Публикации Роль театрализованной деятельности в реабилитации детей с ОВЗ

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль театрализованной деятельности в реабилитации детей с ОВЗ
Автор: Шишкина Наталья Юрьевна

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗШишкина Наталья Юрьевна, воспитатель ГБУ РХ Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностямиТеатрализованная деятельность в педагогике и психологии играет огромную роль. Особенно она актуальна в решении проблем в реабилитации детей с ОВЗ. Некоторые воспитанники нашего Саяногорского реабилитационного центра нередко относятся к группе детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, такие как: дети с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с РАС, с ЗПР, умственной отсталостью. Цель театральной деятельности заключается в адаптации детей в социальной среде, формировании положительных личностных качеств. Достижение положительного терапевтического результата и психо-эмоциональной коррекции происходит благодаря комплексной деятельности, которая сочетает в себе актерскую игру, пение, танцевальные движения, художественно-изобразительное творчество. Занятия театрализованной деятельностью помогают компенсировать и гармонизировать психику ребенка, снимая некоторые комплексы. В данном виде деятельности происходит активное развитие умственных способностей, волевых качеств, эмоциональной составляющей; происходит эффективная коррекция коммуникативной сферы у детей школьного возраста с отклонениями в развитии и нарушении интеллекта.Очень важны для детей с ОВЗ отношения в коллективе. Театрализованная деятельность способствует вовлечению данной категории детей в совместную коллективную деятельность. Задача педагога – создать комфортную дружественную микросреду, в которой дети себя будут чувствовать одним творческим целым. Для этого педагог должен изучить особенности организации деятельности, подобрать приемы, организовать всех детей и привлечь к театрализованной деятельности детей с ОВЗ. Коллективная работа обучает нормам достойного поведения, формирует нравственные качества, а так же способствует всестороннему эстетическому развитию.В нашем реабилитационном центре процесс совместной деятельности педагога с детьми не исключает театрализованную деятельность, будь то подготовка к мероприятию, непосредственно мероприятие с педагогом организатором, занятия в группе и игротеке, постановок кукольного театра. Очень часто материалом служат сказки - народные, авторские. Педагог создает благоприятные условия для организации совместной деятельности, предоставляя детям возможность творческого поиска, реализации собственных замыслов, проявления самостоятельности. В процессе сотворчества усваиваются правила взаимоотношений, формируются такие навыки, как способность видеть и слышать своих товарищей, взаимодействовать, помогать. Через жесты, мимику, движения и позы дети способны передавать свое эмоциональное состояние.Театрализованная деятельность опирается на диагностические данные ребенка, нормы развития. В результате практической деятельности ребенок может усвоить материал, ему очень важно видеть результаты своей деятельности. В процессе у ребенка с ОВЗ происходит компенсация нарушенных функций. Далее - личностное развитие, ребенку легче преодолевать стеснение, чувство скованности. У детей возникает чувство доверия. В период подготовки дети уже выступают в различных ролях: актеры, режиссеры, сценаристы, зрители. Далее проигрывают роли разных персонажей Нужно ли говорить о том, что через театрализованную деятельность отлично происходит развитие речи, внимания, воображения, фантазии, находчивости?Каждая постановка, мероприятие для детей становится событием, несущим за собой яркие впечатления. В театрально-игровую деятельность вовлечены все дети, не зависимо от особенностей здоровья. Роли для детей подбираются таким образом, чтобы дети смогли с ними справиться и проявить свой талант.В нашем реабилитационном центре создаются необходимые условия для успешного развития детей в ходе театрализованной деятельности: имеются импровизированные декорации, мультимедийное оборудование. Кабинет педагога – организатора оснащен костюмами, различными масками, имеется теневой, настольный, кукольный театр. Иногда совместно с детьми изготавливаются простейшие маски своими руками из подручного материала. Детям очень нравятся перевоплощения, они имитируют звуки, жесты.