Публикации ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОГРАММА ЛЕТНЕЙ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СМЕНЫ
Автор: Гареева Валентина Викторовна

УТВЕРЖДАЮНачальник спортивно-оздоровительноголагеря с дневным пребыванием детей________________ В.В. Гареева «___» ______________2024 г.ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОЙ СМЕНЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ОЛИМП» Возраст детей:6,6-17 летСрок реализации: одна летняя лагерная смена 21 деньРуководитель программы: Гареева В.В.Горноправдинск 2024СодержаниеПояснительная запискаЛагерь – это место, где каждый ребенок может состояться как уникальная личность… Лагерь – это большая, умная Игра, которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно. С.А. Шмаков Лагерь – это сфера активного отдыха. Детские спортивно- оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, которая дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием обучающихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития творческого потенциала. В тоже время летний период – это продолжение образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования. Занятия физкультурой и спортом в летний период прекрасная возможность для одних повысить свой уровень спортивного мастерства и подготовиться к новому спортивному сезону, а для других прекрасная возможность закрепить пройденный учебно-тренировочный материал. Организованная деятельность детей в каникулярный период является продолжением образовательного процесса, но не традиционными учебно-тренировочными занятиями, а спортивно – игровым методом. Многие считают, что игра – это развлечение, а вот традиционное занятие – это труд. Такой подход не способствует раскрытию потенциальных возможностей ребенка как творческих, так и спортивных, а игра была и будет одним из самых эффективных методов. Спортивно-игровой метод проведения смены (особенно в летний период) позволит сделать интересным и увлекательным даже самое обычное учебно-тренировочное занятие, главное создать творческую и демократичную обстановку. В программу включены спортивно-игровые мероприятия, которые способствуют сплочению коллектива, разовьют потребность в общении и повысят физических качеств обучающихся. «В тренировках нет каникул!» – эта формула стала правилом при организации профильного лагеря «Олимп» в МАУ ДО «Спортивная школа Ханты - Мансийского района». Профильный лагерь является формой организации образовательной деятельности в лагере дневного пребывания. В программе предполагается с помощью сюжетно-ролевой игры «Академия спорта» эффективно реализовать поставленные задачи. Данная игра – это реальная жизнь в предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели. Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов: – Конституцией Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); – Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (ратифицирована для СССР 15.09.1990); – Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании»; – Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ; – Федеральным законом от 24.07.1998 №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; – Федеральным законом от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;– Федеральным законом от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической куль-туре и спорте в Российской Федерации»; – Указом Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; – Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». – Планом основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до 2027 года (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р); – Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 26. 12.2017 №1642); – Федеральным проектом «Успех каждого ребенка» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16.) – Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; – Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению без-опасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (рзд.VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»); "ГОСТ Р 52887-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги детям в организациях отдыха и оздоровления"(утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 31.07.2018 N 444-ст)Локальные акты − Устав МАУ ДО «СШ ХМР»−Приказ № 68-О «Об утверждении Положения о спортивно-оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей»– Приказ № 49-О «Об организации летней кампании» Приказ № 50-О «О мерах по обеспечению комплексной безопасности в летний период 2024» Приказ № 68-О «Об организации работы ЛОЛ в 2024 году»Актуальность программы. В настоящее время в обществе по-настоящему оценена значимость физической культуры и спорта в укреплении здоровья настоящего и будущего поколения нации. Здоровье – основополагающая составляющая всей жизни и деятельности человека. Имея с рождения крепкий организм, совершенствуя свой физический, творческий и нравственный потенциал, можно добиться больших успехов. Современный человек не может считаться культурным без овладения основами физической культуры, т.к. она является неотъемлемой частью общей культуры. Физическое воспитание тесно связано с нравственным, трудовым, умственным, эстетическим воспитанием, учит дисциплинировать себя, вырабатывает твердый характер, учит четко выполнять нормы и правила спортивной этики, уважать соперника, судей, развивает умение бороться до победы, не проявлять зависти к победителям, не теряться при поражениях, искренне радоваться победам товарищей по борьбе. Спортивные занятия помогают закалять волю, учат добиваться успехов, совершенствовать свои умения и навыки в выбранном виде спорта. Самым ярким примером культивирования здорового тела и духа может служить история Древней Греции. В мифах и легендах про олимпийцев и титанов, мы находим образцы почитания красоты человеческого тела и величия духа. Поэтому не случайно выбрано название профильного лагеря – «Олимп». Новизна программы заключается в том, что она предусматривает сочетание тренировочных занятий (под руководством квалифицированных тренеров- преподователей дополнительного образования), различных игровых развлекательных и познавательных программ, направленных на гражданское, нравственное, эстетическое и экологическое воспитание подрастающего поколения. В период проведения смены ребята не только продолжают знакомиться с избранным видом спорта, но и получают много информации по формированию здорового образа жизни и спортивного поведения. Данная программа является модифицированной. В соответствии с Указом Президента Владимира Путина 2024 год в Российской Федерации объявлен Годом Семьи. В содержание программы включены мероприятия в соответствии с объявленным Годом и календарем памятных дат 2024 года. Формирование социально-активной личности младшего школьника в рамках данной программы основывается на духовно-нравственных ценностях, значимых для его личностного развития и доступных для понимания: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье. Отличительные особенности программы. Отличием данной программы является:
  • деятельность отрядов разновозрастного состава, малых групп сменного состава (обогащение и передача опыта социального взаимодействия, обмен практическими знаниями);
  • преемственность с образовательным процессом посредством использования инновационных педагогических технологий (исследовательская деятельность, технология формирования адекватной самооценки, коммуникативно-диалоговая технология, др.)
