результаты проекта будут внедрены в образовательную практику, что позволит не только повысить уровень экологической грамотности среди школьников, но и создать устойчивую систему экологического образования в Хакасии. Важно, чтобы знания о состоянии окружающей среды и способы ее охраны стали неотъемлемой частью образовательного процесса, что в свою очередь поможет формировать у подрастающего поколения ответственное отношение к природе и желание активно участвовать в ее защите. Анализ текущего состояния экологии ХакасииВ Республике Хакасия на протяжении последних лет наблюдается ухудшение экологической ситуации. В 2021 году выбросы загрязняющих веществ в атмосферу Абакано-Черногорской агломерации составили 117,5 тысяч тонн в год, из которых около 50% приходилось на частный сектор. Госсектор и предприятия не оставались в стороне, и в результате объемы отходов от промышленных организаций увеличились на 60,4 миллиона тонн за тот же период [1]. Установленные оценки показывают, что Хакасия заняла 44-е место в Национальном экологическом рейтинге, потеряв 8 позиций по сравнению с 2020 годом, что свидетельствует о резком ухудшении экологической обстановки в регионе [2].Экологические проблемы в Хакасии также связаны с угрозой отравления водоемов. Прорванная дамба в одном из районов привела к затоплению рек загрязненной водой, что ставит под угрозу здоровье и безопасность местного населения. Такие инциденты подчеркивают необходимость контроля за состоянием гидротехнических сооружений, поскольку их аварии могут привести к серьезным последствиям [4]. Более того, ядовитые токсины уже становятся частью местной экосистемы, угрожая как флоре, так и фауне.Важным аспектом текущей ситуации является реакция местной власти на данные проблемы. Правительство Хакасии озабочено экологией и обозначает улучшение состояния воздуха и снижение вредных выбросов среди своих приоритетных задач. Глава республики подчеркивает, что улучшение экологии невозможно без активных мер, направленных на решение существующих проблем. В рамках государственной программы по охране окружающей среды предусмотрены различные инициативы, включая создание новых зеленых насаждений и улучшение условий для переработки отходов населения и предприятий [3].Работа в этом направлении требует комплексного подхода. На уровне образования специалистами разрабатываются программы по повышению экологической грамотности среди школьников и молодежи. Включение тем об экологии в школьные программы позволит формировать у детей сознание ответственного отношения к окружающей среде, что со временем сможет положительно сказаться на общем состоянии экологии в республике [5]. Прогнозируя дальнейшие ухудшения ситуации, следует отметить, что только совместными усилиями общества, правительства и образовательных учреждений возможно преодоление существующих проблем. Помимо образовательных мероприятий, важно знать и оценивать конкретные экологические риски, с которыми сталкивается республика. К примеру, высокая степень загрязнения воздуха в городах требует от местных жителей предпринимать меры по защите своего здоровья. Осознание того, что загрязнение воздуха может стать причиной различных заболеваний, должно стать катализатором для изменения образа жизни и внедрения более экологически чистых практик. Участие школьников и студентов в различных экологических акциях — от уборки мусора до мероприятий по озеленению — также может способствовать формированию новой экологической культуры в регионе.Таким образом, ситуация в Хакасии требует многогранного и взвешенного подхода. Предложения по активизации работы с населением, внедрению программ по снижению загрязнения, а также решение задач на уровне образования могут помочь улучшить экологическое положение в республике. Необходимость принятия мер подчеркивается как местными властями, так и населением, осознающим масштабы происходящих изменений и их последствия.Ситуация с природной средой Хакасии оставляет желать лучшего, и если не предпринять незамедлительных действий, дальнейшее ухудшение экологических условий может привести к катастрофическим последствиям, что будет означать не только утрату природных ресурсов, но и непосредственно угроза жизни и здоровью населения. Поэтому вопросы охраны окружающей среды должны стоять на первом плане в повестке дня как у власти, так и у общества в целом.Влияние экологических проблем на здоровье населенияЭкологические проблемы Хакасии воздействуют на здоровье населения, внушая серьезные опасения и требуя внимания со стороны местных властей и общественности. По данным государственного доклада за 2024 год, основными источниками загрязнения воздуха являются выбросы от промышленных предприятий, автомобилестроения и бытовых отходов [6]. Специфика географического расположения республики — нахождение в котловине — усугубляет ситуацию, поскольку теплые массы воздуха задерживают загрязнители в нижних слоях атмосферы. В результате этого, Абакан и Черногорск оказались на передовой проблемы: данные 2024 года показывают, что уровень загрязнения в этих городах особенно высок по бенз(а)пирену [6].Последствия загрязнения затрагивают здоровье людей. Растет число случаев заболеваний дыхательных путей, и с каждым годом фиксируется увеличение случаев легочных заболеваний, что напрямую связано с ухудшением качества воздуха и его загрязнением [8]. Сравнительные исследования показывают, что в Черногорске зафиксированы рекордные уровни канцерогенов в атмосфере, что делает этот город самым загрязненным в России, и существенно повышает риск развития раковых заболеваний [6][9].Качество питьевой воды также подвинуты к критическому уровню. Исследования показывают высокую концентрацию химических загрязнителей, что усложняет неканцерогенные риски для здоровья местных жителей [7]. Эти факторы придают дополнительную актуальность вопросу о внедрении мер по охране экологии и повышении уровня экологической культуры.Некоторые исследования указывают на зависимость здоровья населения от условий, вызываемых сложной экологической ситуацией в республике. Например, длительное воздействие загрязняющего воздуха ассоциируется с повышением заболеваемости сердечно-сосудистыми заболеваниями и астмой [9]. Макроэкономические факторы не исключают того факта, что наблюдаемая проблема экологии требует комплексного подхода, включающего активные меры по возобновлению природных ресурсов и изменению модели потребления.