Публикации
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор: Карих Юлия Викторовна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Автор: Карих Юлия Викторовна
Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речиАктуальность темы предопределена важностью и значимостью речи в жизни любого человека. Одной приоритетных задач дошкольной ступени образования, обозначенной в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), является речевое развитие детей дошкольного возраста. В качестве одной из важнейших задач развития речи выступает формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Важно отметить, что в последние годы в педагогической общественности отмечается значительное увеличение числа детей, имеющих различного рода нарушения чтения и письма. Одной из причин указанных нарушений выступает несформированность фонетико-фонематического восприятия и слуха. Это подтверждается данными статистики о росте числа дошкольников, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). Значительная часть среди них – дети старшего дошкольного возраста, будущие первоклассники. Дети с ФФН затрудняются самостоятельно подобрать слова, которые начинаются с определённого звука. Кроме этого, дети с ФФН испытывают трудности при выделении звука в начале слова. Они затрудняются в подборе картинок, на которых изображены предметы, начинающиеся с определенного звука.Дети с диагнозом «функциональная дислалия» испытывают затруднения как в произношении звуков, так и в их дифференциации на слух. Все это влечет за собой отсутствие точного и полного процесса овладения звуковым составом слова. В ряде случаев фонематические нарушения более выражены, чем произносительные.Итак, можно сделать следующие выводы. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи представляет собой нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. ФФН характеризуется тем, что у ребенка не сформировано восприятие и произношение фонем, близких по артикуляции и акустике. Понятием ФФН объединены такие речевые нарушения, как дизартрия, ринолалия, дислалия (артикуляторно-фонематическая и акустико-фонематическая). В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие всех психических функций дошкольника, в том числе, речи. Для полноценного усвоения звуковой стороны речи важнейшее значение имеет развитие фонематического восприятия и фонематического слуха. Под фонематическим слухом понимается способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Фонематический слух оказывает непосредственное влияние на узнавание и различение фонем родного языка. Фонематическое восприятие представляет собой способность к восприятию звукового состава слова.Важно отметить, что интеллект и физиологический слух у детей старшего дошкольного возраста с ФФН сохранны. В том случае, если у ребенка старшего дошкольного возраста не сформирована способность различать звуки речи, он будет воспринимать, повторять и запоминать не то, что ему сказали, а именно то, что он услышал. Г.В. Чиркина, проведя подробное исследование речи детей старшего дошкольного возраста с ФФН, выделила структуру дефекта:- звуковая сторона речи не сформирована;- нарушена дифференциация звуков, которые сходны по акустическим и артикуляторным признакам;- слоговая структура слова нарушена;- лексико-грамматические нарушения выражены не резко.Детям старшего дошкольного возраста с ФФН сложно произносить слова, имеющие сложную слоговую структуру, а также слова со стечением согласных. Пытаясь воспроизвести такие слова, дети допускают характерные ошибки, указывающие на искажение звуко-слогового рисунка слов: перестановка слогов в слове, пропуск замена слогов, добавление в слог дополнительного звука или, напротив, добавление дополнительного звука в слог. Можно привести следующие характерные примеры: «каркадил - крокодил, батуретка - табуретка, голопед - логопед, киртити - кирпичи, тоита - строительство, вадавося – водопроводчик». При ФФН у старших дошкольников грамматический строй речи и лексический запас находятся в пределах нормы. Однако, специальные логопедические обследования могут диагностировать ошибки в согласовании частей речи, ошибки в словоизменении, ошибки в употреблении предлогов.О фонематическом недоразвитии может сигнализировать нарушение в произношения даже одного звука, поскольку это может оказать негативное влияние на формирование звукового анализа не только тех слов, в составе которых присутствует неверно произносимый звук, но также и слов, в которые входят звуки, сходные по звучанию с неправильно произносимым звуком. Можно привести следующий пример: ребенок неверно произносит звук «с», в результате чего происходит его смешение с другими звуками: - как глухой со звонким «с» - «з» - как свистящий с шипящим «с» - «ш» - как твердый с мягким «с» - «сь».Неверное звукопроизношение и звуковосприятие впоследствии приводит к ошибкам в письменной речи: к пропуску или добавлению букв, их перестановке, слияние нескольких слов в одно, замене букв по графическому сходству.Кроме этого, неверное звукопроизношение и звуковосприятие ведут впоследствии к нарушениям при чтении. В частности, дети старшего дошкольного с ФФНР не способны к плавному слоговому чтению, достаточно часто им свойственно побуквенное угадывающее чтение, при котором они допускают различные ошибки. Наиболее распространены при чтении такие ошибки, как замена букв и слогов, их неоднократное повторение. Все эти ошибки замедляют темп чтения детей с ФФН. Речи детей старшего дошкольного возраста с ФФН свойственны следующие нарушения: звуковая сторона речи не сформирована; нарушена дифференциация звуков, которые сходны по акустическим и артикуляторным признакам; слоговая структура слова нарушена; лексико-грамматические нарушения выражены не резко. Кроме этого, свойственны ошибки в слоговой структуре слова (количество и порядок слогов внутри слова) и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога). Перечисленные нарушения свидетельствуют о недостаточности фонематического слуха и восприятия и приводят к сложностям при обучении грамоте. В качестве одной из важнейших задач развития речи выступает формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. В соответствии с названными блоками строятся подгрупповые занятия со старшими дошкольниками. Фронтальные занятия нацелены на изучение тех звуков, которые дети произносят правильно, либо которые уже скоррегированны в процессе индивидуальных занятий. Цель индивидуальных занятий – постановка и автоматизация нарушенных звуков, развитие фонематического слуха и восприятия. Упражнения, готовящие детей с ФФН к обучению грамоте проводятся в определенной последовательности: сначала дошкольники учатся выделять из слов отдельные звуки, затем – проводить анализ и синтез простейших односложных слов. Необходимо проводить работу по формированию у старших дошкольников с ФФН таких понятий, как слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки. Особое внимание важно уделить формированию представлений о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.После того, как у старших дошкольников с ФФН будут сформированы произносительные навыки артикуляции гласных звуков (у), (а), (и) следует перейти к отработке наиболее лёгкой формы анализа, а именно – выделению первого гласного звука из начала слова.Важна работа по формированию у старших дошкольников с ФФН умения делить слова на слоги. Для этого Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина рекомендуют использовать зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог. Это способствует развитию умения выполнять слоговой анализ слова. Отдельное внимание нужно уделить анализу и синтезу обратного слога типа «ап», а также уточнению артикуляции согласных звуков.Следует вести работу по обучению старших дошкольников с ФФН выделению последнего согласного в слове типа «суп», а также выделению начальных согласных в словах типа «сок». Постепенно усложняя работу, необходимо учить старших дошкольников с ФФН выделять ударные гласные из положения после согласных в словах типа «сом». Затем перейти к обучению проведения анализа и синтеза прямого слога типа «са». Одно из основных направлений работы – проведение старшими дошкольниками с ФФН полного звукослогового анализа и синтеза слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа «стол», «стул», а также двухсложных с закрытым слогом типа «кошка» и трёхсложных типа «панама», произношение которых не расходится с написанием. находящийся в тесном контакте с ребенком.Таким образом, подготовка к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ведется по следующим направлениям: умение узнавать и соответственно различать звуки, входящие в состав родного языка, выработка правильного звукопроизношения, различение звуков в свободной речи, развитие умения проводить звукослоговой анализ слов.