  • использование элементов геймификациигры – квесты, путешествия – экскурсии, инсценировки, ролевые игры);
  • дополнительное обучение одаренных детей в выбранном виде спорта.
  • Основным механизмом реализации лагерной деятельности является сюжетно – ролевая игра «Академия спорта», где в каждый тематический день заложена идея-открытие. Ей подчинены все мероприятия этого дня, создается определенный эмоциональный настрой. Через проведение тематических мероприятий каждому ребенку предоставляется возможность почувствовать себя инициатором и организатором проводимых дел, активным участником жизни лагеря. Дети в сотрудничестве с взрослыми будут совершать разного рода открытия: мир вокруг, мир науки, спорта, познание себя и новых друзей, свои способности и таланты, представление о прошлом, настоящем и будущем своей страны и своей малой родины.Ребятам будет предоставлена уникальная возможность почувствовать себя в качестве активного спортсмена, игрока, знатока, помощника, изобретателя, исследователя, артиста и т.д. При составлении программы учитывались возрастные особенности контингента лагеря, пожелания и интересы детей, запросы их законных представителей, положительный и социально-признанный опыт профильного лагеря «Олимп» прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха детей и подростков, высокий уровень подготовки педагогического коллектива, социокультурные особенности Ханты - Мансийского района и п. Горноправдинск. В программе деятельности профильного лагеря «Олимп» отражены цель и задачи смены, обоснованы способы их достижения, указаны основные принципы, условия и этапы реализации программы, сформулированы планируемые результаты, приведены механизмы контроля и критерии оценки результатов. Тематический план программы включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха, социализации, развития и воспитания детей в условиях лагеря, содержит мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, профилактику здорового образа жизни и детского травматизма, достижения высоких спортивных результатов. Под девизом «Лучше каникул могут быть только хорошо организованные каникулы!» программа «Академия спорта» будет реализована тренерско-преподавательским коллективом МАУ ДО «СШ ХМР» в п. Горноправдиске в сотрудничестве с различными организациями. В основе спортивной деятельности лагеря лежит соперничество и стремление к достижению победы в соревнованиях, спортивных играх, эстафетах, конкурсах, турнирах. Победа, достигнутая в честном соперничестве при соблюдении нравственных норм и принципов, формирует и подкрепляет такие нравственные качества, как честь, достоинство, справедливость, ответственность.Ведущей идеей программы является активизация познавательных интересов в различных направлениях: физкультурно-оздоровительном, гражданско-патриотическом, интеллектуальном, культурологическом, творческом, социально-профилактическом, эколого-краеведческом, духовно-нравственном, что соответствует приоритетным задачам национального проекта «Образование». Направленность программы – физкультурно-спортивная. Программа направлена укрепление физического, психического, нравственного здоровья детей, формирование здорового образа жизни, развитие личностных качеств воспитанников. Адресат программы. Целевой аудиторией программы являются дети – 6,6 -17 лет, в количестве 70 человек. Это обучающиеся спортивной школы Ханты - Мансийского района. Зачисляются в профильный лагерь «Олимп» на основании письменных заявлений родителей. Цель программы:
  • формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, интереса к занятиям физической культурой и спортом через включение в физкультурно-спортивную деятельность.
  • Задачи программы:
  • способствовать приобретению конкретных знаний, умений и навыков в избранном виде спорта, умений и навыков заботы о своем здоровье;
  • организовать совместную деятельность, направленную на развитие творческих, интеллектуальных, организаторских способностей, умения работать в команде;
  • организовать деятельность, направленную на развитие физических качеств (сила, ловкость, координация, быстрота, выносливость, гибкость), самоконтроля;
  • способствовать формированию интереса к избранному виду спорта, дисциплинированности, силы воли;
  • способствовать формированию социально-значимых качеств (патриотизм, гражданская позиция, уважительное отношение к истории своей страны и родного края, бережное сохранение традиций своего народа) как главных общечеловеческих ценностей.
  • Ожидаемые результаты. В ходе реализации данной программы воспитанники:
  • приобретут конкретные знания, умения и навыки в избранном виде спорта, умения и навыки заботы о своем здоровье;
  • разовьют лидерские, организаторские и творческие способности, умение работать в команде;
  • повысят уровень развития физических качеств (силы, ловкости, гибкости, координации, быстроты, выносливости).
  • У воспитанников будут сформированы:
  • социально-значимые качества (патриотизм, гражданская позиция, уважительное отношение к истории своей страны и родного края, бережное сохранение традиций своего народа) как главные общечеловеческие ценности;
  • устойчивый интерес к занятию настольным теннисом;
  • дисциплинированность, сила воли, трудолюбие.