Сложные экологические условия делают необходимыми активные действия на уровне региона. К примеру, в 2022 году в Абакане и Черногорске было отмечено значительное превышение предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воздухе, что подтверждает необходимость работы по уменьшению уровня загрязненных выбросов [5]. К тому же, внедрение программы по улучшению качества окружающей среды требует совместных усилий как жителей, так и государственных инфраструктур.Ситуация в регионе требует постоянного мониторинга и активного вовлечения общества в процессы, касающиеся охраны окружающей среды. Данные, представляющие воздействие загрязнения на здоровье населения, подтверждают преемственность и необходимость пропаганды экологической грамотности среди молодежи и школьников, что потенциально может повлиять на формирование более ответственного отношения к природе у будущих поколений [5].Таким образом, внедрение образовательных инициатив по охране окружающей среды и экологи в учебные программы может стать одним из ключевых направлений в борьбе с экологическими вызовами Хакасии. Обучение школьников состоит не только в получении знаний о проблемах экологии, но и в формировании активной позиции на защиту окружающей среды.Переработка отходов как решение экологических проблемСовременная Республика Хакасия активно развивает системы переработки и утилизации отходов, представляя собой интересный пример успешной реализации экологически устойчивых практик. Местные компании, такие как АО "ЭКОПАРК" и группа "ЭкоАрхитектура", играют ключевую роль в этом процессе, обеспечивая полный цикл обращения с отходами, начиная от их сбора и транспортировки, заканчивая переработкой и утилизацией [8].АО "ЭКОПАРК" организует услуги по утилизации твердых коммунальных отходов, покрывая потребности как физических, так и юридических лиц. Особое внимание уделяется контролю на всех этапах обработки отходов, что является важным фактором для повышения надежности и эффективности системы утилизации [8]. Заключение договоров с такими организациями способствует более организованному подходу к утилизации мусора в городах и деревнях республики.С другой стороны, группа компаний "ЭкоАрхитектура" специализируется на более опасных отходах, предлагая услуги по обработке III–IV классов опасности уже с 2008 года. Наличие современных технологий и лицензий подтверждает их способность безопасно справляться с продукцией, приносящей потенциальный вред окружающей среде [8]. Забота о безопасности людей и окружающей среды — одно из основных направлений деятельности таких организаций.В настоящее время Правительством республики планируется также создание нового заведения, которое будет направлено на 100% сортировку отходов без их сжигания. Это будет означать, что все полезные фракции, такие как пластик, стекло и бумага, будут собираются и отгружаться на переработку в другие регионы, что поможет существенно уменьшить объемы захороняемого мусора [8].Учитывая высокие уровни роста объемов отходов и потребность в эффективных методах их переработки, данные инициативы могут сыграть решающую роль в улучшении экологической ситуации в регионе. По словам местных экспертов, управление отходами — это не просто задача по «уборке» территории, а обязательный шаг к устойчивому развитию и охране экологии [8]. Увеличение доли переработанных отходов позволит сократить зависимость республики от традиционных методов утилизации, таких как захоронение, что также снижает нагрузку на природные ресурсы.Активное стремление к улучшению системы переработки большого объема отходов, которые образуются в Хакасии, отражает признаки ответственного подхода к охране окружающей среды. Повышение осознанного отношения граждан к проблеме переработки и утилизации отходов становится возможным благодаря образовательным инициативам, которые подчеркивают важность раздельного сбора мусора и переработки. Формирование экологического сознания подрастающего поколения может осуществляться через практические занятия на уроках окружающего мира, где учащиеся изучают, как правильно утилизировать различные виды отходов и почему это так важно для их сообщества [9].Эта работа требует комплексного подхода, который включает в себя взаимодействие властей, бизнеса и населения. Как результат, уменьшение объемов отходов, попадающих на свалки, – это не только вопрос экологии, но и социального здоровья, экономической эффективности и ответственного планирования на будущее [9].Образовательные инициативы по повышению экологической грамотности Образовательные инициативы в Хакасии направлены на формирование экологической грамотности среди учащихся. Существующие программы охватывают различные уровни образования, начиная от бакалавриата и заканчивая магистратурой. Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова предлагает направление "Экология и природопользование", которое направлено на подготовку специалистов, умеющих решать задачи в области экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов [4]. Программа включает изучение природоведческих, обществоведческих и исторических аспектов, что создает основательную базу для понимания экосистемы Хакасии и ее специфики [5].Учащиеся, имеющие возможность получать знания в рамках профиля "Природопользование", изучают актуальные проблемы экологии региона. Это включает лекции, семинары и практические занятия, которые помогают формировать целостное представление о взаимодействии человека с природой, его влиянии на экологию и необходимость устойчивого развития [4]. Курс нацеливается на то, чтобы подготовить будущих экологов к выполнению исследовательских, проектировочных и управленческих задач, связанных с охраной окружающей среды.Вдобавок к основной программе, в университете также предлагаются курсы профессиональной переподготовки по экологии и охране окружающей среды. Эти курсы предоставляют возможность людям с уже имеющимся образованием получить новые знания и навыки, что также позволяет расширить кругозор в важной области экологии [5]. Формы обучения варьируются от очных до дистанционных, что удобно для занятых людей. Помимо высшего образования, в школах Хакасии в рамках внедрения этнографического компонента изучают экологическую культуру древних хакасов. Они, к примеру, практиковали ряд мер, направленных на сохранение природы и экологии:
  • Забота о животных. Если из-за недостатка кормов животные слабели, по обычаю каждый проходивший хакас должен был подать этому животному что-то из корма.  
