Публикации Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации по организации и проведению открытого урока
Автор: Алешечкина Марина Николаевна

КРАТКИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПООРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ОТКРЫТОГО УРОКАОткрытое учебное занятие (урок) является формой распространения и пропаганды передового опыта, формой методической работы педагога, действенным элементом учебного и воспитательного процесса.Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, анализ дидактической эффективности использования технических средств обучения и применения ПК, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса.Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является демонстрация методики преподавания, совершенствование отдельных приемов, педагогических находок, формирование системы учебно-воспитательной работы со студентами.Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения.Открытые занятия для всех преподавателей учебного заведения направлены на оказание помощи им в решении педагогических задач по совершенствованию учебно- воспитательного процесса.Требования к открытому занятиюУровень открытого занятия должен отражать научность и точность фактического материала, использование последних достижений науки в рассматриваемом вопросе, реализацию учебных, воспитательных и развивающих задач.Методическая оптимальность занятий должна определить: правильность выбранного вида использования наглядности, ТСО, новых методов в обучении; правильное распределение времени на структурные элементы занятия и другие составляющие.Применение новых педагогических технологий, приемов и методов преподавания, при помощи которых реализуются цели занятия, формирование знаний, умений и навыков на основе самостоятельной познавательной деятельности студентов, являются основными требованиями к открытому занятию.Новый подход к образованию – урок называется современным, где преподаватель вместе со студентами на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а студент воспринимается преподавателем как творец своего знания.Основные компоненты современного урока:Организационный – организация группы в течение всего урока, готовность студентов к уроку, порядок и дисциплина.Целевой – постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы.Мотивационный определение значимости изучаемого материала как в данной теме, так и во всем курсе.Коммуникативный уровень общения преподавателя с группой.Содержательный подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.Технологический выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данной группы и т.п.Контрольно-оценочный – использование оценки деятельности студента на уроке для стимулирования его активности и развития познавательного интереса.Аналитический – подведение итогов урока, анализ деятельности студентов на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока. Ваше отношение?Требования к современному уроку:
  • хорошо организованный урок в оборудованном кабинете должен иметь активное начало и рефлексивное окончание;
  • преподаватель должен спланировать свою деятельность и деятельность студентов, на уроке четко сформулирована тема, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: преподаватель сам нацеливается на сотрудничество со студентами и умеет направлять студентов на сотрудничество с преподавателем и одногруппниками;
  • преподаватель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность студентов;
  • вывод делают сами обучающиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока студенты;
  • учет уровня и возможностей обучающихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль группы, стремление учащихся, настроение студентов;
  • умение демонстрировать методическое искусство преподавателя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.
  • ОТЛИЧИЯ ТРАДИЦИОННОГО УРОКА ОТ УРОКА ПО ФГОС СПООсновные типы уроков по ФГОСНовые образовательные стандарты предлагают выделять четыре основных типа уроков в зависимости от поставленных целей:Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков Цели:Деятельностная: научить студентов новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.Содержательная: сформироватьсистемуновыхпонятий,расширитьзнания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.Структура урока обретения новых знанийТип №2. Урок рефлексии Цели:Деятельностная: формировать у студентов способность к рефлексии коррекционно- контрольного типа, научить студентов находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.Структура урока-рефлексииТип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) Цели:Деятельностная: научить студентов структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.Структура урока систематизации знанийТип №4. Урок развивающего контроля Цели:Деятельностная: научить студентов способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка студентов.Структура урока развивающего контроляВиды уроков для каждого типа урокаПамятка-алгоритм для самоанализа урокаПамятка-алгоритм для самоанализа урока преподавателем предусматривает ответы на следующие вопросы:
  • Каков замысел, план данного урока и почему он является таким?
  • Каково место урока в теме, разделе, курсе?
  • Как он связан с предыдущими уроками, на что в них опирается?
  • Как он «работает» на изучение последующих вопросов данной темы, следующих тем, разделов программы, как он связан с другими учебными дисциплинами?
  • Каким образом были учтены программные требования к уроку?
  • Как были учтены особенности содержания урока при выборе форм, методов и средств обучения?
  • Почему был избран именно этот тип урока?
  • Какие особенности студентов были учтены при подготовке к уроку и почему?
  • Какие задачи ставились и решались на уроке и почему?
  • Почему была избрана именно такая структура урока?