  • Реализация данной программы позволит:Детям и подросткам:
  • развить творческий потенциал и познавательную активность через групповые и индивидуальные формы работы;
  • осуществить осознанный выбор социальной роли в рамках предложенной тематической смены;
  • быть сопричастным к ярким событиям в стране, почувствовать гордость за свою Родину, свой край и свой народ, проявить уважение к истории страны и родного края, их духовно нравственным традициям;
  • осуществление экскурсий, прогулок помогут детям обрести новые знания о родном крае, научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине;
  • приобрести опыт коллективного творчества, толерантного общения, выработки индивидуальных стратегий и тактик эффективного партнерского общения;
  • закрепить спортивные достижения и повысить спортивный уровень. Тренерам - преподавателям:
  • выйти на новый уровень сотворчества детей и педагогов;
  • приобрести навыки в работе по формированию здорового образа жизни детей, проектирования и конструирования эффективных средств общения с детьми и сотрудниками;
  • приобрести новый опыт организации игровой и познавательной деятельности детей, возможность применения этого опыта в основной педагогической деятельности;
  • пополнить банк педагогической практики.
  • Родителям:
  • получить высокий уровень удовлетворенности качеством оказания услуги по организации летнего отдыха детей и подростков в лагере;
  • обеспечить безопасность жизнедеятельности своих детей в каникулярный период.
  • Главным результатом реализации программы должно стать оздоровление детей, интересный, насыщенный событиями и впечатлениями летний отдых. В лагере ребята должны овладеть коммуникативными умениями (жить дружно в отряде, ежедневно сотрудничать друг с другом, взаимодействовать с ребятами из других отрядов и с тренерами - преподавателями); навыками ведения здорового образа жизни (организации здорового досуга, пользования правилами безопасности жизнедеятельности). Результатом профилактической работы станет приобретение детьми знаний о здоровом образе жизни, разучивание интересных подвижных игр, устойчивость перед рекламой вредных привычек. Работа различных кружков по интересам, также даст ребятам представление о культурной организации своего досуга, расширит их кругозор, а так же будет способствовать формированию у них толерантности и уважительного отношения к культурным традициям и истории, как своей страны, так и родного города. Стать обладателем звания «Лучший факультет «Академии спорта» сможет только самый сплоченный отряд, потому что целью жизни в лагере ставиться не только получение ребятами знаний в самых различных областях и спорте, но и умение дружно жить в коллективе. Ожидается, что соревнование между отрядами сплотит ребят внутри отряда, а значит, повысит психологический климат в нем, позволит каждому ребенку почувствовать свою нужность, подарит ощущение себя членом единой команды. Система личностного роста позволит ребятам полнее раскрываться в коллективе, в спорте, в мероприятиях, в общественно-полезном труде. Предполагается повысить социометрические статусы замкнутых детей, а у лидеров развить их организаторские способности. Ожидается, что на экранах настроения дети будут «раскрашивать» свое настроение только в позитивные, яркие цвета (желтый, оранжевый, голубой). Это послужит верным признаком того, что ребята хорошо и интересно отдыхают в лагере. Таким образом, предполагается на протяжении смены создать такой психологический климат, чтобы каждый ребенок мог в полной мере отдохнуть, восстановить свои силы, раскрыть творческие способности, которые не смог реализовать в течение учебного года и пообщаться со своими друзьями и взрослыми в более неформальной обстановке. Причем наиболее желательным является такой вариант, при котором будет налажен контакт не только между членами одного отряда, но и между большинством ребят, отдыхающих в лагере. Программа профильного лагеря «Олимп» опирается на следующие принципы:
  • принцип безопасности жизни и здоровья детей, защита их прав и личного достоинства;
  • принцип гуманистической ориентированности: определяет ценность, уникальность и внутренний потенциал человеческой личности;
  • принцип педагогической целесообразности: заключается в необходимости понимания педагогическим коллективом целевых установок программы смены;
  • принцип педагогической поддержки: заключается во вовлечении педагогического коллектива в широкое движение по созданию устойчивой мотивации у детей к здоровому образу жизни;
  • принцип комплексности: требует, чтобы каждая смена носила комплексный характер, выражаемый в ее разнонаправленности, разнообразии используемых форм, методов и состава участников;
  • принцип учета индивидуальных особенностей: предполагает учет физиологических и психологических особенностей детей и др.;
  • принцип целостности педагогического процесса. Создание единого воспитательно-образовательного пространства, единой системы педагогических требований;
  • принцип коллективности: создания благоприятного климата как внутри отряда, так и всего лагеря в целом;
  • принцип включения детей в систему самоуправления жизнедеятельностью детского коллектива, направленный на формирование лидерского опыта и актуализацию активного участия в коллективных делах;
  • принцип контроля результатов: получения обратной связи (оценка уровня комфортности ребенка во временном коллективе);
  • принцип дифференциации воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида
  • деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности;
  • принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей, уважения личного мира каждого ребенка.
  • Технологии воспитательной деятельностиВыбор педагогических технологий, форм и методов работы обусловлен психологическими и возрастными особенностями детей, целями и задачами данной программы. В ходе реализации программы используются следующие педагогические технологии и технологии досуговой деятельности:
  • Использование в лагере здоровьесберегающих технологий предполагает формирование навыков здорового образа жизни, культуры здоровья (например, спортивное мероприятие «Чистый поселок – здоровые детки»; спортивные часы, «Белая ладья», «ОФП»).
