Публикации Конспект занятия "Тундра-климатическая зона России"

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Конспект занятия "Тундра-климатическая зона России"
Автор: Калачева Татьяна Петровна

Конспект занятия по познавательно-речевому развитию вподготовительной группе:«Тундра – климатическая зона России.»Цели: дать детям представление о природных условиях тундры (холодно, полярная ночь, короткое прохладное лето, полярный день), о животном и растительном мире;расширять словарный запас детей: мох, тундра, яранга, северное сияние, чукчи, пурга, полярная ночь;развивать внимание, логическое мышление, любознательность, эстетический вкус;воспитывать интерес к разнообразию природы.Оборудование: глобус, карта России, иллюстрации животного и растительного мира тундры, разрезные картинки ( медведь, олень), видео запись( сияние), аудио запись мелодии, альбомные листы, пастель.Ход занятия.(Дети стоят вокруг воспитателя, в руках которого глобус.)- Что это такое?- Сколько материков на нашей планете Земля? (Америка, Африка, Австралия, Евразия, Антарктида.)- В какой стране мы живём? (Россия)- На каком материке она находится? (Евразия)- Вот он материк Евразия, и здесь находится наша страна Россия.Россия— самая большая страна в мире. Чтобы пересечь её из конца в конец, надо лететь на самолёте целый день, а на поезде ехать несколько дней! Вот в какой большой стране мы живём! Сегодня мы совершим путешествие на Крайний Север нашей Родины.- На чём отправимся в путешествие?- Давайте на самолёте. Чтобы побыстрее. Занимайте свои посадочные места. (садятся за столы.)- Посмотрите ещё раз на карте, где находится Россия. А вот здесь вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется тундра.- Ну, что ж отправляемся в путешествие. (включаю аудио запись мелодии.)- Пока мы летим, я прочитаю вам стихотворение.На севере снега, мороз,Суровая природа.На небе хороводы звёзд,А солнца нет полгода.Н. Забила.- Вот мы и в тундре. (открываю иллюстрации на доске.)- Как вы думаете, какой климат на севере? Почему? (Холодный)- Правильно, на севере нашей страны очень холодно. Север – это царство льдов и снегов. Там долгие суровые снежные зимы, а лето короткое и холодное. Зимой в тундре совсем не бывает солнца, наступает полярная ночь. Дуют сильные ветры, бушуют вьюги. Лето короткое и прохладное. Весь день и всю ночь светит солнце – полярный день.- Как вы думаете, можем мы встретить здесь растения? Они будут высокими или низкими? Почему?- Почва не успевает прогреваться, а растения не успевают вырастать. В основном в тундре растут мох, лишайники, грибы, ягоды, очень маленькие деревца, которые называются карликовыми. Но, несмотря на короткое холодное лето, есть в тундре и своя прелесть. Весной, когда пригреет солнышко, вся тундра вдруг расцветает и становится похожей на прекрасный цветущий ковёр. Поспевают вкусные ягоды. Например, голубика. Почему её так назвали? Правильно, она голубого цвета. (показ иллюстраций растительного мира)- А теперь подумайте, как животные приспосабливаются к жизни в тундре?- Правильно, они имеют густую шерсть, толстый подкожный слой жира, птицы – пушистое оперение, светлую окраску. Каких животных тундры вы знаете? (белый медведь, олень, моржи, тюлени, песец, волк.)- А теперь разделимся на команды, и каждая команда будет собирать разрезные картинки (северный олень, белый медведь.)- Что у вас получилось? (рассказ одного ребёнка об олене, другого о медведе.)- Белый медведь – самый крупный хищник. Превосходно плавает и ныряет, быстро передвигается по льду. Питается детёнышами моржей, тюленями, рыбой, реже – ягодами, мхом и лишайниками. Детёнышей медведица выращивает одна до двухлетнего возраста.- Северный олень – крупное животное, имеет широкие копыта, они позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь, ими же он разгребает снег, чтобы достать себе корм – траву, ягель. Олени помогают песцам, совам и куропаткам найти корм. Они находят его там , где копытами олень разгребает снег. Олени прекрасно плавают. Оленей преследуют волки.- А эти животные вряд ли вам знакомы. Их можно встретить только на севере, они нигде больше не водятся. Это полярная сова, лемминг – маленький зверёк, похожий на мышь, песец – зверёк с очень ценным красивым мехом.- Летом в тундре очень много насекомых: комаров, оводов, которые тучами носятся в воздухе. Почему много насекомых? (заболоченность)- Такое большое количество насекомых привлекает птиц. На лето сюда прилетает много птиц, но на зиму остаются полярные совы и полярные куропатки, так как они могут и зимой найти себе пищу (мышей-пеструшек).- На Крайнем Севере живут чукчи, ненцы, коми. Посмотрите на этих мужественных людей. Они живут в очень тяжёлых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Крайний Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Посёлки на Крайнем Севере небольшие, там расположены школы, детские сады, больницы, магазины. А вот живут чукчи в тундре. Как же дети добираются до школы и детского сада? А по-разному: на оленьей упряжке, на вездеходе в сильную пургу и даже на вертолёте (показ иллюстраций) Живут чукчи в специальных удобных домах, похожих на палатки, сделанных из оленьих шкур, называются эти дома яранги. Такие дома хорошо защищают от ветра и холода, легко собираются и разбираются. Чукчам это нужно для того, чтобы переезжать с места на место. Ведь их основное занятие – оленеводство. Чукчи разводят оленей и кочуют вместе с ними по тундре. Когда в одном месте мох, который едят олени, заканчивается, чукчи переезжают на новое место.- Давайте повторим, как называется дом чукчей?- Когда в тундре наступает короткое лето, чукчи занимаются рыболовством, охотой. Местные жители называют тундру милым краем. Есть на Крайнем Севере и свои чудеса: когда тёмное синее небо вдруг озаряется разноцветными всполохами. Нигде больше нельзя наблюдать такое красивое явление.(дети садятся на ковёр) (видео запись)- А теперь возвращаемся в детский сад. Займите свои посадочные места. (включаю музыку)- Ну, вот мы и возвратились из Крайнего Севера в детский сад. Расскажите, где мы с вами сегодня побывали?- Что особенного в природе Крайнего Севера?- Как называется коренное население тундры?- Как называется их жилище?- Чем занимаются чукчи зимой? Летом?- Каких животных Крайнего Севера вы знаете?- Какие растения?- А теперь предлагаю вам нарисовать, что особенного вам понравилось в тундре. (рисуют под музыку.)
-