Публикации Реферат: «Методика работы социального педагога с родителями воспитанников».

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Реферат: «Методика работы социального педагога с родителями воспитанников».
Автор: Ахмедова Шахризат Ясимовна

Реферат: «Методика работы социального педагога с родителями воспитанников».Школа играет ведущую роль в организации семейного и общественного воспитания в микрорайоне.Для успешной координации воспитательного влияния она должна перестроить свою работу, отказаться от прежних, во многом формализованных форм работы с родителями и общественностью, стать на гуманистические позиции педагогического просвещения.Координация деятельности школы, семьи и общественности по воспитанию детей осуществляется в следующих организационных формах:
  • Координация планов воспитательной работы педагогического коллектива школы, родительского комитета, советов общественности по месту жительства, клубов, библиотек, стадионов, милиции и здравоохранительных органов с четким распределением функций каждого из этих участников воспитательного процесса.
  • Организация силами школы систематического обучения родителей и представителей общественности наиболее эффективным приемам работы с детьми.
  • Тщательное изучение и совместное обсуждение хода и результатов воспитательной работы, выявление причин обнаруживаемых недостатков и осуществление совместных мер по их устранению.
  • Работу с родителями школа проводит через родительские объединения, носящие различные названия
  • родительские комитеты
  • советы
  • конгрессы
  • ассоциации
  • общества содействия
  • ассамблеи
  • президиумы
  • комиссии
  • клубы
  • Такое объединение имеет свой устав (положение, регламент, план), которым определяются главные направления деятельности, права и обязанности участников воспитательного процесса.Часто составляется единый план совместной деятельности семьи, школы и общественности.Главная задача родительских объединений- организация и осуществление педагогического всеобуча.Лектории, родительские университеты, круглые столы, конференции, родительские школы и многие другие постоянно текущие и разовые формы педагогического просвещения помогают тем родителям, которые хотят лучше понять своего ребенка, правильно организовать процесс общения с ним, помочь в решении трудных вопросов, преодолеть конфликтные состояния.Основная нагрузкапо обеспечению связи с семьей ложится на плечи классного руководителя.Он организует свою деятельность через классный родительский комитет, родительские собрания, а также через учителей, работающих в данном классе. Важная часть практической деятельности классного руководителя егулярное личное посещение учащихся дома, изучение условий их жизни на месте, согласование и координация с родителями совместных мер по усилению воспитательного воздействия, предотвращению нежелательных результатов. Функция классного руководителя просвещенческая: многие семьи нуждаются в педагогических советах, профессиональной поддержке.Цель родительских собраний- не просто информировать родителей об итогах успеваемости и посещаемости, фактах нарушения дисциплины, отставания в учебе, но и вместе с родителями выяснить причины, заинтересованно обсуждать пути преодоления негативных явлений, наметить конкретные меры.Недопустимо превращать родительские собрания в нотации и разносы, нельзя подвергать учащегося и его семью публичному шельмованию, категорически запрещено педагогу брать на себя роль судьи, выносить безапелляционные решения и приговоры.Советы классного руководителя родителям должны быть мягкие, взвешенные, добрые.Основная тема для обсуждения на родительских собраниях- соблюдение единства требований семьи и школы.Для этого берутся конкретные аспекты координационного плана, анализируется их выполнение, намечаются пути устранения появившихся рассогласований. Острая проблема- нравственное воспитание подрастающих поколений, различные аспекты которой приходится постоянно обсуждать на родительских собраниях.Родительские собрания наиболее распространенная форма работы с семьями воспитанников. Эффективность родительских собраний напрямую зависит от уровня подготовки специалистов к их организации и от правильной оценки места и роли предлагаемой темы в целостной структуре психолого-педагогической работы.Общие собрания для родителей целесообразно проводить 2-3 раза в год, периодически — в возрастных параллелях.Каждое родительское собрание необходимо завершать конкретными рекомендациями, которые понятны людям с разным уровнем родительской мотивации и реально ими выполнимы.В родительских лекториях проводят лекции-беседы о задачах, формах и методах семейного воспитания; психофизиологических особенностях; подходах к воспитанию детей различного возраста; отдельных направлениях воспитания — нравственном, физическом, трудовом, интеллектуальном; новых сферах интеллектуального освоения действительности — экономическом, экологическом, хозяйственном, правовом воспитании; проблемах укрепления здоровья детей, организации здорового образа жизни; гражданственности и патриотизме; воспитании сознательной дисциплины, долга и ответственности.Отдельно следует рассмотреть наиболее острые вопросы семейного воспитания — преодоление отчужденности между родителями и детьми, конфликтных и кризисных состояний, возникновение затруднений в семейном воспитании, ответственность перед обществом, страной и Богом.Цель работысоциального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка, оказание ему социально-психологической помощи, защита ребенка.Социальный педагог при работе с семьёй выступает в трех основных ролях:
  • Советник
  • рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
  • Консультант
  • консультирует по вопросам семейного законодательства;
  • вопросам межличностного взаимодействия в семье;
  • информирует о существующих методах воспитания;
  • разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
  • Защитник - защищает права ребенка.
  • Формы социально - педагогической помощи семье
  • Социальный патронаж
  • посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями.
  • Консультационные беседы (индивидуальные и групповые)
  • Социально - педагогический мониторинг семьи
  • это система периодического сбора, обобщения и анализа информации о процессах, протекающих в семье, а т.ж. принятие на этой основе важных решений.основные задачи работысоциальных педагогов с родителями:
  • Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с воспитанниками МДОУ.
  • Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе.
  • Формирование у родителей потребности в самообразовании.
  • Ознакомление педагогов и родителей МДОУ с разнообразными методами семейного воспитания, отбор и обобщение лучшего опыта.
  • Работа социальных педагогов с родителями осуществляется в двух направлениях:с коллективом родителей и индивидуально.Формы работы:
  • общие и групповые собрания родителей,
  • коллективные и индивидуальные консультации,
  • беседы,
  • лекции,
  • конференции,
  • посещение семей воспитанников МДОУ,
  • оформление различных по форме и содержанию текстовых материалов,
  • фотомонтажи, выставки работ воспитанников.
  • Методика работы социального педагога с семьейЗадача социального педагога в работе с семьей- это разрешение кризисных ситуаций.Главная цель- мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса.
  • необходимо проанализировать проблемы.
  • следует проконсультироваться со специалистами,
  • определить пути выхода из кризиса
  • Социально-педагогическая деятельность в семье осуществляется на трех уровнях:
  • диагностическом (этапы диагностики: сбор информации, анализ информации, постановка социального диагноза)
  • профилактическом
  • реабилитационном.
  • Любую работу с семьей социальный работник начинает с её изучения, то есть на диагностическом уровне.Здесь возможны два варианта деятельности:при добровольном обращении клиентов- оценка ситуации и в случае необходимости организация консультации психолога;при недобровольном обращении- сбор достоверной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи.Виды помощи:
  • Психологическая помощь
  • Индивидуальный
  • Психологическая поддержка
  • Групповой
  • Коррекция межличностных отношений
  • Общинный
  • Консультирование
  • процесс взаимодействия между двумя или несколькими людьми, в ходе которого знания консультанта используются для оказания помощи консультируемому.Методы и приёмы консультирования:
  • беседа;
  • включенное наблюдение;
  • убеждение;
  • одобрение или осуждение;
  • приём активного слушания;
  • приём конфронтации;
  • приём Я-послания;
  • метод легенд;
  • телефонное консультирование метод «письмо-обращение»
  • -