  • Технология коллективной творческой деятельности одна из основных в реализации программы. Вся деятельность внутри отряда – коллективная, от принятия решения до реализации задумок. КТД позволяет создать широкое игровое творческое поле, где каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, т.е. создания чего-то нового. В процессе КТД ребята общаются, учатся работать, делить успех и ответственность с другими. Таким образом, идут два процесса одновременно - формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности. Приобретается большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия. Использование педагогическим коллективом данной технологии способствует решению задачи воспитания общественно-активной личности (например, КТД «Творческая импровизация», ««Я - частичка России», мастер – класс «Скажи «нет» вредным привычкам» (изготовление коллажа), КТД «Страна с огромным сердцем»).
  • Игровые технологии основаны на активизации и интенсификации деятельности детей.
  • Игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением, обладает огромных потенциалом для активизации и интенсификации жизнедеятельности в лагере (например, игровой час «Играю я – играют друзья», час веселого общения и хорошего настроения, марафон интересных игр «Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть!»).
  • Технология создания ситуации успеха. Успех, прежде всего, связан с чувством радости, эмоционального подъема, которые испытывает ребенок в результате выполненной работы. В результате этого состояния формируются новые мотивы к деятельности, меняется уровень самооценки, самоуважения.
  • Технология командообразования включает в себя серию специально организованных игр, упражнений, конкурсов, направленных на сплочение коллектива, с целью снижения уровня тревожности, формирования благоприятного психологического климата, выработки коллективных ценностей (например, игры «Путаница», «Секретный фарватер», «Геометрическая фигура», «Живой мост» и др.).
  • Шоу-технология – это совокупность мероприятий по организации детских культурно-досуговых, спортивно-массовых и других подобного рода мероприятий, которые являются неотъемлемой частью деятельности любого лагеря (например, игровая программа «Дружба - это я и ты, или путешествие в страну Дружба»).
  • Обращение к сюжетно-ролевой игре позволяет разнообразить формы и методы педагогической деятельности по всем направлениям программы: Методы реализации программыОсновными методами организации деятельности являются: Методы досуговой педагогики:
  • метод игры (например, развивающая творческая игра «Игра в слова»);
  • методы состязательности (например: спортивное мероприятие «Чистый город – здоровые детки»;
  • метод воспитывающих ситуаций, (например: огонек на предупреждение конфликта какого-либо рода «Есть пи похожие люди?», познавательная викторина «Вежливость на каждый день»);
  • метод импровизации (например: КТД «Творческая импровизация»).
  • Методы оздоровления:
  • утренняя гимнастика;
  • тренировочные мероприятия по видам спорта;
  • беседы о вредных привычках (например, минутка здоровья «Вредные сестрички – вредные привычки», басня о здоровом образе жизни против курения «Мартышка, Лис и Боря»);
  • подвижные игры (например, «Сундучок забытых игр» подвижные игры на свежем воздухе; старые добрые игры «Классики», «Прыгалки»; игры с мячом «Мой веселый звонкий мяч …»; марафон интересных игр «Раз, два, три, четыре, пять – мы идем играть!»; игровой час «Играю я – играют друзья»; игры со скакалкой «Я прямо, я и боком, с поворотом, и с прискоком, и с разбега, и на месте, и двумя ногами вместе…»);
  • беседы по гигиеническому воспитанию и профилактике травматизма и т.д. (например, минутки здоровья «Правила личной гигиены», «Осторожное солнышко», «Вредные сестрички – вредные привычки», «Полезные советы Айболита», «Что такое хорошо и что такое плохо» (профилактика правонарушений), басня о здоровом образе жизни против курения «Мартышка, Лис и Боря»).
  • Методы воспитания:
  • убеждение;
  • поощрение;
  • личный пример;
  • вовлечение каждого в деятельность (например, диалоговая площадка «100 причин любить Россию», КТД ««Я - частичка России» (изготовление коллажа), КТД «Страна с огромным сердцем», − конкурсы (например, конкурс рисунков «Улыбнись планета», «Сказки пушкинской поры», творческий конкурс «Мы дарим лету цветы»);
  • беседы (например, «Рецепт спортивного настроения», «И это все о них…» – информационный час, «Школы в разных эпохах», «До знака ГТО – лишь шаг»);
  • праздники (например, познавательно-игровая программа, посвященная Международному дню защиты детей «Счастье, солнце, дружба – вот что детям нужно!»).
  • Методы образования:
  • словесные методы (объяснение, беседа, рассказ, диалог);
  • информационно-репродуктивный;
  • объяснительно-репродуктивный.
