Публикации
ПРОЕКТ " Развитие ЭМП с помощью дидактических игр с крышками"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ " Развитие ЭМП с помощью дидактических игр с крышками"
Автор: Калачева Татьяна Петровна Чирикина Наталья Владимировна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: ПРОЕКТ " Развитие ЭМП с помощью дидактических игр с крышками"
Автор: Калачева Татьяна Петровна Чирикина Наталья Владимировна
Муниципальное учреждение «Управление образования Администрации города Лабытнанги»МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА«Едэйко»Проект «Развитие ЭМП у детей с помощью дидактических игр с крышечками»Проект практико – ориентированный, групповой, Долгосрочный -2024-2028ггУчастники проекта – дети – с младшей по подготовительную группу педагоги группы, родителиАвтор проекта: Калачева Т.П., Чирикина Н.В. воспитатель 2024 г.Паспорт проектаНазвание проекта: «Развитие ЭМП у детей с помощью дидактических игр с крышечками»Разработчики проекта: Калачева Т.П.– воспитатель, Чирикина Н.В.- воспитатель.Цель: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста, с помощью дидактических игр с пластиковыми разноцветными крышками. Развитие мелкой моторики, координации, пространственного мышления, сенсорных ощущений, творческого воображения, внимания, памяти, фантазии и усидчивости, формированию познавательной активности. Создать благоприятные условия для формирования элементарных математических представлений у детей, обеспечить успешное развитие детей посредством дидактических игр математического содержания и занимательного материала.Задачи: Обучающие:-проанализировать учебно-методическую литературу по вопросам ЭМП у детей, с младшего возраста по подготовительную группу.-дополнить дидактический материал по сенсорному развитию детей младшего возраста и последующих возрастов. -отобрать наиболее эффективные приемы и методы активизации познавательной деятельности на занятиях по математике с детьми. -создать максимально благоприятные условия для раннего выявления и развития интересов, склонностей и способностей ребенка по математике.-систематизировать подобранный материал (пластиковые крышки) для использования на занятиях в виде практического материала и рекомендаций по их использованию.-разработать систему игр, обеспечивающих последовательное развитие математических навыков в условиях игровой деятельности с крышками.- разработать консультацию и буклеты для родителей с рекомендациями по «Развитию игровой деятельности детей с крышками в домашних условиях», «Развитие сенсорных способностей детей посредством игр с крышками из собственного опыта», «Перечень дидактических игр с пластиковыми крышками» и т.д.Развивающие: - развивать познавательную активность детей через дидактические игры, с нестандартным занимательным материалом разноцветными крышками.-развивать представление детей о геометрических фигурах, цветах спектра (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный),с величиной (большой и маленький). познакомиться со счетом и цифрами.-Закреплять понятие «Утро», «День», «Вечер», «Ночь», название дней недели и т.п.-расширять и активизировать словарный запас детей; - развивать память, внимание, мелкую моторику рук;-развивать творческие способности детейВоспитывающие:-воспитывать доброжелательность, аккуратность-умение работать в коллективе-воспитывать усидчивость-интерес к конечному результату деятельности. Участники проекта:1. Дети 2. Педагоги группы3. РодителиСроки реализации проекта:Сентябрь 2024г.- май 2028 г.Ожидаемые результаты: положительная динамика мониторинга по ФЭМП у детей; формирование операций логического мышления (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение); применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы; осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью дидактических игр с занимательным материалом (пластиковыми крышками), расширение знаний родителей о занимательном материале; развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей. Введение «Без математики вы ничего не сможете сделать. Всё вокруг вас - математика. Все вокруг вас - числа» Шакунтала Деви.Одна из основных задач дошкольного образования – математическое развитие ребёнка. Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи. Это ещё и развитие способности видеть, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками, символами.Особая роль при этом отводится нестандартным дидактическим средствам. Сегодня- это дидактические игры с пластиковыми крышками, наглядные модели и др. Нетрадиционный подход позволяет раскрыть новые возможности этих средств.Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового и учебного взаимодействия. Создание условий, которые обеспечивают развитие детей, реализация потенциальных возможностей детей относится к одной из приоритетных социальных задач общества и государства.В дошкольном детстве для маленького ребенка игра имеет важнейшее значение. «Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» – так писала выдающийся советский педагог Н.К. Крупская. Анализ состояния обучения дошкольников математике приводит многих специалистов к выводу о том, что необходимо развивать в дидактических играх наряду с функцией закрепления и повторения знаний, которая получила широкое распространение, функцию формирования новых знаний, способов и представлений познавательной деятельности. Другими словами, необходимо развивать обучающие функции игры, обучение через игру.В настоящий момент в работе с детьми широко применяются дидактические игры с использованием современного математического материала (количественное и пространственное моделирование, геометрические знания, символическое замещение и другое).