  • Восстановление природы. Хакасы заботились о восстановлении собранных растений, отловленных птиц, рыб, отстрелянных диких животных. Например, оставляли зверям и птицам питание для выживания в снежную суровую зиму.  
  • Экологическое воспитание. С древних времён хакасы учили своих детей жить в согласии с природой, считали, что естественная среда обитания человека — это дом, в котором всё находится в соподчинении и взаимодействии.  
  • Табу на определённые действия. Древняя культура хакасского народа способствовала возникновению определённых требований (табу), рекомендаций по формированию у ребёнка «щадящих», «дружественных» отношений с окружающей природой. Благодаря таким табу сохранились многие виды растений и животных.
  • Создание образовательных проектов, сочетание теории с практикой, внедрение программы "Экология Хакасии" в учебных заведениях способствуют повышению уровня экологической культуры среди молодежи. Важно, чтобы учащиеся понимали, как личные действия влияют на окружающую среду и как они могут способствовать охране природы. Таким образом, важность образования в области экологии становится все более актуальной. Роль школы в формировании экологического сознанияВ последние годы в Хакасии наметилась тенденция к активному развитию экологического образования в школах, особенно в сельской местности. Учащиеся становятся будущими ресурсопользователями, поэтому закладываемые в этот период основы экологического сознания играют решающую роль. В рамках проектов, таких как «Практическое экообразование на ООПТ», проводятся как уроки, так и практические занятия на защищенных природных территориях, что помогает детям лучше понять важность сохранения природы и её ресурсов [7].Родители и учителя поддерживают внедрение экологических уроков, что свидетельствует о растущем интересе к этой тематике. Социологические исследования показывают, что 57% родителей и 64% педагогов одобряют инициативу внедрения экологических уроков. Однако некоторые учителя считают, что более эффективно интегрировать экологические вопросы в существующие предметы, что, по их мнению, может дать более полное представление о проблемах защиты окружающей среды [7].Методическая работа по формированию экологического сознания и грамотности осуществляется при поддержке местного фонда "Дети Абакана". Этот фонд активно разрабатывает и внедряет педагогические методики и программы, направленные на воспитание экологически ответственных граждан, готовых принять участие в охране окружающей среды [7]. Например, в рамках жизнедеятельности особых природных территорий организуются смены в летних лагерях, где дети погружаются в изучение экологии и устойчивого развития.Опыт других регионов, таких как Камчатка, демонстрирует позитивные результаты в сфере внедрения экологических уроков. В Хакасии также стремятся создать условия, обеспечивающие интеграцию экологии в образовательный процесс. Экологическое образование предлагает детям исследовать окружение, осваивать принципы устойчивого развития и самим становиться участниками природоохранных мероприятий [5,7]. Это формирует у них практические навыки, которые будут полезны в будущем, когда они окажутся в роли ответственные за природные ресурсы.Симбиоз учебного процесса с практическими занятиями служит основой для применения полученных знаний на практике. Участие в проектах позволяет школьникам не только осваивать теоретические аспекты экологии, но и применять их в реальной жизни, что создает необходимую мотивацию и осознание значимости охраны окружающей среды [7]. Важным аспектом является и то, что местные жители активно участвуют в жизни образования и поддерживают экологические инициативы, тем самым подчеркивая их значимость для региона.Таким образом, можно констатировать, что школа в Хакасии выполняет важную роль в формировании экологического сознания у нового поколения. Участие учащихся в экологических проектах и уроках дает им возможность сделать осознанный выбор в будущем, что является залогом устойчивого развития и охраны окружающей среды региона. Создание условий для активного вовлечения детей в проблемы экологии и их решение является одной из ключевых задач образовательной системы Хакасии [7,10].Практические исследования и рекомендации для школьников по охране окружающей среды В процессе исследования мною вместе с учениками моего класса было изучено, что:- в 2019–2024 годах ведущим загрязнителем атмосферного воздуха в Хакасии (г.Абакан и г.Черногорск) был бензапирен.   - водоемы, которые образовались на территории каскада отстойников бывшего Майнского рудника (р.Енисей и р.Майна) - насыщенны металлами, имеют необычную охристую окраску. Ощущается запах сероводорода, присущий окислению меди.   - Взяв пробы почвы с Усть-Абаканского полигона ТБО, было исследовано загрязнение почвы. На почву влияют кислотные осадки, мусор, промышленные выбросы и отходы производства. В почве с полигона семена редиса не взошли, а такие же семена редиса в образце почвы с огорода взошли. - на сокращение площади лесов влияют пожары, промышленные выбросы и прочая антропогенная нагрузка, нашествия насекомых-вредителей.  В 2015 году сгорело 5000 гектаров леса. - изучено, что открытые угольные склады влияют на экологию, в том числе разнося пыль на большие расстояния; а горящие отвалы угля в Хакасии негативно влияют на экологию, выбрасывая в атмосферу продукты горения (сажу, оксиды серы, фосфора, угарный газ, углекислый газ и прочее). Эти вещества могут вызывать онкологические и аллергические заболевания, а также заболевания дыхательных путей.    