Публикации Дети с синдромом Дауна. Коррекционно-развивающая работа.

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Дети с синдромом Дауна. Коррекционно-развивающая работа.
Автор: Тарасенко Виктория Владимировна

Дети с синдромом Дауна. Коррекционно-развивающая работа. Ребенка с синдромом Дауна можно узнать среди сверстников сразу. Внешне они отличаются от остальных детей. Долгое время считалось, что такие дети необучаемые. Да, дети с синдромом Дауна не такие как все. У них наблюдается легкое или среднее отставание от нормального развития, но если с ними своевременно начать заниматься, достигают они многого. Они очень позитивны и дружелюбны, эмоциональны в проявлении своих чувств, рады новым знакомствам, редко грустят, часто улыбаются и смеются. «Солнечные дети», так их часто называют. В нашем «Реабилитационном центре для детей с ОВЗ» я как учитель-дефектолог работаю с детьми с синдромом Дауна с 3 лет. Так как эти дети отстают в физическом и умственном развитии, часто у них рассеянное внимание, они быстро утомляется при изучении нового материала, обучение проводится в игровой форме. Игра делает процесс обучения легким и непринужденным и интересным. При составлении игр учитываю основные дидактические принципы наглядность, доступность и последовательность.В коррекционно-развивающей работе использую различные виды игр:Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной деятельности Мелкая моторика у детей с синдромом Дауна развита плохо. А так как мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка, развитие ее очень важно. Поэтому на занятиях тщательно отрабатываем навыки владения пальчиками. Играем в различные пальчиковые игры с детьми в зависимости от темы занятия. Работаем так же с мелкими предметами, деревянными игрушками, различными шнуровками. Занимаемся конструированием. Конструирование развивает образное мышление и воображение. Соединяя части конструктора друг с другом, ребенок подстраивает свою руку к его деталям, благодаря этому развивается ручная ловкость и мелкая моторика. Игры для сенсорного развития Для развития сенсорного восприятия использую в своей работе дидактические развивающие игры «Три медведя», «Противоположности», «Испеки печенье», «В стране геометрических фигур», «Дидактические блоки Дьеныша» и альбомы к этому пособию, «Цветные домики», «Собери бусы», «Подари подарки Мише и Маше», «Цветной городок», «Посади бабочку», «Грибная полянка», палочки Кюизенера, набор Фребеля. Эти игры и пособия учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине, форме, цвету и размеру. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор. Игры на развитие речи и слуховых ориентировочных реакций К сожалению, проблемы со слухом и речью встречаются у большинства малышей с таким диагнозом. У многих детей наблюдается задержка речевого развития. Для развития слуховых ориентировочных реакций играем с детьми в игры: «Узнай по звуку», «Где звучит игрушка?», «Кто внимательный?» и т.п. Для активизации речевой деятельности, развития связной коммуникативной речи дети с удовольствием играют в игры «Кто что делает?», «Что сначала, что потом», «Что где?», Кто где?», Чей голос?», «До и после», « Кто больше увидит и назовет?». Такие игры помогают сформировать активный словарный запас, делают обучение веселым и интересным.        Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры-драматизации. Дети с удовольствием играют в кукольный театр. Инсценируют русские народные сказки «Колобок», «Репка», «Теремок». Диалог персонажей ставит ребенка перед необходимостью ясно и  понятно  изъясняться, способствует развитию речи, расширению активного словарного запаса.Настольно-печатные игры Особое место в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, имеют настольно-печатные игры, , , , карточки, предназначенные  для классификации и систематизации, выкладывания последовательностей. Они помогают в игровой форме познакомиться с окружающим миром, развивают психические познавательные процессы, способствуют более успешному овладению программным материалом. Игровые развивающие панели Для активизации познавательного интереса кабинет учителя-дефектолога оснащен игровыми панелями. Учитывая, что на начальном этапе работы у детей с синдромом Дауна запас знаний ограничен, низкий уровень развития познавательных процессов игровые развивающие панели являются для них прекрасным дидактическим материалам. На интерактивной развивающей звуковой панели "Угадай звук, сравни животное" в игровой форме дети учатся различать голоса животных и их внешний вид. Панель способствует развитию воображения, памяти, логического мышления, звуковой стимуляции и акустического восприятия, слуховых и речевых навыков. Панель «Сравнение цветов» помогает детям развивать цветовое восприятие.Они с удовольствием составляют группы предметов одинакового цвета: вращая цилиндры, переворачивая кубики или передвигая шары. Работая на панели, дети развивают тактильные ощущения, сенсорное восприятие, крупную и мелкую моторику внимание, память, учат сравнивать и анализировать. На двухсторонней панели «Ёлочка» закреплены различные устройства и механизмы, дающие наглядное представление об элементарной механике в игровой форме. В ходе игры на панели дети развивают тактильные ощущения, мелкую моторику, зрительное восприятие,  произвольное внимание, память и логическое мышление. Малыши любят смотреть в зеркальце, которое размещено на панели, что полезно для эмоционального и психологического развития ребенка. Яркий, привлекательный материал вызывает огромный  интерес у детей. Они с удовольствием выполняют задания педагога. В целом, игровые панели делают занятия интересными, продуктивными и выступает как одно из эффективных средств обучения и разностороннего развития детей с синдромом Дауна. Очень важна помощь и непосредственное участие родителей в занятиях. Это и психологическая помощь ребенку, он чувствует себя увереннее, а родители помогают ребенку справиться с поставленной учебной задачей и получают незаменимый опыт в познавательном развитии ребенка, чтобы потом, создавая развивающую среду у себя дома, самостоятельно продолжить обучение. Дети с синдромом Дауна позитивны, доброжелательны, и с неподдельным детским интересом постигают мир, открывающийся перед ними. И чтобы они стали полноправными членами нашего общества, достигли хороших результатов в обучении и развитии, мы, взрослые, должны проявить максимум внимания, заботы, усердия и терпения и создать все необходимые условия для обучения и развития таких детей. Список использованной литературы1. Бадалян Л.О. "Наследственные болезни у детей" - М., 1971 г.2. Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей. М., 19963. Петрова В.Г., Белякова ИЛ. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.4.Селиверстов ВМ. и др. Речевые игры с детьми. — М., 1994.5.Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна. Семья и школа. 1994.6.Фромм М. Азбука для родителей. — Л., 1991.
-