  • Основными формами организации деятельности являются: беседа, викторина, дискотека, игра-квест, инструктаж, игра-путешествие, конкурс, линейка, праздник, огонек, развлекательная программа, сбор, соревнования, спортивная программа, турнир, экскурсия, эстафета, КТД. 2. Содержание программы сменыЭтапы реализации программы смены1. Подготовительный этап (долагерный). Деятельностью этого этапа является: - участие в семинарах, посвященных подготовке к проведению летней оздоровительной кампании; - знакомство с нормативно-правовой базой, обеспечивающей качественный отдых детей в текущем году; - проведение совещаний при директоре по подготовке лагеря к летнему сезону; - издание приказа о проведении летней кампании;- разработка и утверждение программы организации отдыха и оздоровления детей лагеря дневного пребывания детей; - отбор кадров для работы в летнем лагере дневного пребывания детей; - составление необходимой документации для деятельности лагеря; - организация помещений лагеря согласно нормам и требованиям Сан-Пин; - обеспечение допуска сотрудников к работе с детьми; - формирование списка детей, посещающих лагерь, на основании заявлений родителей (законных представителей); - обеспечение условий реализации программы; - подготовка материально-технической базы; - проведение разъяснительной работы с родителями по вопросам организации лагерной смены. 2. Организационный этап смены. Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 3 дня. Цель: заложить основы для формирования временного детского коллектива и мотивация воспитанников на активное участие в профильной смене. Задачи:Организационные: 1) выявить уровень организаторских навыков и умений детей; 2) определить спортивный, интеллектуальный, творческий потенциал каждого ребенка; 3) выявить лидеров в детском коллективе; 4) разделить отряд на микрогруппы, определить перспективы деятельности каждой из них; 5) определить перспективы деятельности всего детского коллектива (планирование); 6) организационно оформить первичный коллектив. Методические: 1) научить выполнению всех требований режима лагеря и санитарно-гигиенических норм; 2) научить соблюдению традиций и правил лагеря; 3) научить работе в микрогруппе, в первичном коллективе; 4) научить каждого ребенка анализировать свое состояние и настроение (через игровые формы). Воспитательные: Формирование взаимоотношений между следующими группами субъектов: 1) ребенок-ребенок (девочки-мальчики, мальчики-мальчики, девочки-девочки, лидеры: формальные-неформальные); 2) ребенок – коллектив; 3) ребенок – взрослый. Для решения этой цели и задач используются коллективно-творческие дела (КТД), игровые технологии. Основной деятельностью этого этапа является:
  • встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
  • знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
  • знакомство со всеми участниками смены в форме творческих визиток отрядов;
  • формирование отрядов;
  • запуск программы «Академия спорта» профильного лагеря «Олимп», знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование детей об их возможностях в смене);
  • формирование органов самоуправления;
  • знакомство с режимом работы и правилами жизнедеятельности лагеря;
  • оформление отрядного уголка;
  • проведение инструктажей по ТБ в лагере;
  • проведение организационных мероприятий с детьми, тренерами - преподавателями, родителями;
  • оформление модели самоуправления, символики каждого факультета (отряда).
  • 3. Основной этап смены. Цель: развитие временного детского коллектива, самореализация каждого члена коллектива. Задачи: 1) знакомство с культурными традициями и национальными ценностями российского народа, изучение богатств нашей Родины; 2) создание для детей реальных возможностей для успеха в спорте и различных видах деятельности; 3) развитие положительных межличностных отношений; 4) поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата; 5) развитие инициативы и самодеятельности у детей, побуждение их к творчеству, стимулирование работы творческих групп; 6) формирование основ безопасной жизнедеятельности и норм взаимоотношений внутри коллектива; 7) приобщение детей к здоровому образу жизни. Основной деятельностью этого этапа является: - реализация основной идеи смены; - внедрение системы самоуправления «Совет Мудрейших»; - сочетание групповых и коллективных форм организации дел; - регулирование объема и интенсивности общих дел с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, психологических характеристик коллективов; - участие в коллективной творческой деятельности, подготовка и проведение мероприятий; - мотивация к значимой деятельности через соревновательный компонент между факультетами (отрядами); - организация, проведение, рефлексия мероприятий в соответствии с планами работы; - организация деятельности, направленной на благоустройство лагеря, поддержание чистоты и порядка в помещениях и на территории лагеря. - проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий. Каждый день регламентируется план-сеткой. 4. Заключительный этап смены. Цель: анализ, подведение итогов деятельности участников смены (по всем направлениям программы). Основной идеей этого этапа является: - реализация ключевого события – большого совместного праздника, закрепляющего все этапы коллективно-творческого дела; - поднятие самооценки каждого участника и значимости для него жизни в коллективе с помощью общественного признания его индивидуальных заслуг; - подготовка детей к завершению смены, усиление контроля за жизнью и здоровьем детей;- подведение итогов работы органов детского самоуправления; - подведение итогов работы лагеря, участие каждого в жизни (выдвижение кандидатов на награждение в различных номинациях); - подготовка и проведение торжественной Церемонии вручения наград; - анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности лагеря в будущем; - отбор материалов, их монтаж в слайд-шоу «Лето. Лагерь «Олимп». 