Публикации
Применение регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся.
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся.
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся.
Автор: Киштеева Жанна Токбергеновна
Применение регионального компонента на уроках английского языка как средство повышения мотивации обучающихся.В настоящее время система российского образования строится на федеральных образовательных стандартах. Одним из основых требований стандарта к личностным характеристикам выпускника является формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважению своего народа, его культуры и духовных традиций. В связи с этим в школьных программах и по иностранному языку в том числе, растет потребность в использовании регионального компонента на уроках иностранного языка .Выражение “региональный компонент” звучит формально и чуждо, но он помогает рассказать о том, что очень дорого любому человеку. О “малой” родине — области, городе, деревне, в которых живет ученик. Если рассматривать язык как средство коммуникации, нам потребуется социокультурное обучение. По словам Дика Мейера, его итогом должно стать “осознанное общение с представителем чужой культуры с распознаванием общего и различного в культурах”. По современному ФГОС (Федеральный стандарт образования) ученик имеет право приобщаться “к системе ценностей и культуре своего народа”. Узнавая новое о культуре других стран, ребенок будет уважительнее относиться к национальным особенностям, научится любить свою страну. Конечно, если сможет сравнить традиции и культуру других стран со своей страной.Таким образом, актуальность данной темы заключается в том, что использование краеведческого материала является способом улучшения процесса обучения.Цель исследования: ознакомление с концепцией регионального компонента; создание пособия по английскому языку с краеведческими материалами об истории, культуре и достопримечательностях Абакана.Предмет исследования: диалог культур на уроках английского языка с использованием регионального компонента. Задачи: 1.Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур. 2.Расширение рамок изучения основного учебного предмета английского языка в аспекте внутрипредметной специализации как ответ на индивидуальные запросы и потребности учащихся на этапе профориентации. 3.Развитие уже имеющихся умений и навыков в различных видах речевой деятельности. 4.Приобретение учащимися новых умений и навыков в ранее не затрагиваемых речевых ситуациях. Методы исследования:Изучение источников с целью получить информацию по исследуемой теме. Анкетирование обучающихся. Анализ полученной информации и сравнение ее с известными фактами. Обобщение полученной информации. Обращение к региональному компоненту на уроках иностранного языка предполагает реализацию одного из основных принципов ФГОС – метапредметность, так как краеведческие знания включают информацию из разных учебных предметов – география, история, биология, краеведение, музыка, литература. Интерес, который появляется у обучающихся в процессе реализации всех форм учебной работы с использованием материалов о родном крае, не только усиливает эффективность всех аспектов воспитания – нравственного, гражданского, эстетического, но и значительно повышает мотивацию к изучению иностранного языка. Это помогает обучающимся формировать целостную картину мира и выражать собственное отношение к нему. Одной из основных задач учителя иностранного языка является необходимость научить школьника говорить на иностранном языке о его окружении, о том, что ему близко и дорого с детства, чем он горд и готов поделиться со своим потенциальным партнером по межкультурной коммуникации. Регионоведческий материал о культуре, природе и географии родных мест, об истории малой Родины значительно дополнит содержательную сторону речи на иностранном языке .Несмотря на важность введения регионального компонента в обучении иностранному языку анализ учебно-методического комплекта по английскому языку “Enjoy English” (автор М.З Биболетова) показал недостаточную освещенность краеведческого материала. В учебно-методическом компоненте М.З. Биболетовой чаще встречаются материалы об англоговорящих странах и столице нашей Родины. Что касается материалов о нашем крае, то они отсутствуют, что вызвало необходимость более глубокого изучения вопросов введения регионального компонента на уроках иностранного языка. Применение регионального компонента на уроках английского языка в нашей школе. В нашей школе уроки английского языка так же ориентированы на изучение культуры своей страны, своего региона и города.Уже на начальном этапе обучающиеся 2-4 классов получают краеведческие сведения. Изучая фонетическую систему английского языка, мы сравнивали русские и английские звуки и узнали, что существуют звуки, которые есть в русском и в английском языках. Знание фонетической системы русского языка помогло лучше усвоить английские звуки. Процесс усвоения нового материала проходит намного быстрее и успешнее. При ознакомлении с рецептом приготовления английского чая мы знакомились с рецептами приготовления чая с лимоном, известного как Russian tea. Например, изучая тему “Where do you live?”, мы учились говорить о своем родном городе, проблемах, связанных с жизнью в нем.Учащиеся 2 классов знакомятся с животными края и города, учатся описывать их внешность и действия.Учащиеся 3 класса знакомятся с особенностями написания своего адреса и учатся описывать общественные места города (почта, больница, школа, бассейн, стадион, площадь…).