Школьники должны понимать, что их активное участие в закреплении экологической культуры играет важную роль в охране окружающей среды. Основной задачей экологического образования является формирование у детей ответственного отношения к природе, что может быть достигнуто через разнообразные формы деятельности не только на уроках окружающего мира, но и на классных часах и внеклассных мероприятиях [Приложение 1]. Классы, посвященные экологии, могут сочетаться с практическими занятиями, что позволит учащимся не только получить теоретические знания, но и применить их на практике.Практическое участие в мероприятиях по охране природы, таких как проекты «Зеленая школа» и «Экошкола», помогает школьникам лучше понять важность заботы о планете [10]. В рамках этих проектов ученики могут учиться сортировать отходы, использовать ресурсы более рационально, а также участвовать в различных экологических акциях. Это способствует развитию у них навыков экологического поведения и ответственности за свои действия. Аналогичная работа может проводиться с родителями на родительских собраниях и внеклассных мероприятиях [Приложение 2]. Важно также объяснять детям, что их личное поведение сказывается на состоянии экологии. Каждое действие, которое они совершают, будь то выбрасывание мусора или бережное отношение к природным ресурсам, отражает их понимание ценности окружающей среды [3]. Крупные глобальные проблемы, такие как современное загрязнение, требуют от молодых людей осознания своей роли в процессе изменения ситуации в лучшую сторону.Правила поведения на природе необходимо включать в образовательные программы, что позволит детям лучше понять, как они могут сохранять экологическое пространство. Регулярные инструктажи дадут ученикам представление о том, как избежать негативного воздействия на природу во время выездов на природу и отдыха [4]. Эти знания помогут формировать у них культуру ответственного отношения к окружающему миру.Внедрение экопроектов в систему образования делает процесс обучения более увлекательным и доступным для детей. Сайты, предлагающие игры и викторины на экологическую тематику, могут быть инструментом для повышения интереса к вопросам экологии [5]. Доступ к подобным ресурсам создает условия для развития познавательного интереса, а также активно вовлекает ученика в образовательный процесс.Формирование культуры экологического поведения необходимо начинать с малого. Участие в проектах на уровне школы и работа в рамках урока помогут ребенку развить понимание своей роли в защите окружающей среды. Школы могут, таким образом, стать оплотом экологической культуры, где каждый ученик учится бережно относиться к природным ресурсам и использовать их рационально [6]. Системный подход к обучению экологическим аспектам позволит создать у детей осознанное отношение к окружающей среде.Таким образом, практическое участие школьников в охране природы и дружелюбном отношении к экологии может служить основой формирования нового поколения ответственных граждан, способных на конструктивные действия в области охраны окружающей среды. Разработка эколого-образовательных инициатив в школах и активное привлечение учеников к этим процессам помогут создать культурный климат, благоприятный для формирования экологической этики на уровне сообществ.Внедрение результатов проекта в образовательную практикуИнтеграция результатов научных исследований в образовательную практику позволяет не только улучшить качество учебного процесса, но и создать более устойчивую платформу для формирования экологической грамотности у школьников, особенно в таком экологически чувствительном регионе, как Хакасия. Успех внедрения зависит от четких методических рекомендаций и базовой научной теории, которая ложится в основу образовательны х программ [7]. В частности, темы, касающиеся экологии, должны быть включены в учебные планы, чтобы предоставлять учащимся актуальную информацию о состоянии окружающей среды и возможности ее защиты. Применение полученных результатов может произойти через различные формы: от методических материалов и учебников до курсовых и дипломных работ. Этот подход способствует формированию исследовательского потенциала и повышает уровень вовлеченности школьников в изучение экологических проблем [9].Важно не только передать знания, но и развивать критическое мышление, чтобы учащиеся могли оценить последствия экологических проблем, с которыми сталкивается их регион. Популяризация исследований может осуществляться через проекты, семинары и конференции, что также способствует формированию чувства ответственности за сохранение окружающей среды [8]. Для эффективного внедрения исследований в образовательный процесс, необходимо учитывать потребности и интересы учащихся, используя активные формы обучения. Это могут быть практические занятия, выездные эксперименты и проекты, затрагивающие конкретные экологические проблемы на месте. Такие мероприятия позволяют учащимся не только углубить свои знания, но и применять их на практике, что создает осознанный подход к вопросам экологии [6].