Публикации ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Автор: Иванова Алевтина Ивановна Черникова Ирина Борисовна

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ранний и младший дошкольный возраст – период, когда закладываются первоначальные способности, обусловливающие возможность приобщения ребёнка к различным видам деятельности.
В настоящее время вопросы воспитания и развития детей в раннем возрасте привлекают внимание специалистов разных профессий. Врачи, педагоги, учёные, психологи, музыканты – каждый в своей области исследует возможности развития маленького ребёнка в первые годы его жизни.
Имеется опыт обучения плаванию детей с двух месяцев, лазанью по миниатюрной шведской стенке – с четырёх-пяти месяцев, чтению – на третьем году жизни путём печатания на мониторе. Безусловно, каждый такой опыт должен быть рассмотрен с точки зрения его полезности и необходимости для эффективного воспитания детей этого возраста. Несомненно одно – имеющиеся данные говорят о больших потенциальных возможностях ребёнка.
Что же касается области музыкального развития, то именно здесь встречаются примеры раннего проявления музыкальности. С первого дня рождения ребёнок получает ряд впечатлений, среди которых есть и музыкальные. Это прежде всего, голос матери с убаюкивающими или оживлёнными интонациями, звуки детских музыкальных игрушек. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка. Он выделяет музыку из всех получаемых впечатлений, отличает от шума, сосредоточивает на ней своё внимание, оживляется, прислушивается, радуется, иногда рано начинает подпевать взрослым.
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребёнка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо использовать её как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого с ребёнком, создаёт основу для эмоционального контакта между ними.
Необходимо организовать музыкальное воспитание маленьких детей так, чтобы учитывались их возрастные особенности, задачи всестороннего развития и специфика музыкального искусства.
Содержанием музыкального воспитания в первые годы жизни ребёнка является приобщение его к разным видам музыкальной деятельности, формирование внимания и интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков.
В этот период прежде всего формируется восприятие музыки. Оно занимает ведущее место в музыкальном воспитании детей младшего возраста, поскоку их исполнительская деятельность незначительна. Восприятие музыки характеризуется эмоциональной отзывчивостью на неё. В начале эмоциональный отклик на музыку представляет собой не столько сопереживание её содержания, сколько внешнее проявление ребёнка, связанное с музыкой. Ему нравится благозвучие и он заметно оживляется, радуется.
При организованном воздействии музыки можно отметить уже на первом году жизни ребёнка некоторую динамику в его эмоциональном состоянии. Он по-разному реагирует на музыку контрастного характера (плясовую и колыбельную). Постепенно музыкальные впечатления детей становятся более разнообразными при использовании музыки разного характера.
Полноценным восприятие музыки будет в том случае, если воспринимается не только характер произведения, но и развитие музыкального образа, средства выразительности музыки.
Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слушать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения, вступление и заключение. Дети четвёртого года жизни могут различать в пьесах регистры, тембры звучания двух-трёх детских музыкальных инструментов, уверенно определяют динамику /тихо-громко/, узнают знакомые песни и пьесы. Таким образом, намечается линия постепенного развития восприятия музыки детьми. Педагог должен хорошо её себе представлять, ставить всё более усложняющиеся задачи и отчётливо знать, что нового для развития восприятия может дать детям предлагаемая для слушания песня или пьеса.
В развитии всех видов музыкальной деятельности детей раннего и младшего
дошкольного возраста особенно существенно формирование музыкально-сенсорных способностей. Основу этого формирования составляет вслушивание ребёнком, различение и воспроизведение им четырёх свойств музыкального звука (высоты, длительности, тембра и силы). Дети сравнивают музыкальные звуки по сходству и контрасту, воспроизводят их в певческих интонациях, ритмических движениях, в игре на некоторых музыкальных инструментах.
Музыкальная деятельность и различные задания на развитие музыкально-сенсорных способностей осваиваются детьми младшего дошкольного возраста на основе подражания педагогу. На ранних этапах развития маленького ребёнка подражание рассматривается как активная форма деятельности, в процессе которой малыш осваивает окружающее.
Младшие дошкольники ещё мало что умеют, их многому надо учить, они всё усваивают, подражая примеру педагога. Дети часто приучаются, особенно в группах раннего возраста, к стереотипным действиям, привыкают выполнять задание по показу, по словесному диктанту. Это не может не сказаться отрицательно на возникновении у них самостоятельных музыкальных действий и на активном освоении ими основных видов музыкальной деятельности. Поэтому на каждом музыкальном занятии надо предусматривать и самостоятельные действия детей. Важно, чтобы этот процесс сразу шёл по правильному пути с учётом особенностей музыкального искусства и возрастных возможностей маленького ребёнка.
-