Публикации
Консультация для педагогов «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.»
Автор: Романова Елена Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Консультация для педагогов «Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.»
Автор: Романова Елена Геннадьевна
Консультация для педагогов«Роль пальчиковых игр в развитии речи ребенка.»Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус». Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.Для формирования всесторонне развитой личности значение пальчиковых игр очень велико. Поэтому пальчиковые игры необходимо использовать в различных видах деятельности детей как можно чаще, но недолго. Этим мы способствуем активизации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии детей. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечно сосудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока – ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.Для речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста мы используем также игры с пальчиками как на занятиях. Так и в свободной деятельности. В сюжетно – ролевых играх «Приготовим кашу», перебирание фасоли или «Соберем рассыпанные бусы», различные игры со строительным материалом, со шнурками и различными видами мозаик и другие.Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Это я»Это глазки. - Вот, вот.Это ушки. - Вот, вот.Это нос, это рот.Там спинка. Тут живот.Это ручки. Хлоп-хлоп.Это ножки. Топ- топ.Ох! устали вытрем лоб!Дети показывают части тела и выполняют движения в соответствии с текстом.«Голодная мышка»Мышка съела сыр и пышку,Тыкву, рыбу, дыню, шишку,Съела сливы и блины,И сушеные грибы.(загибают по очереди пальцы на руке, перечисляя все, что съела мышка)Целый день она жевала,Но все мышке было мало!(разводят руками).Расслабление пальцев и кистей рукРебенок воспроизводит действия с каким – либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.«Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой. «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюквы, ритмичные наклоны рук вперед. «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах. Потешки для пальчикового массажаЭтими потешками – упражнениями желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождаются поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.«Жили мышки»Раз, два, три, четыре!Жили мышки на квартире;Чай пили, чашки били, по три денежки платили!Держим ладошку раскрытой, водим по ней пальцем.«Переборы пальчиков»У белого котенка мягкие лапки.Но на каждой лапке коготки – царапки!Затем попеременно то мягкой кисточкой, то жесткой щеткой.Самомассаж кистей и пальцев рукНадавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий. Растирание ладоней движениями вверх-вниз. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание. Мы используем персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своем репертуаре и возвращаемся к ним по желанию малышей.Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то есть речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память детей, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. В нашей группе проводится дополнительная образовательная деятельность «Ловкие пальчики» мы создаем условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развиваем навыки ручной умелости, формируем механизмы, необходимые для будущего овладения письмом. Работаем с бумагой (аппликацией, оригами), рисуем по образцу, техника рисования пластилином, нетрадиционная техника рисования с использованием различных изобразительных материалов.Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Подготовила Романова Елена Геннадьевна, воспитатель высшей квалификационной категории.