Среди наиболее эффективных методик может быть использование групповых обсуждений, ролевых игр и ситуационных задач, направленных на решение экологических кейсов, связанных с Хакасией. Участие студентов в реальных экологических проектах и акциях по охране природы формирует у них активную гражданскую позицию [4]. Не менее важным является создание устойчивой связи между образовательными учреждениями и местными экологическими организациями. Это позволит обеспечить доступ учащихся к данным о текущих состояниях экологии региона и участие в обновлении учебных материалов на основе последних научных данных [3]. Успешное применение таких подходов требует системного анализа существующих программ и внедрения эффективных методических рекомендаций [5]. Таким образом, интеграция научных результатов в образовательный процесс становится важным элементом, способствующим формированию экологической культуры у подрастающего поколения. Необходимо обеспечить непрерывную обратную связь между учебным процессом и практическими исследованиями, ориентируясь на реальное состояние экологии Хакасии.ЗаключениеВ заключение нашего исследования экологических проблем Хакасии и их интеграции в образовательный процесс на уроках окружающего мира, необходимо подвести итоги и выделить ключевые аспекты, которые были рассмотрены в ходе работы. Экологические проблемы, с которыми сталкивается Республика Хакасия, являются не только актуальными, но и требуют комплексного подхода к их решению. Важно отметить, что состояние окружающей среды в регионе напрямую влияет на здоровье населения, что подчеркивает необходимость повышения уровня экологической грамотности среди школьников.Анализ текущего состояния экологии Хакасии показал, что многие муниципальные районы и города сталкиваются с серьезными экологическими вызовами, включая загрязнение воздуха, воды и почвы. Статистические данные, собранные за период с 2019 по 2024 годы, а также информация о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу за период с 2019 по 2024 годы, свидетельствуют о том, что уровень загрязнения в некоторых районах превышает допустимые нормы. Это подчеркивает необходимость активного вовлечения молодежи в вопросы охраны окружающей среды и формирования у них ответственного отношения к природе.Важным аспектом нашего исследования стало рассмотрение влияния экологических проблем на здоровье населения. Загрязнение окружающей среды может приводить к различным заболеваниям, что делает актуальным вопрос о необходимости формирования у школьников понимания взаимосвязи между состоянием экологии и здоровьем человека. В этом контексте образовательные инициативы, направленные на повышение экологической грамотности, играют ключевую роль. Они помогают не только осознать масштабы проблемы, но и развивают у детей навыки критического мышления и ответственности за свои действия.Переработка отходов была выделена как одно из возможных решений экологических проблем. Важно, чтобы школьники понимали, что их повседневные действия, такие как сортировка мусора и участие в акциях по очистке территорий, могут существенно повлиять на улучшение экологической ситуации в регионе. В этом контексте роль школы как института, формирующего экологическое сознание, становится особенно значимой. Школы могут стать площадками для реализации различных проектов, направленных на защиту окружающей среды, что позволит детям не только получить теоретические знания, но и применить их на практике.Практические рекомендации для школьников по охране окружающей среды, разработанные в рамках нашего проекта, включают в себя простые, но эффективные действия, такие как участие в волонтерских акциях, проведение экологических уроков и создание школьных клубов по охране природы. Эти инициативы могут способствовать формированию у детей активной гражданской позиции и понимания важности их вклада в защиту окружающей среды.Внедрение результатов нашего проекта в образовательную практику является важным шагом к повышению уровня экологической осведомленности среди школьников. Создание таблиц и иллюстраций, основанных на собранных данных, позволит сделать уроки окружающего мира более наглядными и информативными. Это, в свою очередь, поможет учащимся лучше усвоить материал и осознать важность экологических проблем, с которыми сталкивается их родной регион.Таким образом, наше исследование подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению экологических проблем Хакасии и важность образовательных инициатив в этом процессе. Гипотеза, выдвинутая в начале нашего исследования полностью доказана. Формирование экологического сознания у школьников не только способствует улучшению состояния окружающей среды, но и формирует у них ответственное отношение к природе, что является залогом устойчивого развития региона в будущем. Важно, чтобы каждый из нас осознал свою роль в охране окружающей среды и стал активным участником в решении экологических проблем, с которыми мы сталкиваемся.Список литературы1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД [Электронный ресурс] // adm-birikchul.ru - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана, 01.02.2025.2. Хакасия оказалась на грани экологической катастрофы... [Электронный ресурс] // ren.tv - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана,02.02.2025.3. Экологические проблемы республики Хакасия... [Электронный ресурс] // scienceforum.ru - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана, 02.02.2025.4. Кочурова Л. В., Елисеев Владимир Александрович Экологическая ситуация в Хакасии // Экология человека. 2019. №10. URL: (03.02.2025).5. Экологическая повестка в Республике Хакасия « Давыдов.Индекс [Электронный ресурс] // davydov.in - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана, 04.02.2025.6. Жизнь в зоне риска: где и чем болеют в Хакасии [Электронный ресурс] // shansonline.ru - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана, 05.02.2025.7. Школа и экология в Хакасии... [Электронный ресурс] // 2gis.ru - Режим доступа: утилизация (переработка) отходов, свободный. - Загл. с экрана, 05.02.2025.8. АО "ЭКОПАРК" - Организация по обращению с бытовыми отходами [Электронный ресурс] // aoekopark.ru - Режим доступа: . 