Публикации Использование инновационных технологий для развития конструктивно- технического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование инновационных технологий для развития конструктивно- технического творчества у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Юрицына Мария Юрьевна

Использование инновационных технологий для развития конструктивно- технического творчества у детей старшего дошкольного возрастаАвтор: Юрицына Мария ЮрьевнаОрганизация: МБДОУ «Детский сад №260»Населенный пункт: Алтайский край город БарнаулСовременные дети живут в эпоху активной компьютеризации и роботостроения. Стремление к исследованию окружающего мира заложено в детях генетически. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность . Особенность технически творческой деятельности заключается в том, что она, как игра, отвечает интересам и потребностям ребенка.В своей работе я искала ответ на вопрос. Как сделать так, чтобы ребенок не просто получал знания, а стремился применить их и создавая новое? При включении ребенка поисково–исследовательскую деятельность и в техническое творчество , ребенок сам становился изобретателем, способным творить, имея свободу выбора. Данная тема позволяет развить у детей желание постичь новое, неизвестное, быть активным «деятелем», приобщаться к ценностям и тайнам прошлого, а также проявлению инициативы ,наблюдательности, воображения и творческих технических способностей .Проанализировав результаты диагностик дошкольников и анкетирование родителей и педагогов, пришли к выводу, что необходима специально организованная работа, направленная на развитие технического творчества и творческой инициативы у детей старшего дошкольного возраста.Был определен новый подход к решению возникших проблем- использование инновационных технологий . В своей работе апробировала и внедрила :Метод проблемного обучения позволил решать детям разные познавательные задачи, организовать самостоятельную поисковую деятельность.Использование различных вопросов и ситуаций, побуждало детей к поиску средств решения. Например: как влияет конструкция бумажного самолета на дальность его полета.ТРИЗ технологии помогали развитию гибкого мышления и фантазии, способности решать сложные задачи изящными и эффективными способами Например: « Применение разных видов тканей у парашютов и их влияние на планирование» (Применение мозгового штурма способствовало развитию у детей сообразительности, смекалки, собранности, стимулировало их воображение и вызывало интерес и желание к изобретательской деятельности, дало возможность осознать то, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.В данной работе использовались разнообразные формы работы с педагогами, детьми и родителями. Для расширения представлений и знаний педагогов, детей и родителей о важности открытий и изобретений для современной жизни были проведены мастер –классы « Универсальный гений» и оформлены выпуски информационно- познавательной газеты «Хочу все знать». Газеты включают в себя познавательные блоки об изобретениях великого мастера, разнообразные эксперименты, развивающие игры для детей и родителей.)Увлекая детей конструктивно-техническим творчеством, я применяла технологию поисково-исследовательской деятельности. Вместе с детьми и родителями были исследованы темы «От прошлого к настоящему» «От крыла до самолета», «Какие бывают мосты» Технологии детского технического творчества, основываясь на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходе к обучению и воспитанию, позволяют развивать познавательный интерес к изобретательству.Я разработала систему работы с детьми в рамках проекта «Затехноград», где акцентом стал синтез познавательной деятельности с увлекательной творческой игрой и познакомила с конструкторской деятельностью где познакомили детей с техническим моделированием. Внедрила в работу новые традиции: исследовательские задания, ролевые игры с современным содержанием, выпуск семейных и детских газет, выставки.В опыте предусмотрела широкое знакомство детей старшего дошкольного возраста с алгоритмом организации технического творчества, изготовила опорные алгоритмы- технологические карты, содержащие схемы поэтапного сбора макета. С их помощью дети имели возможность применять простейшие схемы и картотеки как средство самостоятельного познания новых объектов. Использовала несколько форм организации обучения конструированию, применяя их от простого к сложному. Так, например, первым этапом обучению техническому творчеству являлось конструирование по образцу. Дети создавали макеты домов, опираясь на пример образца и способа изготовления. Дети узнали о свойствах деталей строительного материала, научились определять его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали. Дети легко и прочно усвоили общую зависимость структуры конструкции от ее практического назначения и в дальнейшем самостоятельно определи конкретные условия, которым должна соответствовать их постройка, высказывали интересные замыслы и воплощали их.На последнем этапе использовали конструирование по замыслу: это творческий процесс, в ходе которого дети имели возможность проявить самостоятельность. Дети увлеклись каркасным конструированием и научились добавлять к каркасу дополнительные деталиовладевали техникой создания интерактивных макетов, В результате у детей стало развиваться образное мышление и познавательно-творческие способности.  Мы заинтересовали техническим творчеством воспитанников МБДОУ Детский сад 260 Стабильная, систематическая работа в данном направлении позволила повысить уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.Дети стали больше проявлять инициативу и самостоятельность в конструктивно-технической деятельности, повысился уровень их самооценки и уверенности в собственных возможностях и способностях.
  • Участие в работе способствовало развитию познавательных способностей Дети стали активны, эмоциональны, инициативны, любознательны и самостоятельны. Научились излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений
  • умения работать над проектом индивидуально и в команде, эффективно распределять обязанности. Дети заинтересовались инженерными изобретениями; о железнодорожном, воздушном и водном транспорте, их особенностями
  • детское творчество способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.
  • Используемая литература
  • Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец: У истоков общения. - М.: Педагогика, 1991. - 160с.
  • Альтов Г.С. И тут появился изобретатель. Научно-популярная книга/ Оформление серии О. Кондаковой. М.: Детская литература, 1987. - 126с.: ил. - (Знай и умей).
  • Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. овосибирск: Наука, 1986. 209с.
  • Антонова Т В. Актуальные проблемы социального развития в дошкольном возрасте // Как помочь ребенку войти в современный мир? /Под ред. Т.В. Антоновой; Моск. департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им. А.В.Запорожца. М., 1995. - С. 10-26.
  • Артамонова О.В. Формирование у старших дошкольников отношения к творческому началу в личности взрослого человека (на примере ознакомления с предметным миром): Авторефис. канд. пед. наук. М., 1992. - 20с.
  • Базарова М.А. Формирование начальных физических понятий в дошкольном возрасте. арджоу, 1963. 13с.
  • Бартрам Н.Д. Игрушка радость детей. - М., 1912. - 144с. Типография Т-ва
  • -