Публикации "Использование ИКТ в работе логопеда"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование ИКТ в работе логопеда"
Автор: Маторкина Марианна Эдуардовна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В РАБОТЕЛОГОПЕДА Маторкина Марианна ЭдуардовнаУчитель-логопед высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 34имени братьев Игнатовых пгтжубга МО Туапсинский районАннотацияВ статье говорится об использовании информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе логопеда, как способе оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.ВведениеИдя в ногу со временем, семья и школа формирует собственную информационную грамотность. Компьютерная грамотность учителя подразумевает овладение возможностями современных компьютерных технологий.Новые информационные технологии стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.Повсеместная компьютеризация открыла возможности для применения новейших вариантов обучения. Они связаны с уникальными возможностями ИКТ.В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.Ю. Давыдовым, А.В.Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Д.Б.Элькониным и др.Основной целью логопедической службы образовательного учреждения является коррекция дефектов устной и письменной речи обучающихся. В последние годы наблюдается увеличение числа учащихся, нуждающихся в помощи учителя-логопеда. В работе учителя-логопеда общеобразовательной школы необходимо применять ИКТ. Современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей обучающихся в начале и в конце коррекционной работы, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий.Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность учащихся. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагога. Использование ИКТ на логопедических занятиях делает обучение более интересным для ребенка; следовательно, ускоряет процесс коррекции.Владение ИКТ дает возможность посмотреть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить свои знания и умения и помочь детям добиться высоких результатов.Из практики многие педагоги знают, что ни в одной книге, ни на одном самом лучшем компьютерном диске вы не найдете полностью готовых рецептов, подходящих для работы с любым классом, любым ребенком. Можно использовать предложенные идеи, но все равно их приходится перерабатывать с учетом индивидуальных особенностей детей. Ведь каждый ребенок - это отдельный мир. Поэтому, что одним из путей повышения эффективности работы педагога является создание и использование на уроках авторских мультимедийных материалов, разработанных с учетом индивидуальных особенностей ваших детей (с которыми вы работаете в настоящее время).Созданные материалы могут быть использованы на разных этапах занятия. Практические наблюдения показывают, что использование ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ ведет к следующим положительным результатам: образовательный критерий - повышение эффективности работы по коррекции дефектов устной и письменной речи у учащихся;критерии развития - развитие высших психических функций (восприятие, внимание, память, мышление); создание познавательной мотивации; формирование навыков правильной речи; снижение утомляемости и повышение работоспособности;повышение темпа учебной деятельности; социальный критерий - формируются условия для успешной адаптации учащихся с нарушениями речи в детском коллективе и для успешного перехода учащихся из начального в среднее школьное звено;критерий здоровьесбережения - соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка осуществляется при следовании требованиям СанПиНов в процессе применения ИКТ.Практика подтверждает, что использование ИКТ в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.Оценка речевого развития детей состоит из и письменной речи ( и чтение). Диагностическое обследование устной и письменной речи состоит из методик Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной, А.Н. Корнева. Обследование письменной речи включает анализ письменных работ, проверку навыка чтения. Для проверки навыка чтения используются стандартизированная методика исследования А.Н. Корнева. По итогам обследования речи комплектуются группы. Вся работа строится в соответствии с должностной  инструкцией учителя-логопеда. Логопедический пункт создается в общеобразовательном учреждении при наличии 5-10 классов в сельской местности первой ступени начального общего образования. Придельная наполняемость логопедического пункта 25 учащихся на ставку учителя-логопеда (20 астрономических часов). Периодичность и продолжительность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Коррекционные занятия проводятся по программе утвержденной МО РФ.« Использование информационно-коммуникационных технологий как условие повышения качества и результативности учебно-воспитательного процесса». В связи с этим я определила для своей методической работы следующее направление -  использование информационно – коммуникационных технологий в коррекционно–развивающей работе учителя- логопеда, как способ оптимизации процесса коррекции устной и письменной речи.В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи  и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе. Логопеды не только не остались в стороне, но и активно включились в процесс широкого использования ИКТ в своей практике. Для реализации коррекционных задач, а самое главное, для повышения мотивации детей к занятиям использую на индивидуальных и подгрупповых занятиях компьютерные программы, так как считаю, что данные программы могут служить одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.  Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов: использование новых моделей компьютера;работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы); проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.