05.02.2025. 9. Утилизации отходов в Республике Хакасия, утилизации... [Электронный ресурс] // yandex.ru - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана, 06.02.2025.10. Утилизация отходов Абакан | Обезвреживание медицинских... [Электронный ресурс] // abk.utilitservis.com - Режим доступа: , свободный. - Загл. с экрана, 06.02.2025.Приложение 1. Внеклассные мероприятия по экологическому и этнокультурному образованию и воспитаниюПроблема этнокультурного и экологического воспитания подрастающего поколения на сегодняшний день является  очень актуальной.  Воспитание любви и уважения к своим корням, к своей малой Родине в дальнейшем послужит фундаментом для развития целостной, гармонически развитой личности, способной противостоять вызовам современного общества. Не случайно одна за другой стали проводиться научно-практические конференции и семинары по вопросам экологического, этнокультурного  воспитания и образования детей самого разного возраста. В настоящее время это направление является одним из приоритетных в моей работе. На каждом этапе развития ребёнка педагогам приходится решать конкретные воспитательные, развивающие и образовательные задачи. В ходе реализации данного проекта предполагается: - Просмотреть видеозаписи «Русский народный костюм» и «Айланыс», сходство и различие;- Прочитать сказки известных хакасских авторов М. Ю. Кильчичакова, С. П. Кадышева и др.;- Выполнить творческие работы: «Укрась орнаментом рукавичку» (аппликация), «Родные просторы» (рисование по камню), «Белая берёза» (смешанная техника), «Степные кони», «Республика, в которой я живу» (монотипия) и др.;- Сделать презентацию «Легенда об озере Шира»;- Провести тематические развлечения «Ярмарка», «В гостях у волшебницы Алтын Кёк» и «Чир Ине – день Матери Земли».Актуальность проекта:Любовь к родной республике, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к родной природе, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству. (Д. С. Лихачёв) План реализации проекта: Внеклассное мероприятие «Хозяйка юрты бережет природу!»Ведущая:  Утром рано, на заре,                                                        на поляне, на горе,                                                                                    Собирайся, стар и млад,                                                        кто веселью очень рад!Под хакасскую мелодию в зал входит Ведущая праздника и дети в  хакасских национальных  костюмах. Все останавливаются около юрты в центре зала.Ведущая: «Появился чудо-дом, ни трубы, ни окон в нём», что это?  Дети: Юрта!Ведущая: Правильно, ребята, юрта.                    А попробуй, угадай-ка,                  кто же в юрте той хозяйка?  Дети: Мы не знаем…Ведущая: Вот и я, ребята, пока не знаю, но мне кажется, Хозяйка сама сюда идёт…                  Под хакасскую музыку появляется Хозяйка юрты – Волшебница Алтын Кёк.Ведущая и дети: Здравствуйте, это Вы здесь хозяйка?Хозяйка(здоровается  на хакасском и русском языке)                - Изеннер, полалар. Здравствуйте, дети!                           Дети отвечают на хакасском и русском языкеХозяйка: Я – Волшебница Алтын Кёк, что по-русски означает – «Золотая Кукушка». Я хозяйка этой юрты. А вы кто такие, зачем ко мне пожаловали?Ведущая: Познакомься,  Алтын Кёк, это ребята из 1 «В» класса пришли. Не сердись, мы в гости к тебе пришли, неужели ты гостям не рада?Хозяйка: Ой, не знаю, не знаю.… Разочаровалась я в людях, не верю я в них. Какие-то жадные, злые стали, не берегут родную природу, обижают братьев меньших, и вы такие?!Ведущая: Нет, наши ребята любят свой край, берегут родную природу, и много о Хакасиизнают! Вот и к тебе пришли не просто так, а за советом, да за мудрым словом.Хозяйка: Сейчас проверю, правду ли мне говорите. Есть у меня старая Волшебная книга, в ней всё написано: Что было, что будет. Вот и про вас сейчас посмотрю и всё узнаю…           Алтын Кёк достает из сундука «Волшебную книгу», листает её, читает…- Правда, всё так и есть, как рассказали. Хорошие у вас ребята! А что конкретно от меня-то вы хотите?Ведущая: Хотим, чтобы ты, Алтын Кёк поделилась с нами своей мудростью, рассказала что-нибудь интересное о нашей родной Хакасии. Ты же так много всего знаешь!Хозяйка: Да, уж немало знаю…  Ну, коли так, проходите в гости, милости прошу!     Алтын Кёк произносит фразу и на хакасском языке. Дети садятся на места.Хозяйка: А скажите-ка мне, ребята, для начала, какой хакасский праздник недавно отмечали в нашей республике?     Дети отвечают: «Чыл Пазы!» (что означает: «Начало года», «Голова года»).Хозяйка: Правильно! А раз праздник, то будем  вместе веселиться,                                      а заодно, и уму-разуму учиться!Ведущая: Алтын Кёк, ребята знают много красивых стихов наших хакасских поэтов.  Давайте их сейчас послушаем?Хозяйка: Хорошо. Загляну в Волшебную книгу, пусть она мне ваших чтецов подскажет…     Хозяйка сама  приглашает, дети по очереди читают стихи хакасских поэтов        (Г. Казачиновой, Н. Доможакова, М. Кильчичакова, Я. Тисперекова и других).Хозяйка: Да, замечательные стихи о хакасской природе пишут наши поэты. Красива наша степь в любое время года, но красоту такую надо беречь!Ведущая: Эдик расскажет стихотворение П. Штыгашева о красивом цветке, занесёном в Красную книгу, который считается символом нашей родной Хакасии.Степной цветок – краса природы,                            И вешний цвет ее лица –  В легендах моего народа                                                                  Ты был прославлен без конца.