Играя, с помощью пластиковых крышек дети овладевают сложными математическими понятиями, учатся считать, писать и читать. Но это является не только тренировкой, это хорошо проведенное и с пользой время вместе с ребенком. Однако, стремясь к знаниям, следует иметь определенные рамки. Самое главное – это привитие ребенку интереса к познанию. С этой целью образовательная деятельность по математике должна проходить в увлекательной игровой форме с нестандартным материалом.Анализ внешней и внутренней ситуации Повышение умственной нагрузки на занятиях по формированию элементарных математических представлений заставляет задуматься педагогов над тем, каким образом подержать у детей интерес к осваиваемому материалу, удерживать на протяжении целого занятия активность. Максимальный эффект в изучении математики можно достигнуть при использовании на занятиях дидактических игр с пластиковыми крышками, развлечений, занимательных упражнений и задач. При этом использование увлекательного и интересного математического материала пластиковых крышек, определяется с учетом возрастных особенностей детей, задач их воспитания и всестороннего развития. Необходимо детей заинтересовать математическим материалом, активизировать их логическую умственную деятельность, развлекать и увлекать детей, углублять и расширять их математические представления, закреплять приобретенные знания и умения, упражнять детей в применении умений и знаний в прочих видах деятельности. Эффективным инструментом развития математических представлений у детей является использование различных типов дидактических игр. Эти игры учат детей понимать ряд сложных математических понятий, формируют у него представление о соотношении цифры и числа, количества и цифры, развивают ориентировку в направлениях пространства и времени, учат делать выводы. Для ребенка интерес к дидактической игре с помощью крышечек, намного более чем не интересная выполняемая задача, игра притягивает его интерес, становясь тем самым толчком к развитию мышления, памяти, внимания и т.д. Игры, которые способствуют развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, развитию творческих способностей, направлены в целом на умственное развитие детей дошкольного возраста.Рассмотрим особенности дидактических игр. Дидактические игры – это один из разновидностей игр с правилами, которые направлены на решение определенных задач в обучении детей. Они широко применяются в качестве средства обучения, воспитания и развития. Отличие дидактической игры с помощью пластиковых крышек от обыкновенной заключается в том, что в ней участвуют обязательно все дети. Ее содержание, правила, методика проведения разрабатываются таким образом, что для некоторых детей дошкольного возраста, которые совершенно не испытывают интерес к математике, эти игры могут заинтересовать детей, стать отправной точкой в возникновении интереса к науке математике.Создание игровой формы занятий осуществляется с помощью игровых ситуаций и приемов, выступающих для детей в качестве средств стимулирования и побуждения их к математической деятельности.Для математической дидактической игры характерно наличие некоторой структуры, которая определяет игру и как игровую деятельность и как форму обучения. Можно утверждать, что игра – это достаточно многогранное понятие. На практике существуют разнообразные виды игр, которые можно применять в образовательной деятельности. По формам проведения игры можно разделить на индивидуальные, групповые, парные.По образовательным задачам – на игры, направленные на изучение нового материала, получение новых знаний, игры, формирующие определенные умения и навыки, и можно выделить большую группу игр, которые имеют характер контроля знаний и обобщающего повторения.По типам можно выделить ролевые, познавательные, комплексные, деловые игры.Использование дидактической игры в образовательной деятельности особенно в математике не является самоцелью, это – средство обучения и воспитания.Дидактическая игра с крышками особенно вначале это как забава, которая доставляет удовольствие ради получения знаний. В понятии «дидактическая игра» подчеркнута ее педагогическая направленность, в этом понятии отражается многообразие ее применения. В соответствии с этим можно утверждать, что применение дидактических игр при помощи пластиковых крышек в обучении математике является важным средством, которое делает образовательную деятельность дошкольников более оптимизируемой, а сами дидактические игры с крышками являются средством развития математических представлений.Ценностью дидактических игр является то, что в процессе проведения игр с крышечками дети в значительной мере приобретают новые знания самостоятельно.Игра с крышечками интересна детям, она доставляет им удовольствие и удовлетворение, оказывает положительное влияние на проведение последующих игр. Способы и материалы, которые повышают детскую эмоциональность к игре, являются главными для решения дидактических задач.Математическая составляющая в содержании игры всегда выдвигается на первый план. Только в этом случае игра будет выполнять свою роль в своем предназначении, а именно способствовать математическому развитию детей и воспитанию интереса к математике. Методика проведения дидактических игрОрганизуя дидактические игры с пластиковыми крышечками с математическим содержанием мы продумываем цель, вопросы, решения для проведения игры:1.Цель игры. Какими знаниями, умениями и навыками в области математического развития ребенок овладевает в процессе проведения данной игры? Какому моменту игры необходимо уделить больше внимание? 