2024»; - демонстрация приобретенного опыта (публикация материалов реализации программы на официальном сайте МАУ ДО «СШХМР», в группе ВКонтакте. Модель игрового взаимодействияРеализация цели и задач программы будет осуществляться в ходе сюжетно-ролевой игры «Академия спорта». «Академия спорта» – это череда творческих дел, веселых затей, спортивных мероприятий, увлекательных событий и интересных праздников, где каждый ребенок сможет найти себе дело по душе. Это захватывающее состязание с самим собой и с другими, где невозможно победить без находчивости и общительности, чувства плеча товарища и доброты, братства и взаимопомощи, культа здоровья, проявления творческих способностей. Это интенсивная педагогическая технология быстрого формирования коллектива, выявления лидеров, психологический тренинг личности через создание ситуации успеха для каждого, выбора деятельности и модели поведения в различных ситуациях с последующей рефлексией и самооценкой. В период лагерной смены можно позабыть о дневнике, школьных от-метках и домашнем задании, и попробовать другой формат получения знаний - «узнавание неизвестного в известном». При помощи нехитрых заданий воспитанники будут «погружены» в нетипичные ситуации, из которых им придется выходить, по максимуму мобилизуя все имеющиеся внутренние ресурсы, открывая в себе новые возможности и способности в спорте и других видах деятельности, используя опыт социальных отношений, осваивая новые социальные роли. Слово «Академия» в данном случае означает форму организации смены, где в своих правах и обязанностях равны как дети, так и взрослые. Участники программы лагеря «превратятся» в «студентов» «Академии спорта», объединяться в «факультеты» (отряды), тренера - преподаватели – в «академиков». Все студенты будут разделены на 4 «факультета». У каждого «факультета» появится своя особенность («изюминка»), которая обязательно отразится в отрядном уголке. Главным органом самоуправления детских «факультетов» станет «Совет Мудрейших», состоящий из начальника лагеря и тренеров преподавателей. Самоуправление в «Академии» строится через работу разновозрастных групп, основная цель деятельности которых – развитие творческих способностей личности в условиях дружеской, комфортной атмосферы союза детей и взрослых. Взаимодействие всех участников программы регулируется системой наставничества, где как тренера - преподаватели оказывают помощь воспитанникам, так и старшие ребята оказывают шефскую помощь младшим. Основным механизмом реализации лагерной деятельности являются тематические дни, в каждый из которых заложена идея-открытие. Ей подчинены все мероприятия этого дня, создается определенный эмоциональный настрой. Например, девиз: «Творчество заразительно – распространяйте его!» заявляет о необходимости проявить творчество и самостоятельность в решении проблемы, заявленной «Академией»; девиз: «Ни сразу приходят победы, но снова вперед и вперед. Нас юность настойчиво, твердо, к спортивным рекордам зовет» помогает ребятам сконцентрироваться, поддерживает боевой дух, влияет на настрой спортсмена или команды. В процессе деятельности воспитанники не только участвуют в спортивных, интеллектуальных состязаниях, досуговых мероприятиях и т.п., но и развивают в себе командный дух, чувство ответственности за свои поступки и за действия команды в целом, также смогут познакомиться с ценностями и идеалами олимпийского движения. В основе игры лежит карта территории «Академии спорта» с планом работы определенного дня. В карте – 21 день (каждый день смены – тематический день, в котором заложена идея-открытие). Каждый день меняется его название и перекликается с теми мероприятиями, которые запланированы в этот день в лагере.В течение смены «факультеты» (отряды) проявят себя в спорте и различных видах деятельности, смогут реализовать идеи и желания. Каждый «факультет» на протяжении всей лагерной смены ведет свой «журнал», в котором пишут заметки о том, как прошел день, отражают накопленные впечатления, эмоции, рассказы о самых значимых моментах жизни в «Академии спорта». Ежедневно подводятся итоги конкурсов и соревнований по содержанию программы смены. Такой вид рефлексии наглядно покажет степень удовлетворенности детьми от пребывания в лагере, насколько плодотворна деятельность педагогического коллектива лагеря и над чем необходимо, продолжить работу, состояние психологического климата в течение смены.Система детского самоуправленияНаличие системы детского самоуправления в летнем лагере важно по причине необходимости учета детского мнения. Вся деятельность лагеря направлена на вовлечение детей в интересный, полезный, развивающий отдых. Организация качественного отдыха невозможна без учета мнения самих детей. Мощным и самым важным инструментом выражения мнения детей в программе является наличие органов детского самоуправления. Важно организовать работу этих органов таким образом, чтобы дети были не просто исполнителями «заданий» взрослых, их планов и подготовленных ими мероприятий, а могли в любой момент стать инициаторами, реализовать свои идеи. Принципы детского самоуправления:
  • добровольность;
  • включенность в процесс самоуправления всех групп детей;
  • приоритет развивающего начала для ребенка;
  • повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех решений, касающихся его, с учетом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических возможностей);
  • доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности);
  • открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей;
  • ориентация на результат.
  • Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене вводится система чередования творческих поручений (далее – ЧТП), основанная на двух простых правилах: «от меньшего к большему» и «от простого к сложному». Система ЧТП строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и поручений, благодаря которым каждый ребенок сможет проявить свои способности в различных видах деятельности. Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в «Академию спорта», ребята знакомятся с правилами, объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные роли в организации общего праздника. Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 5-6 человек. Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп, посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. Весь лагерь – «Академия спорта». Воспитанники – «студенты» представляют «факультеты» (отряды) «Академии». «Факультеты» возглавляет староста (командир отряда) и «академики» (тренера-преподаватели). Главным органом самоуправления в лагере является «Совет старост». Совет собирается для обсуждения всех насущных вопросов, касающихся жизни в «Академии». Староста ежедневно строит и организует отряд на линейку, на отрядные и лагерные мероприятия, получает задания для отряда, помогает «Академикам порядка» (тренерам-преподавателям) в организации отряда. В начале смены избираются ответственные за работу каждого из секторов деятельности в отряде: «Сектор спорта» – (мальчик и девочка) ответственные помощники спорт-организатора, помогающие в организации и проведении спортивных, подвижных игр, эстафет, утренней зарядки и т.д. «Сектор веселья» – ответственные помощники «Академика креатива», помогают в организации и проведении игр, отрядных выступлений и конкурсов. «Сектор здоровья» – отслеживают чистоту и порядок на территории «Академии», проверяют наличие головных уборов, чистоту рук перед едой. Главным органом управления в «Академии спорта» является «Совет Мудрейших», который состоит из «Президента академии» (начальника лагеря), «Академиков порядка», «Академиков спорта, «Академики креатива» (тренеров-преподавателей), «Совет Мудрейших» планирует работу последующего дня, оценивает работу предыдущего дня. Может рассматривать конфликты. Собирается ежедневно и сохраняет принцип учета мнения друг друга. Система мотивации и стимулированияЛичные результаты каждого ребенка отражаются в «Зачетках» (картах успеха), принося ощущение собственной состоятельности и успешности. Опыт педагогической работы убеждает, что такая система оценивания эффективно стимулирует познавательный и творческий потенциал детей, формирует адекватную самооценку, создает предпосылки для личностного роста каждого ребенка. Каждый «студент» ежедневно отмечает свое настроение на «экране настроения», который оформляется в виде смайлика. С его помощью можно наблюдать настроение каждого ребенка ежедневно, анализировать причины изменения настроения, а также проследить динамику его изменения в течение лагерной смены. На отрядном месте нужно повесить красочный плакат со словами «Этот смайлик совсем пустой! Только все вместе вы сможете его разукрасить! Раскрашивай в один день одну любую клетку в тот цвет, какое у тебя настроение» и с обозначениями цветов. Определенному цвету соответствует определенное настроение, например: желтый – отличное, хочется петь, смеяться, летать; оранжевый – хорошее, радостное, веселое; голубой светлое, спокойное, безмятежное; белый – равнодушное, безразличное; зеленый печальное, грустное; красный – неспокойное, тревожное, что-то не так, не пойму, что; черный – ужасное, мрачное. Появление сине-фиолетово-черных оттенков на экране свидетельствует о наличии проблем в работе тренера - преподавателя и требует с его стороны срочной помощи детям, выбирающим эти «цвета». Так же отводится место для стены пожеланий. «Академики креатива» продумывают варианты оформления стены пожеланий своего отряда. Важно, чтобы у каждого участника отряда был свой элемент (человечек, листочек, звездочка и т.д.). Каждый студент «факультета» (причем как своего, так и из других отрядов) будет иметь возможность написать обладателю этого элемента что-то хорошее (пожелание, благодарность) или поддержать в случае какой-то неудачи. После окончания смены, каждый участник имеет возможность забрать свой элемент с собой домой на память. К концу смены среди «факультетов» (отрядов) определятся победители в различных мероприятиях, лучшие спортсмены, имена наиболее активных студентов будут занесены в Книгу Почета «Академии», все участники смены будут награждены грамотами и дипломами. В адрес родителей отличившихся «студентов» направятся письма-благодарности. И, конечно, главная награда в завершении работы «Академии спорта» – дружба и друзья, приобретенные в течение лагерной смены. «Ленточки дружбы», которые традиционно все участники программы повязывают друг другу на руку – символ единства и сотрудничества детей и взрослых. Таким образом, игра как педагогическая технология становится фактором социального развития личности, что позволяет эффективно реализовывать поставленные задачи.3. Ресурсное обеспечение программыКадровое обеспечение программыУспех этой программы во многом зависит от кадрового обеспечения и уровня подготовки кадров. Педагогический состав лагеря ежегодно повышает уровень квалификации, принимая участие в окружных семинарах / вебинарах по организации летнего отдыха детей и подростков. В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют: Начальник лагеря – организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря; обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря; оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря; руководит работой педагогического и вспомогательного персонала. Тренер- преподаватель – обеспечивает реализацию плана работы; обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения тренировочных и культмассовых мероприятий;Функции тренера - преподавателя заключаются в полной организации жизнедеятельности своего отряда: дежурство, труд по самообслуживанию, организация участия в мероприятиях. Тренер - преподаватель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка своего отряда. Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря. Задача педагогического коллектива заключается в создании условий ребенка для его безопасного время препровождения для развития культуры взаимоотношений, духовного развития личности, формирования способности к собственному выбору и самореализации. Для организации работы по реализации программы смены: - проводятся ежедневные планерки; - составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня; - оказывается методическая и консультативная помощь тренерам - преподавателям; - проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике детского травматизма.4. Механизм оценивания эффективности результатов программыОрганизуя разнообразную и по формам, и по содержанию деятельность, педагогический коллектив Лагеря создает условия для того, чтобы как можно больше положительных качеств ребят проявлялось, активизировалось и развивалось. Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Система диагностики результатов программы состоит из мнения тренеров - преподавателей, непосредственно реализующих программу, детей-участников программы и мнения независимых взрослых (родителей). Критериями оценки качества реализации программы являются:
  • проявление ценностного отношения к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью;
  • проявление ребенком интереса к предлагаемой деятельности;
  • приобретение ребенком знаний и социального опыта;
  • уровень достижения заявляемых в программе результатов;
  • уровень удовлетворенности подростков от участия в программе;
  • уровень положительного эмоционального состояния детей;
  • позитивное взаимодействие в команде, коллективе;
  • качество организуемой деятельности.
