Публикации Статья "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: ПОТЕНЦИАЛ НАСТАВНИЧЕСТВА"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Статья "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: ПОТЕНЦИАЛ НАСТАВНИЧЕСТВА"
Автор: Пугина Елена Евгеньевна

Муниципальное автономное образовательное учреждение
“Школа №131” г. Нижний Новгород
Пугина Елена Евгеньевна
учитель высшей квалификационной категории
ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ: ПОТЕНЦИАЛ НАСТАВНИЧЕСТВА
В условиях решения государством важнейших стратегических задач модернизации и инновационного развития возникает необходимость говорить о новом учителе и новом педагогическом профессионализме, который представляет собой постоянное образование и самообразование педагогов.
Профессионализм – это интегральное качество (новообразование) субъекта профессиональной деятельности, характеризующее продуктивное выполнение профессиональных задач, обусловленное творческой самодеятельностью и высоким уровнем профессиональной самоактуализации. Включает профессионализм деятельности, как качественную характеристику субъекта деятельности, отражающую высокий уровень профессиональной квалификации и компетентности, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что в совокупности и обеспечивает продуктивность профессиональной деятельности, и профессионализм личности, как качественную характеристику субъекта труда, отражающую высокий уровень личностно-деловых качеств, адекватный уровень профессиональных притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленные на профессиональное развитие. Смысл нового педагогического профессионализма заключается в способности педагога решать задачи общего развития детей своими педагогическими средствами, своим содержанием педагогической деятельности, адекватными для каждой ступени образования.3
Каждое образовательное учреждение в настоящее время в вопросе развития профессионализма педагогических кадров организует работу самостоятельно, ориентируясь на основные государственные стратегические и нормативные документы. Особенно остро стоит вопрос работы с молодыми специалистами.
Нормативно-организационной формой обеспечения данного направления является Целевая модель наставничества, включающая проект Школа молодого педагога, цель которого состоит в безболезненной адаптации молодых специалистов на уровне образовательного учреждения и выработки у молодого специалиста новой позиции педагога-профессионала, способного к позиционному самоопределению и управлению собственным содержанием развития. Основными направлениями работы по этому проекту являются организации такого процесса наставничества, который объективно приводил к следующим результатам: повышение профессионализма молодых педагогов, организация научно-методической деятельности молодых специалистов, обобщение передового педагогического опыта учителей-наставников, расширение профессиональных ролей учителя новой формации на основе программы профессионального саморазвития и самореализации учителя.
Используя обобщенную типологию представлений о нормах развития В.И. Слабодчикова, в ходе организации наставничества, администрация школы старается обеспечивать три типа норм профессионального развития: статистическую (я – номинально учитель, соответствие квалификационным характеристикам), социокультурную (определенных общностях: я – учитель-профессионал), индивидуально-личностную (я – субъект своей профессиональной деятельности, уникальной в своем роде). Именно две последних нормы учителям нашей школы помогает реализовать участие в программе наставничества. Во взаимодействии “молодой педагог - опытный педагог” и в стимулировании этой работы мы видим для себя серьезные перспективы, которые позволят образовательному учреждению работать в соответствии с современными тенденциями развития образования, помогут педагогам выстраивать индивидуальные траектории собственного профессионального развития и получать адекватную экспертную оценку собственной деятельности.
Литература:
1. Проектно-сетевой институт инновационного образования: сборник проектных инициатив (специальный выпуск информационного бюллетеня) / под ред. Н.Ю. Бармина, Г.А. Игнатьевой. - Нижний Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2011.- 168с.
2. Тулупова О.В., Мольков А.С. Технология сценирования в инновационном образовании: кейс папка / Под ред. Г.А. Игнатьевой. – Н.Новгород: ООО Типография Мастер-Принт, 2011.- 56с.
3. Тулупова О.В., Компетентностная уровневая модель профессионального стандарта педагогической деятельности специалист - профессионал -эксперт.- М.: ж. Методист, 2011, № 10
4.Хуторской А. В. Современная дидактика. Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2001. – 544с.
-