Театрально-игровая деятельность помогает детям с особенностями здоровья получать опыт таких ситуаций, которые в реальной жизни они еще не встречали. Эмоциональный опыт, коммуникативный. Так же помогает расширять жизненный опыт в целом и является средством борьбы со страхами публичного выступления, средством воспитания уверенности в себе. Для более ранимых и неуверенных в себе детей театральное искусство прибавляет решительности и смелости. В зависимости от результатов, от игр можно переходить к театрализации сказки. Воспитатель обязательно отбирает материал, поддающийся восприятию детей. Ценный навык формируется у детей в процессе театральных игр – умение общаться, находить общий язык с другими детьми и взрослыми, искать пути решения в тяжелой ситуации. Ценным педагогическим достижением становится и то, что дети с ОВЗ приобретают веру в себя и собственные силы, повышается самооценка. Дети ощущают огромный спектр положительных эмоций. В настоящее время, к сожалению, увеличилось количество детей с ОВЗ, пути решения проблем требуют большего внимания. Один из эффективных способов коррекции речи и развития коммуникативных способностей является театрализованная деятельность. Помимо этого, она имеет терапевтический эффект. Театрализованная деятельность стоит, чуть ли не на первом месте среди форм обучения, так как в ней взаимосвязаны игра, воспитание, обучение. Через театральную игру ребенку с ОВЗ легче воспринимать информацию об окружающем мире. Как показывает практика, дети с неимоверной любовью занимаются театральной игрой, у них формируется интерес к литературе. Дети начинают понимать, что они не одни, что они приняты в дружескую компанию единомышленников. При организации такой деятельности мы решаем проблему не только эмоционально-волевой сферы ребенка, социализации и нравственного воспитания, так же повышается уровень познавательной активности, что ведет к результативности обучения в школе.Одной из форм работы, которую мы практикуем – это прослушивание аудио сказок, на фоне которых дети проигрывают сюжет, используя мимику, жесты, определенные движения и эмоции. Детям очень нравится такая работа «дублера». Это дает понимание, что важной составляющей для передачи своего эмоционального состояния является не только речь, но и различные жесты и мимика. Но, не смотря на это, важно у ребенка сформировать представление о том, что занимаясь актерской игрой, нужно уметь четко говорить, красиво двигаться, подбирать костюм. Для формирования этих качеств мы используем игры и упражнения, направленные на формирование интонации, дыхания, эмоции и двигательных способностей. Для развития памяти, воображения можно использовать этюды, пальчиковый театр. Занятия можно разделить по этапам: игра-имитация человеческих действий, животных и птиц (проснулись – потянулись, полетели птицы); имитации эмоций человека (выглянуло солнышко – дети обрадовались, похлопали в ладоши); игра-имитация поочередных действий с передачей эмоций главных героев (мышка увидела кошку, напугалась и спряталась в норку); игра-имитация известных сказочных героев (мишка косолапый по лесу идет); игра-экспромт под музыкальное сопровождение, бессловесная игра-экспромт по словам сказок, которые рассказывает воспитатель (Е. Панасова «Котенок», З. Александрова «Дед Мороз», К. Ушинский «Бодливая корова», «Дятел», В. Чарушин «Про зайчат»; ролевой разговор героев сказок («Колобок», «Заячья лапка», «Про обезьянку»); игра-драмматизация согласно народным сказкам. Для формирования жизненно важных навыков детей с ограниченными возможностями, театрализованные игры помогают нам не только улучшать эмоционально-волевую сферу детей, но увеличить их социальную важность среди сверстников. Наши ребята учатся формировать свои эмоции, понимать чувства других, общаться друг с другом. Подводя итоги, можно отметить, что театрализованная деятельность является одной из важных методов реабилитации детей с ОВЗ, которая: - учит общению и взаимодействию с людьми; - помогает справиться с внутренними трудностями, переживаниями;- благотворно влияет на каждого, дает уверенность в себе; - способствует социальной адаптации, помогает накапливать опыт чувств, эмоций, жизненный опыт; -прививает интерес к театральному искусству, литературе, музыке.Театрализованная деятельность в реабилитации детей с ОВЗ младших школьников помогает адаптироваться к окружающим его условиям, развитию трудовых навыков, памяти, мышления, общения, повышения самооценки и мотивации.Список литературы:Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Методическое пособие/ Изд. 2-ое, испр., и доп. Москва.: АРКТИ, 2002Нурмуратова, А. К. Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения/ Педагогика: традиции и инновации, Челябинск: Два комсомольца, 2014Методическое пособие по организации инклюзивных театральных школ «Театральный проект как пространство для всестороннего развития слепоглухих людей и людей с другими особенностями здоровья», Москва : Инклюзион, 2018
-