2.Какие дидактические пособия и материалы, кроме пластиковых крышек потребуются для проведения игры?К основным структурным компонентам дидактической игры относятся: правила, игровой замысел, игровые действия, познавательное содержание либо дидактические задачи, материалы и оборудование, результаты игры.Рассмотрим эти структурные компоненты:1.Игровой замысел выражается, в основном, в названии игры. Он закладывается в ту дидактическую задачу, которую необходим, решить в образовательном процессе. Реализуется игровой замысел часто в виде вопроса, который как бы проектирует ход игры, или может быть представлен в виде загадки. Игровой замысел в любом случае задает игре познавательный характер, к участникам игры он предъявляет определенные требования в отношении знаний.2.В каждой дидактической игре есть правила, которые определяют порядок действий и поведение детей в процессе проведения игры, способствуют созданию на занятии определенной рабочей обстановки. Поэтому правила в дидактических играх должны разрабатываться с учетом цели проводимого занятия и индивидуальных возможностей воспитанников, которые обучаются в игре. Поэтому мы создаем условия для проявления мыслительной активности, настойчивости, самостоятельности детей, для возможности появления чувства успеха и удовлетворенности у каждого ребенка. 3.Игровые действия с помощью крышек являются важной стороной математических игр, они регламентируются правилами игры, способствуют появлению познавательной активности детей, предоставляют детям возможность проявить свои способности, применить имеющиеся умения, знания, навыки для достижения цели игры. 4.Основу математической игры составляет ее познавательное содержание, которое заключается в овладении теми знаниями и умениями, которые используются при решении образовательной проблемы, которые обозначила игра.5.Оборудование и материалы математической игры в значительной мере включает в себя оборудование всего занятия в целом. Это может быть наличие технических средств обучения. Так же сюда относятся разнообразные средства наглядности: модели, таблицы, шаблоны, сделанные своими руками.6. Математическая игра всегда имеет определенный результат, который придает законченность игре и является ее финалом. Результат выступает, прежде всего, в виде решения поставленной игрой образовательной задачи и дает воспитанникам умственное и моральное удовлетворение. Для воспитателя результат игры - показатель уровня достижений усвоения знаний детьми.Дидактическая математическая задача определена целью обучения и воспитательным воздействием. Она формируется воспитателем и отражает его обучающую деятельность. Так, например, можно подбирать игры в соответствии теме проекта. Тема проекта: «Овощи» детки подбирают цвет крышек, определяют форму и в завершении считают овощи и т.п.Игровые действия составляют основу игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее сама игра для детей и тем успешнее решаются игровые математические и познавательные задачи. С помощью дидактических игр знания предоставляются не в готовом виде, а через процесс самостоятельного открытия ребенком. Заключение: Таким образом, математическая дидактическая игра с нетрадиционными материалами привлекает детей. Она проявляет себя как игровой метод обучения детей, форме обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего формирования личности ребенка, а также является средством формирования познавательной активности детей младшего и старшего дошкольного возраста в развитии математических представлений.Применение дидактических игр делает педагогический процесс более эффективным, кроме того, они способствуют развитию мышления и памяти у детей, оказывая влияние на умственное развитие ребенка. Обучая и развивая детей в процессе игры, необходимо стремиться к тому, чтобы радость от игр переходила в радость от учения. Нами преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения.Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. (Б. Паскаль) Наш детский сад «Едэйко» собирает пластиковый мусор, крышечки для переработки. Когда мы увидели разнообразие цвета крышек, возникла идея использовать крышечки для обучения детей математических навыков при помощи дидактических игр. Обычные крышки от пластиковых бутылок, тетра паков и тюбиков – одни из самых популярных развивающих материалов для детей. Какие только игры не возникли в нашей голове, потенциал поистине безграничен, и у нас появились задумки о создании математического долгосрочного проекта с помощью, крышек. Работая с детьми в детском саду, мы очень любим, проводить занятия по математике.Анализируя свою деятельность в этом направлении, ознакомившись с программой «ФОП», мы придумали свои игры с крышками. Математика для малышей в игровой, занимательной форме с помощью крышек помогает детям закрепить цвета спектра, запомнить геометрические формы, быстрее запомнить цифры, как символическом изображении числа, узнать, как образуется число, знакомит ребенка с такими понятиями, как «предыдущее число», «последующее число» и «соседи числа», решение примеров, неравенств, задач, умение разложить из двух наименьших, состав числа и т.д. Также с помощью крышек мы придумали игры на развитие мелкой моторики рук, массаж на развитие и укрепление пальцев. Радость от игровой деятельности с цветными крышечками постепенно перейдёт в радость учения, когда учиться интересно, легко - и хочется учиться.