Публикации
Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока
Автор: Алешечкина Марина Николаевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока
Автор: Алешечкина Марина Николаевна
КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПООРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКАОткрытое учебное занятие (урок) является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы педагога, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ПК, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы со студентами.Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.Открытые занятия для всех преподавателей учебного заведения направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию учебно- воспитательного процесса.Требования к открытому занятиюУровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие.Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию.Новый подход к образованию – урок называется современным, где преподаватель вместе со студентами на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а студент воспринимается преподавателем как творец своего знания.Основные компоненты современного урока:Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность студентов к уроку, порядок и дисциплина.Целевой – постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.Мотивационный – определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.Коммуникативный – уровень общения преподавателя с группой.Содержательный – подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.Технологический – выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности студента на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Ваше отношение?Требования к современному уроку:хорошо организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь активное начало и рефлексивное окончание; преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов, на уроке четко сформулирована тема, цель, задачи урока; урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направлять студентов на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками; преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность студентов; вывод делают сами обучающиеся; минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества; времясбережение и здоровьесбережение; в центре внимания урока — студенты; учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль группы, стремление учащихся, настроение студентов; умение демонстрировать методическое искусство преподавателя; планирование обратной связи; урок должен быть добрым. ОТЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ОТ УРОКА ПО ФГОС СПООсновные типы уроков по ФГОСНовые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели:Деятельностная: научить студентов новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.Содержательная: сформироватьсистемуновыхпонятий,расширитьзнания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.Структура урока обретения новых знанийТип №2. Урок рефлексии Цели:Деятельностная: формировать у студентов способность к рефлексии коррекционно- контрольного типа, научить студентов находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.Структура урока-рефлексииТип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: научить студентов структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.Структура урока систематизации знанийТип №4. Урок развивающего контроля Цели:Деятельностная: научить студентов способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка студентов.Структура урока развивающего контроляВиды уроков для каждого типа урокаПамятка-алгоритм для самоанализа урокаПамятка-алгоритм для самоанализа урока преподавателем предусматривает ответы на следующие вопросы:Каков замысел, план данного урока и почему он является таким? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается? Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными дисциплинами? Каким образом были учтены программные требования к уроку? Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения? Почему был избран именно этот тип урока? Какие особенности студентов были учтены при подготовке к уроку и почему? Какие задачи ставились и решались на уроке и почему? Почему была избрана именно такая структура урока? Как осуществлялось управление учебной деятельностью студентов (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к студентам на уроке? Какие условия были созданы для проведения урока: учебно-материальные, морально-психологические, гигиенические, эстетические, временные (как осуществлялась экономия времени)? Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования? Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки студентов? Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока? Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому? Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее? Какова общая самооценка урока педагогом? ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯПриёмы,соответствующиеобъяснительно–иллюстративномуметоду обучения интонационноевыделениепреподавателемлогическиважныхмоментов изложения; повторное, более краткое предъявление обучающимся готового знания; подробное резюмирование преподавателем каждого отдельного законченного этапа изложения; сопровождениеобобщенныхвыводовпреподавателемприведением конкретных примеров; демонстрация обучающимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов; предъявление обучающимся готового плана в ходе изложения; предъявление обучающимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла; инструктаж обучающихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.); намек-подсказка, содержащая готовую информацию. Приёмы, соответствующие репродуктивному методу обучения задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач; задание обучающимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач; задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач; задание обучающимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.); задание обучающимся на заполнение схем, таблиц вслед за преподавателем; задание обучающимся на раскодирование алгоритма; организацияусвоенияобучающимсястандартныхспособовдействияс помощью ситуации выбора; задание обучающимся на описание какого-либо объекта по образцу; заданиеобучающимсянаприведениесобственныхпримеров,очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.; наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия. Приемы, соответствующие методу проблемного изложения контрдоводыпреподавателяпредполагаемомуоппонентувпроцессе изложения; предъявление обучающимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ преподавателем полученных при этом результатов; раскрытие преподавателем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем; обсуждение преподавателем возможных последствий, сделанных из неверных предположений; членениеизлагаемогопреподавателемматериаланаразвивающиеся смысловые моменты; фиксирование внимания обучающихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач; интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса; установка преподавателя на мысленное решение обучающимися логического задания, выдвинутого в ходе изложения; риторические вопросы преподавателя в ходе изложения; предъявление обучающимся конфликтного примера. Приемы, соответствующие частично – поисковому методу обучения включениеобучающихсяваргументациювыдвинутойпреподавателем гипотезы; задание обучающимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного преподавателем; наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней; заданиеобучающимсянапоискошибокврассуждениях(действиях) требующее оригинальной мысли; организацияконкретныхнаблюденийобучающихся,побуждающихк формулированию проблемы; задание обучающимся на обобщение фактов, изложенных преподавателем в специальной последовательности; показ способа действия с частичным раскрытием внутренних связей; задание обучающимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной преподавателем; демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности, ориентирующее обучающихся на выдвижение проблемы. Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения задание обучающимся на самостоятельное составление нестандартных задач; задание обучающимся с несформулированным вопросом; задание с избыточными данными; задание обучающимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений, опыта; задание обучающимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций; задание обучающимся на отыскание границ применяемости полученных результатов; задание обучающимся на определение степени достоверности полученных результатов; задание обучающимся на вычисление механизма протекания явления; задание обучающимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”. Образец оформления конспекта урокаТема урока Специальность/профессия Цель урока Задачи урока Тип урока Знания, умения Формируемые компетенции Ресурсы учебного занятия Межпредметные связи Ход урока (общеобразовательный учебный цикл)Ход урока (общепрофессиональный учебный цикл)Содержание учебного материала подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью, оно должно соответствовать ФГОС. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с профессией (специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами обучающихся.Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Преподаватель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающихся и не быть недостаточным. Преподавателю необходимо обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом.
