Публикации Исследовательский проект "Секреты песка"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Исследовательский проект "Секреты песка"
Автор: Кочергина Татьяна Ростиславовна

I. Паспорт проекта.…………......................................................................................3II. Пояснительная записка…………………………………………………………..6Актуальность проекта…………………………….....................................................8III. Алгоритм тематической недели…………………….........................................10IV. Содержание работы над проектом по этап……………………………..........17V. Ресурсное обеспечение………………...............................................................19Литература ...............................................................................................................21ПриложенияI. Паспорт проектаII. Пояснительная запискаМуниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32 комбинированного вида» (далее – МДОУ «Д/с №32») является звеном муниципальной системы «Управление образования» администрации МОГО «Ухта», обеспечивающим всестороннее развитие детей дошкольного возраста как в учебном году (сентябрь - май), так и в летний период (июнь – август).Данный проект разработан в соответствии с нормативными документами:
  • Закон Российской Федерации «Об образовании в РоссийскойФедерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013, № 1155;
  • Федеральной образовательной программой дошкольного образования
  • (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028,
  • СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);
  • Годовой план работы МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида» на 2023-2024 уч. г.
  • Устав ДОО.
  • Сущность проекта: Совместное планирование дня или совместной деятельности начинается с утреннего группового сбора, в ходе которого дошкольники выбирают интересную для них деятельность и способы осуществления. Участие в совместном обсуждении учит не только делать выбор, но и даёт возможность проявить фантазию, изобретательность, развивает коммуникативные навыки. Виды деятельности, которыми будут заниматься дети, в плане-паутинке, дополняются на протяжении всей недели. В конце утреннего сбора воспитатель вывешивает план-паутинку и модель трёх вопросов на доске – на видном месте в группе. Красочные планы-паутинки помогут детям самим проверить, всё ли задуманное выполнили.План-паутинка служит основой для плана деятельности, в котором отражают, чем бы хотели заниматься воспитанники в центрах активности, дополняет идеи детей своими идеями или предложениями родителей, которые тоже участвуют в планировании. Также педагог отражает содержание РППС- какие материалы понадобятся детям в каждом из центров.Проект «Секреты песка», является подпроектом общего садового летнего эколога – оздоровительного проекта «Летний калейдоскоп».Проект основан на сотрудничестве детей и взрослых, поддержке детской инициативы, признания за каждым ребёнком права на участие в принятии решений, учёте индивидуальных способностей и интересов всех участников.В основе проекта лежит организация опытноэкспериментальной деятельности детей среднего возраста в летний период через познавательное и творческое развитие.  В летнее время планируются наблюдения, опытно-экспериментальная и художественно -творческая деятельность, тематические беседы, экскурсии по экологической тропе в ДОУУчастники проекта: -воспитанники 5 лет; -педагоги группы;-родители (законные представители).«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться, становиться тем, что он есть в процессе исследовательской деятельности»С.Л. РубинштейнАктуальностьЛето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Он изучает всё, как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. В дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была содержательной и интересной.Песок является тем удивительным природным материалом, который способен передать ощущение разнообразия природы. Игры в песочницы позволяют детям реально строить свой личный мир, ощущая себя его творцом.  Песок   нередко  действует на детей  как магнит. Прежде чем они успеют осознать, что они делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить тоннели, горы и т.д. А если к этому добавить миниатюрные фигурки, игрушки, тогда появляется целый мир, разыгрываются драмы, и дети полностью погружаются в игру.  Проблема. При наблюдении за деятельностью детей на прогулке мы заметили, что игры с песком однообразные, недостаточный словарный запас по теме, дети не знают свойств песка. Для разрешения данной проблемы разработан исследовательский проект «Секреты песка». Особенность проекта: для развития познавательного интереса детей во время экспериментальной и досуговой деятельности используются персонаж Песочный мальчик.Принципы реализации проекта:• принцип сезонности, учёта условий  местности;• принцип комплексности и системности;• принцип учёта индивидуальных  особенностей;• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в ДОУ и семье.Ресурсы проектаМатериально-технические условия:
  • групповое помещение, музыкальный зал.
  • групповой участок
  • мультимедиа: проектор, экран, флэш - носитель, ноутбук, колонки
  • фотоаппарат
  • Оборудование:
  • детская песочница: песок мокрый и сухой, ведёрки, лейка с водой, лупы, набор формочек, песочные часы, трубочки, воронка, одноразовые тарелки, губка.
  • поднос, средства для художественного творчества;
  • Методическое обеспечение:
  • комплексно-тематическое планирование;
  • раздаточные материалы;
  • художественные, познавательные и научно-популярныепроизведения;
  • аудио и видео носители информации (мультипликационный фильм, мультимедийные презентации).