  • Как осуществлялось управление учебной деятельностью студентов (стимулирование, организация, контроль, оценка, работа над ошибками)? Как осуществлялся дифференцированный подход к студентам на уроке?
  • Какие условия были созданы для проведения урока:
  • учебно-материальные,
  • морально-психологические,
  • гигиенические,
  • эстетические,
  • временные (как осуществлялась экономия времени)?
  • Были ли отклонения (или усовершенствования) по отношению к плану в ходе урока? Если да, то какие? Почему в них возникла необходимость? К чему привели эти отклонения и усовершенствования?
  • Удалось ли решить на необходимом уровне поставленные задачи урока и избежать при этом перегрузки студентов?
  • Каковы причины успехов и недостатков проведенного урока?
  • Что в данном уроке стоило бы изменить, сделать по-другому?
  • Какие выводы из результатов урока необходимо сделать на будущее?
  • Какова общая самооценка урока педагогом?
  • ПРИЁМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Приёмы,соответствующиеобъяснительноиллюстративномуметоду обучения
  • интонационноевыделениепреподавателемлогическиважныхмоментов изложения;
  • повторное, более краткое предъявление обучающимся готового знания;
  • подробное резюмирование преподавателем каждого отдельного законченного этапа изложения;
  • сопровождениеобобщенныхвыводовпреподавателемприведением конкретных примеров;
  • демонстрация обучающимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
  • предъявление обучающимся готового плана в ходе изложения;
  • предъявление обучающимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
  • инструктаж обучающихся (по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п.);
  • намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
  • Приёмы, соответствующие репродуктивному методу обучения
  • задание обучающимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
  • задание обучающимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
  • задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
  • задание обучающимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
  • задание обучающимся на заполнение схем, таблиц вслед за преподавателем;
  • задание обучающимся на раскодирование алгоритма;
  • организацияусвоенияобучающимсястандартныхспособовдействияс помощью ситуации выбора;
  • задание обучающимся на описание какого-либо объекта по образцу;
  • заданиеобучающимсянаприведениесобственныхпримеров,очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
  • наводящие вопросы обучающимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
  • Приемы, соответствующие методу проблемного изложения
  • контрдоводыпреподавателяпредполагаемомуоппонентувпроцессе изложения;
  • предъявление обучающимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ преподавателем полученных при этом результатов;
  • раскрытие преподавателем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
  • обсуждение преподавателем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
  • членениеизлагаемогопреподавателемматериаланаразвивающиеся смысловые моменты;
  • фиксирование внимания обучающихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
  • интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
  • установка преподавателя на мысленное решение обучающимися логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
  • риторические вопросы преподавателя в ходе изложения;
  • предъявление обучающимся конфликтного примера.
  • Приемы, соответствующие частично поисковому методу обучения
  • включениеобучающихсяваргументациювыдвинутойпреподавателем гипотезы;
  • задание обучающимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного преподавателем;
  • наводящие вопросы обучающимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
  • заданиеобучающимсянапоискошибокврассуждениях(действиях) требующее оригинальной мысли;
  • организацияконкретныхнаблюденийобучающихся,побуждающихк формулированию проблемы;
  • задание обучающимся на обобщение фактов, изложенных преподавателем в специальной последовательности;
  • показ способа действия с частичным раскрытием внутренних связей;
  • задание обучающимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной преподавателем;
  • демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности, ориентирующее обучающихся на выдвижение проблемы.
  • Приемы, адекватные исследовательскому методу обучения
  • задание обучающимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
  • задание обучающимся с несформулированным вопросом;
  • задание с избыточными данными;
  • задание обучающимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений, опыта;
  • задание обучающимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
  • задание обучающимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
  • задание обучающимся на определение степени достоверности полученных результатов;
  • задание обучающимся на вычисление механизма протекания явления;
  • задание обучающимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
  • Образец оформления конспекта урокаТема урока Специальность/профессия Цель урока Задачи урока Тип урока Знания, умения Формируемые компетенции Ресурсы учебного занятия Межпредметные связи Ход урока (общеобразовательный учебный цикл)Ход урока (общепрофессиональный учебный цикл)Содержание учебного материала подбирается преподавателем в соответствии с темой занятия и его целью, оно должно соответствовать ФГОС. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с профессией (специальностью), потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами обучающихся.Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Преподаватель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать обучающихся и не быть недостаточным. Преподавателю необходимо обеспечить связь содержания данного занятия с предыдущим занятием и ранее изученным материалом.
    -