В 4 классе детям предлагается провести экскурсию по городуУчащиеся 5-го класса изучают историю возникновения Города Абакана, учатся описывать город, его достопримечательности. Учащиеся описывают родную школу и любимые места города.В 6 классе расширяется материал о географическом положении города, его истории. Дети учатся ориентироваться в городе, описывать парк и любимые места горожан. Учащиеся 7 класса знакомятся с традициями и праздниками города, знакомятся со спортивными объектами города в рамках темы «Здоровый образ жизни в городе». Ещё в 7 классе при изучении темы «Holidays» мы рассказывали о праздновании дня города в Абакане, а изучая тему «Natural phenomena» мы обсуждали климат и погоду в нашей местности.Ученики 8 класса используют изученный материал об экологии страны в описании природы и экологии Хакасии, Красной книги. Так же в 8 классе, изучая тему «Sport», мы учились рассказывать о спорте в нашей стране и городе, о спортивных секциях в нашей школе. Продолжается знакомство с известными людьми города и области (писатели и поэты, актеры, художники, спортсмены).В 9 классе, изучая тему «Environment», мы обязательно обсудим животный и растительный мир Ростовской области, экологические проблемы региона и Абакана и пути их решения. С использованием проектной деятельности учащиеся знакомятся с символикой, культурной жизнью города, учатся говорить о туризме, музее, праздновании Дня Победы в Абакане.Все более широкое распространение в школе и в обучении иностранным языкам в частности находит проектная методика. Ребята с удовольствием готовят мини-проекты об интересных местах нашего города, национальные блюда, одежда, игрыВ качестве примера проекта регионального содержания приведу краткое описание проекта "Ecology of your native town ", который мы готовили в 8 классе. Его целью явилось изучение существующих в регионе природных ресурсов, экологических проблем и возможности оказания реальной помощи в случае необходимости.Работа над проектом предполагала несколько этапов. Первый этап — это представление проекта в целом. Учащиеся были ориентированы на сбор необходимой информации: rivers and lakes, forests, animals, birds, ecological problems.На следующем этапе нам предлагалось составить подробный план по сбору информации. Затем проводилось обсуждение результатов поиска по выбранным темам. Выполнение такой работы заставляло учеников думать и анализировать, это помогло нам приобретать навыки самостоятельного поиска необходимой информации.Собранный материал был использован для оформления стенной газеты, презентации и докладов по теме.Работа над проектом вызвала большой интерес, возникло желание подумать над темой очередного проекта и над тем, как лучше его выполнить. Перспективной признана разработка проектов, темами которых является сравнительное изучение традиций, обычаев, праздников страны изучаемого языка и своего региона, города.У ребят появилась заинтересованность глубже узнать историю своей малой Родины, своего народа, его культуру, традиции, а это ведет к формированию уважения к своей стране, потребности в практическом использовании иностранного языка в различных сферах деятельности.Практика показывает, что выход на региональные проблемы в обучении иностранному языку позволяет школьникам глубже понять и усвоить отдельные языковые явления и лингвострановедческие реалии.Реализация регионального компонента в практике обучения английскому языку предполагает создание благоприятных условий для привлечения учащихся к проектной деятельности, формирование устойчивого интереса к национальной культуре, культуре и истории своего народа в урочное и во внеурочное время. В рамках изучения тем раздела Enjoy English УМК учащиеся под моим руководством разработали учебно-исследовательские проекты .Принцип региональной направленности применяется путем дополнения в содержание урока материалов о малой Родине. Учащимися создаются проекты в форме видеороликов, которые направлены на активные формы познания: поиск дополнительной информации и сообщение по теме, обсуждения в группах, презентации, экскурсии и многое другое.В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает региональный компонент.Краеведческий материал должен стать обязательной частью при изучении иностранного языка. Краеведение открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия. Это пробуждает у школьников глубокий интерес к истории края, страны, вызывает жажду знаний.В данной работе я рассмотрела актуальность регионального компонента на уроках иностранного языка. Немалое внимание было уделено использованию проектной методики как средству активизации речемыслительной деятельности школьников.Использование регионального компонента на уроке иностранного языка в контексте диалога культур позволяет повысить эффективность обучения иностранному языку; формировать положительную мотивацию в изучении языка, учитывая возрастные особенности и интересы обучающихся; воспитывает доброжелательное и заинтересованное отношение к стране изучаемого языка, ее культуре и народу и формирует умения обучающихся осуществлять как устные, так и письменные формы общения; развивает их творческие способности в процессе активной познавательной деятельности.Исходя из результатов опроса, проведённого до и после проведения уроков о нашем родном крае на уроках английского языка, я с полной уверенностью могу считать гипотезу доказанной, региональный компонент на уроках иностранного языка действительно способствует улучшению усвоения знаний, помогает восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяет кругозор, а также воспитывают эстетический вкус у обучающихся.
