Публикации "Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков"
Автор: Мерзлякова Анна Станиславовна

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики для постановки шипящих звуков.Этапы проведения артикуляционной гимнастики1.Родитель рассказывает, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях.2.Показывает выполнение этого упражнения. Ребенок и родитель сидят перед зеркалом. Зрительный контроль помогает ребенку на начальных этапах следить за положением губ, языка.3.Упражнение выполняет ребенок.4.Родитель проверяет выполнение упражнения. Если ребенок правильно выполнил упражнение - похвалите его, если у него не получается, не надо ругать ребенка. Необходимо предложить попробовать еще раз и обратить внимание на правильное положение губ и языка.Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить, чтобы движения каждого органа артикуляционного аппарата (языка, губ) выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне. Если у ребенка язык или губы отклоняются влево или вправо, то необходимо индивидуально, перед зеркалом, отработать эти движения еще разУпражнения необходимо проводить ежедневно (2-3 раза в день).Значение артикуляционной гимнастики Укрепление мышц органов артикуляционного аппарата. Отработка правильных движений языка, губ.Выработка умения владеть языком, правильно изменяя его положение и быстро находя нужное положение. Подготовка к правильному произношению звуков речи.1.«Заборчик» Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Ребенок удерживает улыбку под счет до 5 – 10. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. 2.Упражнение «Рупор» Зубы сомкнуты, губы округлить и вытянуть вперед. 3. Упражнение «Накажем непослушный язычок». Улыбнуться, рот открыть, положить широкий, спокойный язык на нижнюю губу, между губами. Слегка пошлепать язычок губами, «покусать» верхними зубками, произнося ПЯ-ПЯ-ПЯ. 4. Упражнение «Лопаточка».Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный широкий язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 5 – 10 секунд (под счет). Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. 5.Упражнение «Вкусное варенье». Рот открыт, широким языком проводим по верхней губе сверху вниз. Следим за тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть, не закрывался рот. Повторяем упражнение 5 – 10 раз.6. Упражнение «Чашечка». Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Удерживаем «чашечку» под счет до 10. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. 7. Упражнение «Качели».Широко открываем рот, кладем на нижнюю губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 5 - 10 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. 8. Упражнение «Лошадка» Улыбнуться, приоткрыть рот, поцокать языком, как цокают лошадки.9. Упражнение «Грибочек» Медленно поцокать языком, присосать язык к верхнему небу. Удерживать в таком положении под счет до 5 – 10.10. Упражнение «Фокус» Положение языка «Вкусное варенье», подуть на бумажку приклеенную к кончику носа через язык, чтобы она улетела от лица (сдуть с лица)
-