Распространяя запах сладкий,Ты пчёл зовёшь на пир земнойИ разрешаешь без остаткаБрать сок из вазочки резной.Хозяйка: Ребята, а вы знаете, о каком цветке шла речь?        Дети отвечают Хозяйке- Да, жарки, пожалуй, самые красивые весенние цветы у нас в Хакасии!Недаром народные мастерицы в своих узорах используют именно этот цветок.Ведущая: Алтын Кёк, послушай, как  наш Ваня прочитает стихотворениеЯ. Тисперекова «Вышитые рукавички».Луна глядит в окошко,                    В дрожащее от вьюги…                  Повышивать немножко                    Уселись две подруги.  Поют и вышиваютВ избушке две девицы.                                                  И словно оживаютЖарки на рукавицах.Тепло цветов согреетКогда-нибудь любимых…Так пусть жарки алеютИ прогоняют зимы!    Хозяйка: Молодец, Ваня, понравилось мне стихотворение! У каждого цветка, дерева, зверя есть душа, поэтому нельзя зря рвать цветы, обижать птиц. А знаете ли вы, какое дерево у хакасского народа всегда почиталось и считалось священным?Ответы детей- Правильно, берёза! Посмотрите, сколько чалома (разноцветные ленточки) навязали люди на березку у моей юрты. А вы знаете, для чего они это делают?   (ответы детей)Я разрешаю и вам загадать желание и повязать, ленточки - чалома на берёзку, если хотите…                                 Дети вяжут ленточки  на берёзкуВедущая: Алтын – Кёк, наши девочки приготовили для всех сюрприз, они разучили к празднику красивый танец. Хотели его исполнить с жарками, да цветы пожалели, рвать их не стали. Как же теперь с танцем быть?..Хозяйка: Знала я, что правильно поступите, не станете губить наши жарки, даже ради красивого танца, и заранее приготовила для вас вот эти красивые цветы в подарок!Алтын Кёк достаёт из волшебного сундука искусственные цветы и раздаёт их.Ведущая: В танцах девочки легки и  изящны, как жарки.                  Ноги сами в пляс идут. Что уже добавить тут?Подгруппа девочек исполняет хакасский народный танецХозяйка: Молодцы, наверное, непросто было разучить такой интересный танец?Ведущая: Конечно, но девочки очень старались, и у них всё замечательно получилось!Хозяйка: Да, труд – великое дело! Не зря ведь у каждого народа есть свои пословицы и поговорки, в которых хвалят человека за трудолюбие и просмеивают за неумение и лень.Ведущая: Наши ребята тоже знают такие пословицы, послушай, Алтын Кёк:
  • «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»
  • «Любишь кататься, люби и саночки возить»
  • «Делу время – потехе час»
  • «Кто рано встаёт, тому Бог подаёт»
  • Ведущая: Алтын Кёк, а как об этом говорят у хакасского народа?Хозяйка: У хакасов так говорят:
  • «Хорошего коня по шагу узнают, а хорошего человека по работе видят»
  • «Кто хорошо работает, у того губы в сале, а у лентяя - голова в грязи».
  • По-хакасски эти пословицы  звучат так… (произносит все пословицы на хакасском языке).Ведущая: А ведь так оно и есть! Пока «лентяй» в кровати нежится, у работящего человека уже всё переделано и в доме полный порядок.Хозяйка: А вы замечали, как часто человека сравнивают с каким-нибудь животным? Например, говорят: хитрый как лисица, злой как волк, упрямый как баран, трусливый как заяц. А, по-моему, не такие уж зайцы и трусливые, как о них говорят, давайте послушаем об этом детскую песенку и шапочки зайчиков у меня как раз в сундуке есть. Хозяйка достает  шапочки, дети  исполняют песенку о храбром Зайчике на хакасском языке                        «Мень, мень, кёгейёк» сл. народные, муз. Н. КатаевойХозяйка: Ребята, вы знаете, кого хакасы называли «Хозяином тайги»?   (ответы детей)Правильно, Медведя. Охотники побаивались и уважали лесного зверя, просили прощения, если приходилось его убить. А вы помните, как будет по-хакасски слово «медведь»?                             Ответы детей- Правильно, медведь по-хакасски – «Аба».Ведущая: Алтын Кёк, мы даже детскую песенку на хакасском языке разучили, она так и называется «Аба». Послушай, наши ребята тебе споют и всё покажут!Дети исполняют песню «Аба» («Медведь) на хакасском языке  сл. Килижекова, муз.  КатаевойХозяйка: Мне понравилось, как вы дружно пели. А хотите, я вам тоже спою детскую песенку на хакасском языке про маленьких непослушных цыплят? А чтобы всем было понятно, о чём эта песенка, я попрошу ребят мне немного помочь…Ведущая: Хорошо, что цыплята всё-таки успели спрятаться Маме – курице под крыло, а то коршун бы их утащил. Посмотрим, какие наши ребята ловкие. Смогут ли увернуться от Коршуна и уберечь всех цыплят?Проводится хакасская народная игра «Цыплята и коршун».  Дети встают друг за другом «паровозиком», впереди – Курица. Под музыку Коршун старается схватить последнего цыплёнка, а Курица, заслоняя крыльями, защищает Цыплят  от него.Хозяйка: Молодцы, ребята, а кто напомнит, как называется национальное жилище у хакасов?                           Дети отвечают: Юрта!Ведущая: Правильно, юрта! Сейчас мы поиграем в хакасскую игру: «Построй юрту». В каждой команде 5 человек. Победит та команда, которая будет играть дружно и быстро!Команды двигаются по кругу под музыку, с окончанием четверо быстро поднимают платок за уголки, пятый игрок  забегает в центр платка и поднимает руки вверх (дымоход). Игра повторяется несколько раз.Хозяйка: Молодцы, ребята, порадовали вы меня! Верно, в народе говорят:«Если вдвоём поднимешь бревно – легче становится вдвое оно».- Понравились вы мне. Да, не часто такие дружные, веселые ребята встречаются! Даже не знаю, чем же вас  наградить?Ведущая: Алтын Кёк, а расскажи-ка ты ребятам интересную сказку!