Публикации Программа элективного курса: «Психические расстройства в детском и подростковом возрасте»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа элективного курса: «Психические расстройства в детском и подростковом возрасте»
Автор: Старокожева Татьяна Олеговна

Программа элективного курса:
Психические расстройства в детском и подростковом возрасте
Пояснительная записка
В современном мире любому человеку невозможно обойтись без стрессов, а ведь они, как правило, ведут к различным отклонениям в работе высшей нервной деятельности. Формы таких отклонений бывают абсолютно разными – тяжёлыми, которые очень сложно вылечить, или это совершенно обычные стрессы, депрессии и тревожные состояния. К сожалению, и те и другие в разных степенях влияют на социализацию и самореализацию личности, а также и на состояние здоровья, причём как психического, так и физического. Большинство таких отклонений нередко начинают развиваться в детском, а затем и в подростковом возрасте. Именно поэтому профилактика должна быть направлена на создание благоприятной обстановки для детей и подростков как в школе, так и дома. Но помимо этого и сами дети должны быть грамотными в вопросах своего психологического здоровья и в факторах, которые могут привести к этим отклонениям.
Данный курс предназначен для просвещения современных школьников в вопросах психологического здоровья и его сохранения. Программа рассчитана на 14 часов обучения для учащихся 9-х классов.
Цель: сформировать у учащихся научный подход к проблеме психического здоровья, а также к проблеме нарушений деятельности мозга; выявить роль здорового образа жизни; научить учеников анализировать принципы появления психических расстройств, понимать принцип функционирования ЦНС.
Задачи изучения курса:
Иметь представление о принципах функционирования и строения центральной нервной системы.
Знать самые распространённые психические расстройства у детей и подростков.
Понимать причины возникновения таких нарушений и знать факторы, влияющие на их возникновение.
Научиться профилактическим мерам в отношении сохранения психического здоровья.
Для реализации цели и ряда задач были выбраны следующие методы:
Словесные методы: лекции, беседы, дискуссии, объяснение, рассказ.
Методы работы с текстом (книгой), работа с видеоматериалами и т.п.
При проведении занятий по данному курсу возможны различные формы индивидуальной и групповой работы – проведение исследований по различным темам курса, составление презентаций и написание проектов по темам исследования, а также оформление и защита своих исследовательских работ на итоговой научно-практической конференции.
Содержание курса
Введение в элективный курс. Понятие психического здоровья и пути его формирования.
Информационная часть: Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования. Пути формирования здорового образа жизни. Выявление взаимосвязи психического и физического здоровья.
Краткий обзор строения и функций ЦНС.
Информационная часть: Строение нервной системы человека, понятие центральной и периферической систем, их функционирование.
Высшая нервная деятельность и психика человека.
Информационная часть: Понятие о высшей нервной деятельности, кора больших полушарий и её роль в ВНД человека. ВНД и поведение человека.
Определение состояния своего здоровья.
Практическая часть: Определение состояние физического здоровья с помощью расчётных формул и состояния своего психического здоровья по опроснику Айзенка.
Виды психических расстройств у детей и их причины.
Информационная часть: Причины возникновения психических расстройств.
Практическая часть: Обсуждение самых распространённых психических расстройств у детей и подростков.
Профилактика психических нарушений у детей и подростков.
Информационная часть: Меры профилактики психических нарушений, соблюдение режима.
Ролевая игра Психолог.
Информационная часть: Объяснить, как осуществляется формирование понятий о причинах психических нарушений, их лечении в игре.
Практическая часть: Формирование у детей в игровой форме понятий о проявлении психических нарушений, их причинах и лечении.
Как снизить стрессовые факторы в школе и дома?.
Практическая часть: Выступление учащихся с сообщениями на тему: Как бороться со стрессом?, Факторы риска.
Итоговая конференция.
Практическая часть: Представление проектных работ учащихся по итогам деятельности, их защита.
Темы проектов
1. Что такое психическое здоровье?
2. Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций.
Заключение
Гиперактивное расстройство является очень распространённой проблемой среди детей школьного возраста. В силу дефицита внимания и недостаточного контроля над своим поведением такие дети могут отставать в усвоении школьной программы, конфликтовать со сверстниками и учителями. В силу этих причин такие дети нуждаются в повышенном внимании со стороны педагога, медперсонала школы и родителей.
Школьное обучение – это одна из наиболее критических сфер, где ребёнку с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью необходима поддержка, ведь именно в школе требуется хорошее внимание, а также память, которые, к сожалению, недостаточно развиты у таких детей. Вследствие этого большинство детей с данным синдромом испытывают трудности в процессе обучения, и кроме того, могут усилиться и проблемы поведенческого характера, всё это вместе не может не отразиться на его психо-эмоциональном состоянии. Именно поэтому и необходимо уделять особое внимание правильному подходу к учебно-воспитательному процессу детей с СДВГ.
Задачей педагога является осуществление адаптации учебного плана и инструкций для гиперактивного ребёнка, построение занятий по чёткому стереотипному расписанию, облегчении выполнения задания с помощью предоставления специальных инструкций, похвала при успешном выполнении задания.
Во время занятий или уроков важно ограничивать до минимума отвлекающие факторы. Этому, в частности, может способствовать оптимальный выбор места для гиперактивного ученика за партой, и лучше всего ему сидеть напротив стола учителя или напротив классной доски. Школьные учителя обязаны помнить, что гиперактивному ребёнку легче работать в начале дня, чем вечером, а также в начале урока, а не в конце. Известно, что ребёнок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагружать ребёнка необходимо по мере его возможностей.
Непрерывность лечебной терапии в школе и дома – главный залог успеха. Целесообразно проводить профилактические тренинги по стрессоустойчивости, а также обеспечивать психологическую и моральную поддержку школьников, потому что так можно предупредить не только ухудшение СДВГ, но и возникновение различных нарушений психического здоровья у других детей.
-