Публикации : «Наставничество на уроках иностранного языка – современный образовательный тренд»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: : «Наставничество на уроках иностранного языка – современный образовательный тренд»
Автор: Качайкина Анна Сергеевна


Доклад
Тема: Наставничество на уроках иностранного языка – современный образовательный тренд
Выполнил: учитель английского языка МБОУ СОШ № 6
Качайкина Анна Сергеевна
г. Саяногорск,
2024г
Наставничество в образовании— это комплексный процесс, в рамках которого более опытный педагог (наставник) помогает менее опытному коллеге (наставляемому) в его профессиональном развитии и адаптации в образовательной среде.
Основные задачи наставничества:
Поддержка адаптации молодых педагогов в образовательной среде.
Обучение и развитие профессиональных навыков и компетенций.
Передача ценностей, норм и традиций профессионального сообщества педагогов.
Создание условий для рефлексии и критического мышления молодого педагога.
Наставничество— это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнёрстве.
В последние годы наставничество приобретает особую значимость и приоритетность в работе по профориентации выпускников школ.
Наставничество— это эффективная форма оказания помощи в выборе и адаптации к профессии, обеспечение адаптации к выбору профессии в новых для обучающихся социальных, профессиональных и организационных условиях.
Согласно Гарету Льюису, наставничество представляет собой систему отношений и ряд процессов, когда один человек предлагает помощь, руководство, совет и поддержку другому. В общем виде наставничество можно определить как процесс передачи знаний и навыков более опытным человеком менее опытному.
В национальном проекте Образование, определяющем основные стратегии модернизации российского образования на период до 2024 года, наставничество рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности. При этом существуют разные модели реализации наставничества,
следующие модели наставничества: опытный педагог – начинающий педагог, опытный педагог – опытный педагог. При этом, лидером в паре может выступать не только учитель со стажем, но и молодой педагог, например, в вопросах компьютерной грамотности. Модель опытный педагог – опытный педагог применяется, когда коллеги делятся опытом работы через открытые уроки, мастер-классы, выступления на методических советах по итогам курсов ПК. Такая форма наставничества – далеко не новое понятие и активно реализуется среди учителей. Сегодня во многих школах мы можем наблюдать зачатки наставничества среди обучающихся: разноуровневые уроки, дни самоуправления, когда ученик примеряет на себя роль наставника.
Наставничествосреди детей - это:
-одна из перспективных форм организации учебного процесса;
-добровольный вид деятельности социально активных детей, объединенных передачей опыта, умением сопереживать, понять и принять другого человека;
– мягкий способ передачи знаний с высокой скоростью усвоения;
-формирование инновационной среды социального развития наставника и наставляемого в совместной социально значимой деятельности (обучении);
Цели детского наставничества:
- выявление лидеров среди обучающихся;
- развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся;
- личностная положительная мотивация в обучении;
- помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем;
- работа над сплоченностью коллектива;
- освоение коммуникативной компетенции;
- готовность к самостоятельному решению социальных задач;
- адекватность поведения в различных жизненных ситуациях, в том числе конфликтных;
- умение ориентироваться в социуме.
Для реализации модели наставничества ученик-ученик в рамках командного наставничества работаем по следующим схемам: лидер-пассивный, успевающий-неуспевающий. В рамках партнерского наставничества используем схему равный - равному.
Лидер-пассивный. Данная схема предполагает, что ученики более продвинутого уровня дополняют уже полученные знания по той или иной теме новыми аспектами.
Успевающий - неуспевающий. Эта схема предполагает, что и наставники и наставляемые уже знакомы с определенной темой, но обладают разными навыками ее использования.
Равный-равному. Данная схема предполагает участие обучающихся одной параллели, но с разным уровнем подготовки (углубленный-базовый).
Рассмотрим процесс наставнического взаимодействия:
Проведение мотивационной встречи с наиболее активными учениками класса, на которой учитель рассказывает о наставничестве и его вариантах, планах и возможных результатах.
Сбор заявок от желающих попробовать себя в роли наставника. Важно упомянуть, что выбирая роль наставника, обучающиеся должны осознавать, что к наставникам предъявляют более высокие требования к личностным компетенциям: коммуникативные способности, гибкость, критичность мышления, эмоциональная устойчивость, толерантность, эмпатия. При этом, наставником может выступать:
активный ученик, член детского школьного объединения, волонтерского отряда, обладающий лидерскими и организаторскими качествами, нетривиальностью мышления;
ученик, демонстрирующий высокие образовательные результаты;
победитель школьных и региональных олимпиад и соревнований;
лидер класса или параллели, принимающий активное участие в жизни школы.
возможный участник всероссийских детско - юношеских организаций и объединений.
Обучение наставников происходит в формате регулярных встреч с учителем, на которых учащимся-наставникам предлагаются следующие схемы: лидер-пассивный, успевающий-неуспевающий, равный - равному, которые необходимо проиграть и обсудить с последующей рефлексией.
Выбор материала для проведения занятий, его осмысление, обсуждение вопросов, связанных с приемами передачи информации.
Проведение занятия. Учитель контролирует ход работы наставнических групп, не вмешиваясь во внутренние взаимоотношения наставника и наставляемого, если от участников взаимодействия не поступит соответствующая обратная связь, следит за организационными моментами.
Рефлексия. Учитель и наставники оценивают результаты.
Преимущества детского наставничества.
Как наставники, так и наставляемые получает целый ряд преимуществ:
Во-первых, это доступ к лучшим практикам развития навыков, важных не только в рамках обучения в школе, но и в дальнейшей жизни (лидерство, развитие талантов, профориентация, профессиональная подготовка и другие)
Во-вторых, это новый формат взаимодействия с товарищами внутри класса и школы.
В – третьих, это новый взгляд на свои сильные стороны, поддержка и помощь в существующих вопросах, толчок для самореализации, достижения своих целей и желаний.
Участие в наставничестве помогает: научиться смотреть на проблемы под разным углом, находить нестандартные способы решения задач, развивать способности к импровизации и нестандартному мышлению, укрепить свою индивидуальность и уверенность в себе, гордость за проделанную работу без ожидания материального вознаграждения.
В процессе подготовки и проведения занятий дети оценивают свои собственные знания, находят пробелы и на более высоком уровне осмысляют тему. Многократное воспроизведение материала, поиск разных способов объяснения одного и того же материала позволяют закрепить знания надолго.
Таким образом,использование модели наставничества ученик-ученикспособствует помощи обучающемуся в самореализации, успешной адаптации, повышению уровня социализации, личностному развитию наставляемого и наставника, а также устранению или минимизации факторов, препятствующих этому развитию.
-