  • Для оценки программы со стороны детей рекомендуется применять методы игровой диагностики, так как они наиболее соответствуют особенностям развития детей младшего школьного возраста и показывают максимально точный результат – полученные ребенком знания и опыт, их мнение, эмоции, реакцию и отношение к конкретной ситуации. Способы оценки эффективности реализации программы: наблюдение, анкетирование, тест «Незаконченное предложение», цветовая модель («Экран достижений», «Ленточка дружбы»), отзыв за день (заметка от отряда), творческая мастерская «Ступеньки роста» (психолого-педагогическое сопровождение), рейтинг личностного роста «Карта успеха» (сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и ее вклада в дела коллектива), методы игровой диагностики: «Цветик-семицветик» (проявление социально значимых качеств ребенка и его ценностное отношение к Родине и Государственным символам РФ, семье, команде, природе, познанию, здоровью), «Кидаем кубик» (полученные ребенком знания и социальный опыт), «Цветной сундук» (эмоциональное состояние детей), «Золотая коллекция» (уровень взаимодействия в команде, коллективе), блиц-опрос, интервью, творческий отзыв, отзывы детей и родителей, в том числе на официальном сайте МАУ ДО «СШХМР». Оценка эффективности программы Система показателей оценки качества реализации программы На детском уровне:- сформированность личностного потенциала участника лагерной смены; На родительском уровне:- удовлетворенность жизнедеятельностью временного детского коллектива в условиях спортивно оздоровительного лагеря; На уровне администрации лагеря: - выстроенность модели эффективного взаимодействия активных субъектов образовательно-воспитательного пространства спортивно - оздоровительного лагеря; На уровне социального заказа учреждениям отдыха и оздоровления детей: - социально-педагогическое сопровождение летнего отдыха и оздоровления детей.5. Факторы риска6. Система обратной связи«Экран настроения» – позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Настроение детей ежедневно диагностируется при помощи смайлика разделенного на квадратики, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. На красочном плакате расположены обозначения цветов. Определенному цвету соответствует определенное настроение. 7. Список использованной литературы1. Аракелян Ю.А. «Смена маленького роста»: сборник информационно-методических материалов в помощь воспитателю детского лагеря, работающему с детьми 6-11 лет / Ю.А. Аракелян, А.А. Зарипова, С.И. Кравцова, О.В. Шевердина. ФГБОУ ВДЦ «Орленок», 2015. – 80 с. 2. Багапова Л.Д. «Мгновения отличного настроения»: методический сборник игр и упражнений для отрядного педагога / Л.Д. Багапова, А.А. Сайфина, Н.А. Сакович. ФГБОУ ВДЦ «Орленок», 2020. – 40 с. 3. Беляков Ю.Д. «Методика организации коллективных творческих дел и игр»: методическое пособие. Издание 2-е, переработанное и дополненное. ФГБОУ ВДЦ «Орленок», 2020. – 80 с. 4. Столярова В.В. «Развитие детской активности и инициативы»: методическое пособие. ФГБОУ ВДЦ «Орленок», 2015. – 80 с. 5. Здравствуй, лето красное!: игры и развлечения в летнем лагере / сост. Т.А. Бочарова, Л.А. Шабаршова. – Оренбург: ООДТДМ им. В.П. Поляничко, 2012. – 156 с. 6. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н: Феникс, 2012 - 311с. 7. . Кулаченко М.П. по Артамонова Л.Е Летний лагерь. Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий. – М.: ВАКО, 2011 – 288 с. 8. Лето – дело серьезное: сборник методических материалов / сост. Н.В. Соколова, Т.М. Пулова; под ред. М.Н. Крухмалевой; науч. конс. А.И. Щетинская. – Оренбург: ООДТДМ, 2012. – 120 с. 9. Материалы журналов «ПедСовет», «Последний звонок» 2016 – 2019 гг. 10. Матвеева Е.М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М.: глобус, 2012 – 206с. 11. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2012 – 288с. 12. Палий Т.П. Роль оздоровительно-образовательного лагеря в социа-лизации современных детей и подростков. / Научный журнал «Фундаментальные исследования»// Современное образование, проблемы и решения – 2017, № 2, с. 72-75 (ссылка ) 13. Пикалова, Г.Ф. Примерная программа обучения отрядных вожатых детских оздоровительных учреждений / Г.Ф. Пикалова //Внешкольник Оренбуржья. – 2011. №1-2.- С. 20-21. 14. Чередниченко Н.Г. Как сделать смену яркой и полезной. Журнал «Практика административной работы в школе», №3/2014. 15. Чурина Л. Игры, конкурсы, задания. – М., АСТ; СПб.: Сова, 2012 – 62с. 16. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. День приятных сюрпризов. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 2010 – 224 с. 17. Шаульская Н.А. Летний лагерь: день за днем. В поисках приключений. - Ярославль: Академия развития. 2010
    -