Публикации «Использование новых информационных технологии на уроках швейного дела».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование новых информационных технологии на уроках швейного дела».
Автор: Повалихина Ольга Юрьевна

«Использование новых информационных технологии на уроках швейного дела».Представление педагогического опыта учитель швейного дела О.Ю.Повалихина Обучающиеся, с интеллектуальной недостаточностью специальной (коррекционной) школы нуждаются в специальных методах, приемах и средствах обучения, учитывающих особенности их психического развития. При организации уроков предполагается создание у обучающихся наглядно образных представлений по изучаемой теме, а при выполнении практических работ о необходимых для этого трудовых действиях. Применение средств информационных технологий позволяют, учителю повысить наглядность в обучении, т. к. у таких детей возникают трудности при абстрактном мышлении. Урокам швейного дела отводится решающая роль в коррекции развития и становления личности. Эффективность урока швейного дела, можно значительно повысить с помощью современных средств наглядности, активизируя их интерес к занятиям, побуждая к наблюдению и способствуя более прочному усвоению знаний. При использование мультимедийных средств на уроках швейного дела, мы можем воздействовать на все органы чувств и, следовательно, интенсифицировать воздействие на ученика и, соответственно, резко повысить возможности восприятия им учебного материала. Это хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий. Изучение швейного дела, требует широкого использования современных средств наглядности таких, как схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели, и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний, запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов: слухового, зрительного и тактильного. Компьютер, как универсальное средство сбора, хранения, обработки обмена и представления информации, способен частично заменить некоторые наглядные средства обучения: печатные (таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, фильмы). Эти наглядные пособия можно выполнить при помощи компьютера, и показать при помощи интерактивной доски. Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках швейного дела целесообразно в тех случаях, когда необходимо: – Продемонстрировать очень медленно или очень быстро поузловую обработку или изготовление всего изделия; – Провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и т. д. Созданных с помощью программ: - Crossword13rar); – Продемонстрировать видеоролики: «Шьем юбку – «Карандаш» правильно», «Кудель из пряжи и крапивы», «Как сшить юбку в складку», физминутки: - «Весёлые глазки», «Сидя на стуле», мультфильм «Крот и штанишки» и др. 1 Систематическое использование компьютера на уроках швейного дела приводит к следующим результатам: - резко возрастает уровень использования современных средств наглядностей на уроке; - повышается производительность обучающихся на уроке. Благодаря использованию современных средств наглядности на уроках швейного дела учитель переходит от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися. Необходимость использования современных средств наглядности на уроках в специализированных коррекционных школах VIII вида неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья современные средств наглядности – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Обучая детей с ОВЗ мы сталкиваемся с низкой учебной мотивацией и познавательной активностью учеников, а компьютер в швейной мастерской это не только помощник учителя в повышении эффективности обучения, но и средство позволяющее: - развить новую информационную культуру деятельности для учеников школы VIII вида; - повысить уровень мотивации обучающихся; - расширить зону индивидуальной активности ребенка; - находить источники дополнительной информации по предмету; - увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала; - проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность; - применить различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся; - проводить словарную работу, как способ осознания учебного материала; - систематизировать новые для обучающихся знания; - активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе. Применение современных средств наглядности, в обучении швейному делу детей с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально необходимыми на каждом этапе урока технологии. Так в подготовительную часть урока включаются коррекционные упражнения, которые демонстрируются на интерактивной доске. В качестве ярких, увлекательных заданий на развитие мыслительных процессов обучающимся предлагаются ребусы, кроссворды, анаграммы, которые не только активизируют внимание, пространственную ориентацию, наблюдательность, но и корректируют логическое мышление, зрительное восприятия, зрительную память, цветовое восприятие. При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными нами по разделам «Конструирование», «Материаловедение», «Машиноведение», «Моделирование» и др. Обучающиеся с интересом выполняют эти задания на интерактивной доске. При проведении уроков таким образом практикуются индивидуальные формы обучения обучающихся на