Публикации
конспект урока "Развитие и закрепление полученных знаний и навыков на уроке"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока "Развитие и закрепление полученных знаний и навыков на уроке"
Автор: Цхай Татьяна Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: конспект урока "Развитие и закрепление полученных знаний и навыков на уроке"
Автор: Цхай Татьяна Алексеевна
Конспект урока на тему: «Развитие и закрепление полученных знаний и навыков на уроке фортепиано» преп. Цхай Татьяны Алексеевны с ученицей подготовительного класса. Цель урока:Закрепление полученных знаний и навыков на материале изучаемых произведений Задачи урока:Образовательные:1. Формирование исполнительных навыков игры на фортепиано (нон легато, легато, стаккато)2. Формирование умения работать с нотным текстом Развивающие: 1. Развитие метроритмических и двигательно – моторных навыков.2. Развитие самостоятельности в работе над музыкальным произведением. Воспитательные:1. Воспитание усидчивости, целеустремленности, умения добиваться нужного результата2. Воспитание творческого отношения к работе над техническим развитием. Урок проводится с учащейся подготовительного класса Винокуровой Вероникой (6 лет). Ученица имеет хорошие природные данные: устойчивое чувство ритма, развитый музыкальный слух и отличную музыкальную память. Вероника — эмоционально отзывчивая, увлекающаяся натура, очень доброжелательная, общительная, занимается с большим желанием, добросовестно выполняет все задания, благодаря этому, уроки проходят в творческой обстановке. Буквально с первых занятий у нас идет постоянная работа над налаживанием игровых навыков, «лепкой» руки, правильной организацией пианистического аппарата. София очень внимательно к этому относится. Урок начинается с проигрывания упражнения «Смелый зайка». Вероника играет это упражнение отдельно каждой рукой 1-2, 1-3, 1-4 пальчиками, при этом помнит, что самое главное — пальцы держат единую опору, никакой палец «не западает». Зайка смело перешагивает с клавиши на клавишу, а Вероника «указывает» ему путь, пропевая каждую ноту. Очень рано, уже через 2 месяца после начала обучения, мы с Вероникой начали изучать упражнения Ш.Ганона №1. Каждое упражнение Ганона -это определенная аппликатурная формула, которая развивается секвенционно по всей клавиатуре (в нашем случае: через ноту и подряд). Стараясь вызвать интерес к многократно повторяющейся фигурации, мы с Вероникой придумали слова к этому, казалось бы, скучному упражнению. Солнце утром встало рано,«Просыпайся!»- всем сказалоОдевайтесь поскорее,Собирайтесь поживее. Забежала я за Настей. В школу бодро мы шагаем, Песни с ней мы распеваем.Вот и кончились уроки,Получили все пятерки.Мы идем назад из школы,Ласково нам светит солнце,Дует свежий ветерочек.Дома нас встречает мама,Хорошо нам вместе всей семьей. При игре упражнения надо помнить, что позиция собранная, при этом локоть должен быть активным и помогать освобождать руку, благодаря ему пятый палец динамически «не проседает». При неторопливой игре следить за ровностью звука, прослушивать музыкальную фразу до конца, мыслить не по одной ноте, а сразу формулой. Начальные годы обучения в музыкальной школе справедливо считают решающим и самым ответственным этапом в воспитании будущего пианиста. Именно здесь рождается интерес и любовь к музыке, следовательно и к музыке полифонической. Заинтересованное отношение ученика к полифонической музыке всецело зависит от умения преподавателя научить воспринимать основные элементы полифонии, как например, имитации. Важно, чтобы это трудное понятие было раскрыто на примерах, которые понятны и доступны ему. Ярким примером служит пьеса № 17 из сборника Е. Гнесиной «Фортепианная азбука». Вероника дала ей название- «Разговор кукушек». В данном случае восприятие имитации оживила игра в ансамбле: мелодию исполняла Вероника, а ее имитацию- преподаватель и наоборот. Следующая пьеса № 31 из этого же сборника- «Эхо в горах». Работая над этим произведением, Вероника придумала рассказ и самостоятельно дала ему название, сочинила слова к первой фразе «Как хорошо вокруг!», которые помогли ей уловить верное движение четвертных нот к кульминационной вершине - СОЛЬ и плавно разрешиться в ФА. На уроке добивались контрастного динамического воплощения и различного тембра для каждого голоса, играя верхний голос forte, а нижний- piano. Огромное значение для музыкальных успехов ученика имеет тщательный подбор художественных образцов: произведения следует подбирать содержательные, отличающиеся яркой интонационной выразительностью. Немаловажным достоинством преподавателя является умение ярко и образно раскрыть характер пьесы, разбудить