Основываясь на утверждении сотрудников «Института развития человеческого потенциала», основанного Гленом Доманом, что обучение математике нужно начинать гораздо раньше и добиться при этом гораздо лучших результатов, т.к. в этом возрасте у детей необыкновенная способность впитывать, запоминать и анализировать большие объемы информации, решили работу начинать с младшей группы. Дети младшего дошкольного возраста активно познают окружающий мир и, будто губка, впитывают новые знания. Впервые увидев большое количество разноцветных крышек, ребята заинтересовались, знакомились с этим материалом, играли самостоятельно. В течение небольшого времени ребята освоили представления о цвете, пространстве, величинах, геометрических фигурах и их свойствах, о количестве предметов. Можно сделать небольшой вывод дети, которые обладают данными сенсорно - математическими представлениями, более успешно адаптированы к социуму: они способны самостоятельно решать первые задачи, которые будут поставлены перед ними в условиях детского сада, и в школе.Описание проектаЦель проекта: Формирование математического мышления детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр с пластиковыми крышками. Обеспечить детям высокий уровень подготовки к последующему усвоению систематического курса математикиЗадачи:Развивать интеллектуально – творческие способности детей, формировать у детей мыслительные операции (анализ, синтез, аналогии), умения абстрагировать, выделять главное. Обучать математическим способам познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления; Развивать высокую познавательную мотивацию; образное и вариативное мышление, фантазию, воображение, творческие способности. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения и уважать чужое мнение; Развивать у детей высокий уровень подготовки к школе, Формировать чувства ответственности за начатое дело. Рабочая гипотеза - предполагается, что организованная работа по развитию математических способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями, посредством дидактических игр с крышками, если дидактические средства математики будут использоваться целенаправленно и систематически с учетом возрастных особенностей детей, если будут созданы благоприятные условия для интеллектуального развития дошкольников, то можно повысить уровень интеллектуальных математических способностей дошкольников, что будет способствовать более прочному и осмысленному усвоению математических знаний детьми.Новизна состоит в том, что в работе предлагается система в соответствии с современными требованиями, с использованием дидактических игр и пластиковых крышек начиная работу с детьми второй младшей группы, основываясь на совместный опыт педагогов и детей.Реализация проекта осуществляется на основе следующих принципов:1.Принцип дифференциации в воспитании - создание условий освоения знаний оптимальным для каждого ребёнка способом, темпом, объёмом. 2.Прнцип гуманизации – признание ребёнка высшей ценностью воспитания.3. Принцип успешности.4.Принцип индивидуализации, подход к каждому ребёнку согласно возрастным и индивидуальным особенностям. Взаимодействие «дети - математика» учитывать закономерности: чем меньше возраст ребёнка, тем легче развить у него социальную компетентность и сформировать устойчивые привычки к математике.5. Принцип наглядности, чем более разнообразны чувственные восприятия учебного материала, тем лучше он усваивается.6. Принцип доступности, объём изучаемого материала и методы его изучения соответствовали уровню интеллектуального, нравственного, эстетического развития детей, их возможностям усвоить предлагаемый материал.Ожидаемый результат: появление интереса к самому процессу познания математики с использованием нетрадиционного материала (крышки); преодоление трудностей; самостоятельное нахождение способов решения познавательных задач; стремление к достижению поставленной цели; развитие точности восприятия, концентрации внимания, памяти ребёнка и умение работать по образцу; максимальная эффективность освоения задач, поставленных нами педагогами развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребёнка; разработка мультимедийных продуктов. Предполагаемый продукт проекта: разработанные рекомендации для педагогов по развитию математических способностей дошкольников систематизированный и доступный материал по теме по возрастам для каждого ребенка; разработанные рекомендации для родителей, разнообразие личных дидактических игр с крышечками.Формы реализации:Кружок «Волшебные крышечки»; Использование игр с крышками на занятии по математике; Театрализация; Работа с пластиковыми материалами Исследовательская деятельность в развивающей среде; Творческая деятельность по подгруппам, индивидуальная работа, помощь родителей. Методы и приемы:Игровые; экспериментирование; моделирование; конструирование. Этапы реализации проектаI этап – подготовительный (сентябрь 2024г. – январь 2025г.)Заинтересовать родителей в реализации проекта, создание условий для реализации проекта, изучение методической литературы по теме, поиск материалов в интернете, сбор крышек.II этап – основной (октябрь 2024 г. - апрель 2028 г.)Реализация основных видов деятельности по направлениям проекта.Презентация проекта – открытые занятия по ФЭМП (по каждому возрасту) с разными играми в соответствии задуманной цели. Мастер- классы для сотрудников и родителей.III этап – итоговый (май 2028 г.)Проведение итоговой диагностики. Сбор и обработка методических и практических материалов, соотнесение прогнозируемых результатов с полученными, обобщение материалов проекта. Работа с детьмиОрганизация непосредственно - образовательной деятельности детей 3-4 лет.