Материалы и результаты исследованийНаправления коррекционной работы с использованием ИКТ в МБОУ СОШ № 34имени братьев Игнатовых пгт. Джубга следующие:-развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок; -обучение грамоте– формирование навыков фонематического анализа; -формирование зрительно-пространственных отношений; -работа над звукопроизношением – артикуляционная гимнастика, автоматизация звуков, дифференциация звуков и букв; -формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение. Для формирования мотивации к речевой деятельности считаю эффективным использование метода наглядного моделирования. Применение пространственных моделей (схем) в обучении детей младшего школьного возраста учит ребенка анализировать отображенную в модели действительность, выделять в ней главное и второстепенное, рассуждать, делать выводы.Поэтому на занятиях по формированию лексико-грамматических категорий использую модели звукового и слогового состава слова, словесного состава предложения. Подобные схемы и модели помогают приучить детей к наблюдениям за языком, повышают интерес к звуковой стороне речи, слову, его смысловому значению, что создает предпосылки для формирования фонематического восприятия. Модели артикуляции отражают положение органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответствуют его характеристике, т.е. исполняют роль зрительных опор, что, безусловно, способствует активному развитию у детей собственных произносительных навыков, развивает внимание, память.При помощи пособия «Сказка о веселом язычке» закрепляем правильное выполнение артикуляционных упражнений. Создаваемые мною компьютерные презентации помогают детям усвоить, осмыслить такие понятия, как «звук», «слово», «слог», часть и целое, способствуют формированию навыка овладения чтением. Хотелось бы  рассказать о некоторых заданиях, подготовленных с использованием компьютерных технологий.      Например, для дифференциации кинетически сходных букв, которые дети иногда смешивают  на письме, предлагается следующий вид задания.Существует известный приём для дифференциации кинетически сходных букв б-g : данные буквы на основе зрительных ассоциаций сравнивают с внешним образом животных и птиц (б - белка,   g - дятел). Используя анимацию, пишем прописную букву «б» на изображении белки. Её пушистый хвост направлен вверх, и она напоминает вторую букву алфавита. Также используя анимацию, пишем прописную букву «g » на изображении дятла. Его хвост направлен вниз, что схоже с написанием данной буквы. Формирование ассоциаций таким способом дает отличные результаты.   На логопедическом занятии проводится зрительная гимнастика. Предлагается очень интересная зарядка для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Вниманию ребенка представляется таблица со слогами. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одного слога на другой. Ученик читает один за другим слоги, на которые приземляется бабочка, и произносит в итоге полученное слово.На занятиях по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и  выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются  в мониторе в ярко виде.                                        Задания на дифференциацию звуков. На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ученику необходимо выбрать  изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.     Преимущества использования ИКТ в работе логопеда для ребенка:повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям; формирует у ребенка активную позицию субъекта обучения; обучается некоторым элементарным действиям с компьютером. Ребята на занятиях узнают, что такое гласные и согласные буквы, как они складываются в слоги, и как из слогов образуются слова, о существовании мягких и твёрдых согласных, закрепляют знания о гласных буквах, повторяют произношение слогов и тренируются складывать их в слова. Кроме того, герои рассказывают  о лексике русского языка, учат правильно использовать слова – от простых до самых сложных. Вместе ребята развивают навыки чтения (можно при наличии микрофона сделать аудиозапись), учатся правильно и грамотно писать, больше узнают о строении предложений в русском языке, создают свою собственную историю о приключениях симпатичного кота, и даже пробуют стать авторами настоящих комиксов.Кроме того, программы помогают развивать память и концентрацию, которые так необходимы для успешной учёбы в начальной школе. И всё это в лёгкой игровой форме, просто и доступно. Использование указанных программ в процессе логопедических занятий позволяет значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций – внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы. В настоящее время продолжается работа по накоплению педагогического опыта в области применения компьютерных программ на логопедических занятиях с учащимися начальной школы.Применение ИКТ в коррекционной работе позволяет делать на занятиях следующее: Вывод:     - компьютер стал необходимым средством обучения детей с нарушениями речи;     - использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;     - способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями); - активное применение компьютера в учебной деятельности значительно экономит силы учителя при подготовке к уроку, ведь многие задания можно заранее выполнить на компьютере и в нужный момент продемонстрировать их для выполнения ученикам. Кроме того, благодаря высокой скорости обновления дидактического материала на экране значительно экономится время на уроке и появляется возможность получить лучший результат. Появление компьютерных технологий дает возможность провести многие занятия в игровой форме. Литература:1.Белкин А.С.- Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск, 2004.- 67-69 с.2. Беспалько В.П. - Образование и обучение с участием компьютеров. М: Бином. 2009. 24 с.3.Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. - Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.- 10 с.4.Головченко А.В. - Картинный материал для логопедической работы: ресурсы программы CorelDRAW, Логопед. 2009. № 5. – 32 с. 5.Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология. ., 2001.-№3, 44с.
-