  • III. Алгоритм тематической недели проекта«Секреты песка»Запланированные мероприятия отражены в календарном планировании (Приложение №5). Важно, чтобы и дети, и родители положительно отнеслись к «событиям недели», заразились идеей дня и осознали важность итогового мероприятия.IV. Содержание работы над проектом по этапам.I этап: организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации проекта). Цель: формирование мотива у детей и взрослых к предстоящей деятельности. Содержание: - ознакомление родителей, целью, задачами проекта; - сбор информации; - разработка плана тематической недели; - разработка конспектов СД, сценария итогового мероприятия, - создание развивающей среды в группе и на участке; - создание мультимедийных презентаций; - подбор фотоматериала, иллюстраций, дидактического демонстрационного наглядного материала; - подбор художественной и познавательной литературы о летних опытах с песком; - подбор дидактических, словесных, сюжетно-ролевых, художественных игр; - подбор и изготовление пособий и атрибутов, - подбор и оформление наглядной информации для родителей.II этап: практическийЦель: вовлечение в познавательную, двигательную и творческую деятельность исполнителей проекта.Этап разделён на два блока:1 блок – деятельность с детьмиЦель: формирование элементарных представлений о свойствахпеска, разнообразии игр с песком, о правилах безопасности с песком.Организация и проведение совместных мероприятий с детьми: беседа, опыты с песком, познавательно – исследовательской деятельности, чтение художественной литературы, (приложение № 6)2 блок – взаимодействие с родителями3 этап – оценочно-рефлексивный.Цель: обобщение и анализ проведённых мероприятий в рамках проекта.В реализации проекта «Секреты песка» участвовало 100 % воспитанников средней группы, воспитатели.Анализ проведённой совместной проектной деятельности «Секреты песка» позволил сделать следующие выводы: поставленные цель и задачи в ходе реализации проекта достигнуты, собран богатый материал по данному направлению. Опыт работы по данному проекту планируем обобщить на мероприятиях разного уровня. В ходе реализации проекта «Секреты песка», через организацию совместных мероприятий, у детей расширились и обобщились представления о свойствах песка; дети узнали, как и где человек может его использовать. Расширили знания о том, какие виды песка бывают. Выросла речевая активность детей по теме «Свойства песка», «Пустыня» (бархан, песочная буря и т.д.).Задачу по приобщению к экспериментированию решили, используя постоянное общение взрослого и ребенка на равных, совместного поиска выхода из трудной ситуации и обсуждения проблемы. Повысить мотивацию и познавательный интерес помог сказочные персонаж Песочный мальчик, с помощью которых ребята планировали деятельность и достигали поставленных целей.При организации и проведении итогового мероприятия - досуга «Новый город из песка для песочных жителей» выявлено, что дети активно участвуют в экспериментальной деятельности, имеют элементарные представления о свойствах песка: сухой – сыплется, мокрый- лепится, что сухие песчинки легко двигаются, сдуваются, мокрый песок тяжелее сухого, Умеют совместно с взрослыми делать выводы; стремятся получать новые знания и яркие впечатления.Исследовательский проект «Секреты песка» рекомендуем использовать воспитателям и специалистам в работе с детьми средней групп дошкольных образовательных учреждений.IV Итоги проекта.
  • у детей расширились представления о свойствах песка, о правилах безопасности с песком;
  • обогатился и пополнился словарный запас детей по теме «Свойства песка», «Пустыня»;
  • личностные качества: дружеские взаимоотношения и взаимопомощь сверстникам и сказочным персонажам;
  • повысилась компетентность педагогов в вопросах организации по экспериментально - исследовательской деятельности.
  • повысилась заинтересованность и активность родителей на основе педагогического сотрудничества в разных видах совместной деятельности с детьми.
  • Перспектива:
  • Продолжать развивать систему работы по познавательной исследовательской деятельности; развитию дошкольников: организовать в группе лабораторию «Маленький исследователь».
  • Привлекать родителей к активному участию в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
  • Оформить и обобщить опыт работы для участия в конкурсах, конференциях на различных уровнях, с целью распространения методических и практических наработок среди дошкольных учреждений.
  • Публикация опыта работы социальная сеть работников образования.
  • Используемая литература: 1.Бондаренко Т.М. «Экологические занятия с детьми 3-4 года»: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.2.Кобзева Т.Г. «Организация деятельности детей на прогулке». 2 младшая группа. Волгоград. И.Учитель. 2016 г.Интернет ресурсы:2.Прохорова Л.Н.«Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (средний дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
    -