в ученике фантазию и творческое воображение. Одним из таких примеров служит маленькая, но эмоционально насыщенная пьеса М. Крутицкого «Зима». После знакомства с этим произведением, как и многие другие дети, Вероника словесно нарисовала картину сурового зимнего леса, где под тяжестью снега еловые ветки склонились до земли, наступает ночь, вокруг все застывает, страшно… Вероника поняла, что композитор, как художник, с помощью средств музыкальной выразительности сумел передать этот образ: с помощью минорного лада, медленного темпа, низкого регистра, штриха legato, «длинных, застывающих» половинных нот в правой руке. На уроке работали над фразировкой и динамикой. Для успешной дальнейшей работы на уроке необходимо дать ребенку немного отдохнуть, чтобы снять застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за инструментом. Под музыкальное сопровождение Вероника выполняет упражнения на расслабление мышц туловища (особенно спины) и мелких мышц кистей. Упр. № 1 выполнять на крышке инструмента.Надо пальчики размять (сжимают и разжимают пальцы),Надо пальцам погулять (шагают пальцами по крышке)А пойти на физкультуруМожно на клавиатуру.Побежали вправо руки - (пробежка пальцами по воображаемой клавиатуре)Зазвучали выше звуки.Если влево побежали- (пробежка пальцами влево)Звуки ниже зазвучали.Вдруг пошли они вразброд, (пальцы пр. руки вправо, левой — влево)А потом наоборот. (левой — вправо, правой - влево)А потом все пальцы вместеНачали прыжки на месте. (пальцы обеих рук прыгают на «клавишах»)Били по прыжкам рекордыИ играли все аккорды. Упр. № 3Ноты музыку игралиИ немножечко устали.Надоело гаммы петь,На линеечках сидеть…Нотки встали — скучно в гамме!ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИИ затопали ногами:ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИИ захлопали все вместе:ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИИ запрыгали на месте:ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИЗа руки друг друга взяли:ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИИ по кругу побежали:ДО-РЕ-МИ-ФА-СОЛЬ-ЛЯ-СИ После нашей веселой зарядки приступаем к следующему произведению - Б. Берлин «Марширующие поросята. Вероника уверенно, в характере исполняет пьесу по нотам. В ходе нашей беседы выясняем, что это - пьеса — картина, в которой изображены хорошо нам знакомые герои Ниф-ниф, Нуф-нуф и Наф-наф. С чувством выполненного долга они маршем идут гулять к морю, им очень весело и радостно, ощущение, что они идут вприпрыжку (четверть в затакте и акцент на первую долю). Первое проведение темы звучит на forte (поросята проходят мимо нас), каждое последующее проведение темы звучит все выше и тише (поросята удаляются). Попутно повторили регистры и октавы. В предпоследнем такте один поросенок вдруг вернулся (mf), наверное, что-то забыл, это ДОМИНАНТА- СОЛЬ МАЖОР, и быстренько убежал в ТОНИКУ- ДО МАЖОР. Такого счастливого, бодрого настроения композитор добился, благодаря мажорному ладу, энергичному темпу и штрихам.Читка с листа. Наиболее действенным способом, развивающим навык читки с листа, является игра в ансамбле с преподавателем. Такое исполнение более быстро учит добиваться ритмической слаженности, учит слушать партнера, регулировать звучность партий. Вероника с огромным интересом и желанием занимается читкой с листа по сборнику О. Геталовой «Веселый слоненок». Книга продумана до мелочей: интересные названия, иллюстрации к каждой пьесе, которые Вероника с удовольствием раскрашивает, стихи на русском и английском языках помогают лучше понять характер исполняемой музыки. Читали с листа «На лугу». Определили лад, просчитали размер (¾, вторая партия, как вальс), вспомнили ноту с точкой, уточнили штрихи, динамику, мысленно нарисовали картину (цветут цветы, порхают бабочки). Домашнее заданиеИграть упражнения «Осторожный зайка», «Смелый зайка», упражнение Ганона.№ 17 и 31 и «Зима» М. Крутицкого - доучить и сдать на оценку.Самостоятельно разобрать № 33 Е. Гнесиной«Марширующие поросята»- доучить заключительные аккорды. Наш урок закончен. В процессе работы Вероника была внимательна, активна и заинтересована. Все поставленные задачи выполнялись творчески и осмысленно. Вероника получила за урок отличную оценку. На примере разнохарактерных пьес мы рассмотрели лишь некоторые аспекты работы над основными приемами фортепианной игры. Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Отличая выразительное значение тех или иных средств, целостное восприятие музыки учеником становится полноценнее и осознаннее. Работа над штрихами, различными приемами звукоизвлечения - кропотливый, продолжительный, но интересный и творческий процесс в обучении юного пианиста.