Хозяйка: Сказку? Ладно, расскажу вам хакасскую сказку доброго Бурундука и жадную птицу Кедровку. Садитесь удобнее, да слушайте внимательно…Ребята из 4 класса показывают кукольную сказку по мотивам хакасского фольклора:«Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала»           После сказки Алтын Кёк начинает собирать все свои вещи назад в сундук…Ведущая: Алтын Кёк, неужели пришла пора прощаться? Как  хорошо, как весело было с тобой! Правда,  ребята?                  Дети отвечаютХозяйка: Понравились мне все ребята, рада бы поиграть ещё с вами, да дел много. Нужно проследить за порядком в наших степях, лесах. Может, помощь моя кому нужна? Но обещаю, что мы с вами ещё не раз встретимся!Ведущая: Спасибо, Алтын Кёк. Молодцы, ребята, дружно играли, пели, читали стихи, а теперь давайте поблагодарим хозяйку за гостеприимство и попрощаемся.Дети благодарят и прощаются с Алтын Кёк на хакасском языке.Под хакасскую мелодию все  дети уходят. Мероприятие закончено.                                                                                                                                 Приложение № 2Тематическое родительское собрание с участием и выступлением детей(Дети выступают перед родителями. После чего педагогом проводится беседа о бережном отношении к природе.)Хакасская народная сказка стихотворный текст М. Ю. Кильчичакова (в сокращении)«Сказка о том, как спина Бурундука полосатой стала»Ведущая: Проснулся весною Медведь.                 Поднялся и начал реветь: Медведь: Всю зиму проспал я в берлоге,                  Не держат меня мои ноги…                  Ослабли они от того,                  Что зиму не ел ничего.Ведущая: Вдруг видит: на кедре Кедровка                 Смолистую шишку клюет,                 И клювом орешки так ловко                 Из шишки она достает.                 Медведь говорит ей…Медведь: Соседка,                Зимой ты мне снилась нередко,                Спаси отощавшего Мишку                 И брось мне, пожалуйста, шишку!Ведущая: Кедровка в ответ закричала…Кедровка: Вас здесь, косолапых, немало,                  И каждый Медведь – лежебока!                  Вам шишки дарить нету прока.                  Хоть я их имею в излишке,                  Катись, не получишь ни шишки!!!Медведь: Будь проклята, вредная птица,                 Пусть жадность твоя отомстится!Ведущая: И впрямь, с той поры ежедневно                 Кедровка кричит оглашено…                 Медведь – подвело ему брюхо –                 Вздыхая сердито и глухо,                 Ушел, и вблизи родника                 Увидел Бурундука.                 На пне восседал Бурундук,                 И сладостный слышался звук.                 Медведь подошел и сказал:Медведь: Всю зиму я лапу сосал…Ведущая: Открыв перед Мишкой сундук:Бурундук: Бери, - говорит Бурундук, -                   Покушай орешков моих,                   Здесь хватит у нас на двоих!Ведущая: Наелся орехов Медведь, сказал…Медведь: Не забуду я впредь                 Твоей, Бурундук, доброты,                 Мне другом останешься ты!Ведущая: Медведь осторожно вполне                 Погладил его по спине,                 Но все же когтями слегка                 Поранил Бурундука…                 Но, к счастью, большой не случилось беды,                 На спинке от лапы остались следы.                                                                                                                                                                                                                                        «Легенда о Шира».     ...В давние-давние времена, их ни деды, ни прадеды не помнят,     жила в одном роду девушка по имени Шира, красотой наливалась, пятьдесят косичек заплетала, тахпах пела.     Многие на неё засматривались, да не каждому она взгляд приветливый дарила, суженого-ряженого ждала. Только к сердцу девичьему всегда тропинка найдётся, Нашёлся Силиг-оол (красивый парень), заворожил девичьи глаза смелой повадкой, словами заветными, совсем вскружил голову. И всё бы у них ладно было, к свадьбе дело шло, уже родственники к пиру готовились, калым складывали. Да видно не под счастливой звездой оба родились. Попалась красавица Шира, на глаза злому духу, решил он её себе в жены взять, у рода людского отобрать. Никакой силы нет отбиться от вздорного.     А парню не по нутру духовы приставания, решил защитить любимую. Сел на коня, лук и стрелы взял, саблю острую — вызвал духа на смертный бой. Встретились они в степи пустой и гладкой, семь дней и семь ночей бились. Где саблей махнут — лог появится, где кони копытами землю взбороздят — гряда сопок вырастет. Устал парень биться, может, в трудный миг добрую молитву забыл или ещё что, всякое случается, не каждому удается силу тёмную одолеть.Только взмахнул злой дух саблей — и пал парень под копыта своего коня.  А девушка за поединком наблюдала. Как увидела гибель любимого, бросилась к нему, обняла несчастливого, горько зарыдала-запричитала.     Хотел дух схватить девушку да к себе тащить, а она взмолила Мать-Солнце о смерти скорой. И там, где парень под копыта пал — гора поднялась. Кто Улгу-тас называл, кто — Улгу-тигей. По-разному назвать можно. А где девушка у груди его плакала, озеро горько-солёное разлилось огромное. С тех пор Шира и называется...                                                                                                      После прочтения легенды дети и родители рассматривают фотовыставку «Я с родителями на озере Шира» и беседуют о проблемах экологии в этой местности.
    -