этапе закрепления и проверки знаний. При этом учитель предлагает задание всему классу, а некоторые обучающиеся выполняют тестовые задания на компьютере по этой же теме. Современные средства наглядности, дают более эффективную и совершенно новую форму обучения, и незаменимый инструмент для ее реализации - интерактивную доску. С ее использованием улучшается качество преподавания теоретической части уроков, за счет более наглядного изложения нового материала. Так при изучении темы: «Получение ткани из шерстяной пряжи», показ видеоролик – «Шерсть, делают так», необходим. У обучающихся нет возможности побывать с экскурсией на ткацкой и прядильной фабриках, а материал учебника представлен в текстовой форме, у ребёнка не складывается целостная картинка о процессе получения ткани, и тут на помощь приходит видеоролик, при просмотре которого, у обучающихся появляется возможность побывать на экскурсии, хотя бы виртуально. После просмотра видеоролика – обучающиеся имеют представления что такое «шерстяное волокно», чем оно отличается от «шерстяной пряжи». Так же они наглядно видят, в чем заключается работа: - «Оператора чесальной машины», «Прядильщицы» и др. профессии прядильного производства, это то же немало важно, так, как в ближайшем городе есть трикотажная фабрика, а с трудоустройством выпускников коррекционных школ очень сложно, так как, они не везде могут работать. При изучении темы: «Построения чертежа юбки», после обычного построения, пользуемся программой PattensCAD, что позволяет детям очень быстро по лучить чертёж и лекало выкройки юбки на любой размер и фасон. При традиционном методе построении, много времени уходит для расчета формул, так как, в силу своих возможностей – дети плохо справляются с математическими расчета ми, а при использовании программы, расчеты производятся автоматически, не обходимо только внести размерные признаки предполагаемого заказчика. Дети хорошо шьют, а в расчетах и построениях путаются, отсюда и неправильные вы кройки, а с помощью программы они самостоятельно смогут отшить изделие дома для себя, своих близких. Трудности, связанные с изготовлением выкроек изделий, снижают интерес обучающихся к дальнейшей работе, а изготовление выкроек с помощью компьютерных программ дает им возможность быстрее приступить к раскрою и обработке изделия. Причем, выбор модели осуществляется самостоятельно, что очень важно для самого ученика. В связи с появлением и использованием в кабинете швейного дела компьютерных и интерактивных технологий, повышается интерес к этому профилю обучения не только у девочек, но и у мальчиков, которые находят в этих занятиях новые возможности для самовыражения. У них пробуждается любознательность, творческая заинтересованность в обучении этому ремеслу. Преподавание большинства материалов по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Сообщение сведений о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых тенденциях моды и многом другом реально изучаются с использованием компьютера. Так, например, при изучении темы: «Краеобметочная швейная машина», материала предоставленного в учебники для машины 51 – А класса, а промышленность не стоит намести, и в швейных мастерских отслужив шее оборудование заменяют на новое, современное, и в учебниках к сожаленью не показана заправки нитей, тут на помощь приходить видеоролик «Устройство оверлока». Видеоролик содержит понятные схемы с изображением устройства со временных оверлоков и последовательностью заправки нитей. После просмотра видеоролика дети лучше усваивают материал. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания, и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала. Новые технологии позволяют моделировать различные ситуации и среды, что ведёт к активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию их мышления, обеспечивает развитие творческих способностей школьников и желание продолжить самостоятельную работу. Интерес, вызванный со временными средствами наглядности на уроках швейного дела, снимает напряжение, усталость, утомляемость. Электронные учебные пособия и программы, используются: - в виде учебных рисунков; - в виде таблицы, схемы; - в виде презентаций; - как толковый словарь; - как технологические процессы; - как техническое конструирование; - как справочник с учебными видеофильмами; - как практическое пособие. ЛИТЕРАТУРА 1. Васенков Г. В., Меньшов А. Б. Компьютер на уроке труда в специальной (коррекционной) школе // Дефектология. 1996. №4. С. 57–61. 2. Васенков Г. В., Патракеев В.Г., Щербакова А. М. Компьютерный тренажёр для обучения и контроля знаний учащихся: практическое руководство. М., 1995. 3. Гудилина, С. И. Наглядность в медиа образовательных технологиях. / С.И. Гудилина. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: 4. Кукушкина О.И. Организация использования компьютерной техники в специальной школе // Дефектология. 1994. №6. С. 59–62. 5. Мирский С. Л. Применение наглядных средств на уроках ПТО в специальной (коррекционной) школе // Дефектология. 2003. №1. С. 46–53. 5. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. М., 1989. 6. Петрова, В.Г. Кто они, дети с отклонениями в развитии? [Текст]: Учебное пособие / В. Г. Петрова, И. В. Белякова. - М.: Флинта, 2007. - 104 с.
-