Публикации
"Возможности использования УНТ в развитии связной речи у детей с ЗПР"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Возможности использования УНТ в развитии связной речи у детей с ЗПР"
Автор: Телицына Елена Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Возможности использования УНТ в развитии связной речи у детей с ЗПР"
Автор: Телицына Елена Анатольевна
Калинина О.В.,Доцент, кандидат психологических наукТелицына Е.А.,магистрант Шадринского государственного педагогического институтаВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯАннотация: В статье рассматривается проблема развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития; описаны недостатки связной речи детей данной группы. Представлено обоснование необходимости совершенствования коррекционной работы и поиска эффективных методов коррекции связной речи у детей с задержкой психического развития. Делается вывод о том, что использование устного народного творчества способствует развитию связной речи.Ключевые слова: развитие, задержка психического развития, связная речь, устное народное творчество.Kalinina O.V., Associate Professor, Candidate of Psychological SciencesTelitsyna E.A.,master's studentShadrinsky State Pedagogical UniversityTHE POSSIBILITIES OF USING ORAL FOLK ART FOR THE DEVELOPMENT OF COHERENT SPEECH IN CHILDREN WITH MENTAL RETARDATIONAbstract: The article deals with the problem of the development of coherent speech in preschoolers with mental retardation; the disadvantages of coherent speech of children of this group are described. The justification of the need to improve correctional work and search is presented effective methods of correction of coherent speech in children with mental retardation. It is concluded that the use of oral folk art contributes to the development of coherent speech.Keywords: development, mental retardation, coherent speech, oral folk art.Многочисленные комплексные исследования последних десятилетий подтверждают тот факт, что количество детей с задержкой психического развития непрерывно растет [5]. В связи с этим, одной из актуальных проблем логопедии является проблема нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальной недостаточностью, в частности, у детей с задержкой психического развития [6, с. 3]. Проблема совершенствования лексических возможностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР является значимой на протяжении многих лет, поскольку такие дети испытывают значительные трудности при выражении своих мыслей, не могут точно применить слово исходя из контекста высказывания [1]. Изучая специфику речевого развития детей с ЗПР, многие ученые (В.И. Лубовский, Е.С. Слепович, Р.И. Лалаева, Н.Ю. Борякова и др.) отмечают, что онтогенез речи детей с ЗПР, в том числе и связной, проходит так же, как в норме, но вследствие психоэмоциональных особенностей − в замедленном темпе, и характеризуется качественным своеобразием. Данной категории детей свойственно позднее возникновение периода словотворчества, слабая речевая активность, бедность и недифференцированность словаря, нарушения грамматического строя, проявляющиеся на уровне словосочетаний и предложений, трудности внутреннего программирования и языкового оформления связных высказываний [7].В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития. В коррекционной работе с такими детьми формирование связной речи превращается в сложную задачу, становится главной конечной целью всего коррекционного процесса, целью трудно достижимой, требующей длительной кропотливой работы. Поэтому очевидна необходимость совершенствования традиционных приемов и методов, а также поиска более новых, более эффективных научно-обоснованных путей развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития [3]. Существует много средств для формирования правильной речи и устранения ее недостатков, одним из них являются произведения устного народного творчества. Сказки, потешки, поговорки, скороговорки, пословицы, являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи, чувства ритма и рифмы, эти произведения готовят ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируют интонационную ее выразительность. Они выступают совершенными образцами речи, которые ребенок слышит, повторяет и усваивает. Поэтому очень важно, чтобы произведения устного народного творчества широко применялись в практике детских садов для развития речи детей во всех возрастных группах. Ведь приобщение к народному творчеству имеет большое значение в эстетическом воспитании ребенка, способствует развитию речи, обогащает словарный запас, развивает грамматический строй речи, правильное произношение, формирует любовь к прекрасному и зачатки нравственных чувств: любовь к своему народу, обычаям, традициям, богатству языка [2].Все виды и жанры народного творчества в большинстве своем доступны, понятны детям по содержанию и форме, наделены игровыми моментами и легко воспринимаются ими [4]. Основными жанрами народного фольклора являются потешки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, загадки, сказки и так далее. Фольклорный материал легко запоминается и способствует не только речевому развитию, но и развитию воображения, мышления, эмоционально-волевой сферы ребенка. Широкое применение произведений словесного фольклорного творчества русского народа в жизни детей с ЗПР позволяет им приобретать необходимые умения и навыки для использования их в речевом общении [8].Таким образом, можно сделать вывод, что фольклорный материал является благоприятной почвой, на основе которой можно осуществлять работу по развитию речи детей. Простота и лаконичность народного творчества помогает простыми коррекционными средствами решать сложные задачи развития связной речи у детей с ЗПР. Знакомство с произведениями народного фольклора обогащает внутренний мир ребенка, его чувства, формирует отношение к окружающему, а также играет неоценимую роль в развитии речи, психических процессов и всестороннем развитии. Список использованных источников: Асилбекян, С. С. Влияние средств языковой выразительности на совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. С. Асилбекян. – Текст : электронный // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2020. – № 4. – С. 53. – URL: (дата обращения: 25.01.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. Баканова, Н. А. Влияние устного народного творчества на формирование культуры речи у детей старшего дошкольного возраста / Н. А. Баканова. – Текст : электронный // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 4 (6). – С. 226-227. – URL: (дата обращения: 25.01.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. Васильева, В. С. Коррекционно-педагогическая работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР / В. С. Васильева, О. А. Бурцева. – Текст : электронный // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2016. – № 6-7. – С. 35-37. – URL: (дата обращения: 25.01.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. Ибрагимова, А. Р. Фольклор как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития / А. Р. Ибрагимова, З. Ш. Шамилова. – Текст : электронный // Аллея науки. – 2021. – Т. 2. – № 5 (56). – С. 986-989. – URL: (дата обращения: 25.01.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. Клейменова, М. В. Формирование связной речи у детей с ЗПР дошкольного возраста / М. В. Клейменова. – Текст : электронный // Евразийский союз ученых. – 2017. – № 12-1 (45). – С. 13-15. – URL: (дата обращения: 25.01.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. Лалаева, Р. И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития : учеб. пособие : допущено М-вом образования и науки Рос. Федерации в качестве учеб. пособия для студентов вузов / Р. И. Лалаева, Н. В. Серебрякова, С. В. Зорина. – Москва : Владос, 2004. – 303 с. – Текст : непосредственный. Ларкина, С. А. Исследование особенностей связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) / С. А. Ларкина. – Текст : электронный // Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. – 2016. – № 2. – С. 52-56. – URL: (дата обращения: 25.01.2023). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей. Фуреева, Е. П. Использование народного фольклора в коррекции речи дошкольников с задержкой психического развития / Е. П. Фуреева, Т. П. Малкова, В. П. Зубкова - Текст : электронный // Казанский педагогический журнал. – 2017. – № 3(122). – С. 99-103. – URL: (дата обращения 25.01.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.
