Публикации
«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Автор: Калачева Татьяна Петровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Автор: Калачева Татьяна Петровна
Мастер классдля воспитателей ДОУ«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества. Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.3.Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников. Оборудование: стулья, по количеству участников, пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», 6 листов А4, фломастеры, конспект.Ход мастер-класса1. Организационный момент (5 мин.). «Изучайте фольклор, учитесь на нем.Без знания прошлого нет будущего»А.М.Горький.Что же такое фольклор?Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.Устное – из уст в уста.Народное – автор – народ.Творчество – создано в результате труда.Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Перед Вами предметы: пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы). - Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.А сейчас поиграем:1.Потешки.Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли?Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Потешки способствуют развитию речи, произвольной памяти.Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируют работу мозга.Например: Учим умываться, создавая у детей положительные эмоции:- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!С помощью потешек также изучаем части тела:- Ротик мой умеет кушать,- Нос дышать, а ушки слушать,- Глазоньки моргать-моргать,- Ручки – все хватать-хватать.Загадки: Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу поделиться на две команды, одна команда присядет, где желтый квадратик, а другая где синий. И так у кого желтый квадратик тот начинает, а синий дает ответ. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ. Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь Рта нет, а скажу. И ходит день. Когда спать, Не зная, что такое лень? Когда вставать. Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт, с иголками ходит. Иголки везёт. И комковато, 3.Меня режут – трут, И ноздревато, Колотят – бьют,И мягко, и ловко, А я всё терплю-А всех милее. Людям добром плачу.Ночью не спит, 4.А у нашей Анютки Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке, Возле печки греется,Красные лапки, без водички моется. Длинная шея.Щиплет за пятки – 5. В воде купался,Беги без оглядки. Да сух остался.В городе Тит стоит, 6.Сам не берёт Ничего не говорит, И воробьям не даёт.Сам с грядок не берёт И воронам не даёт.Растёт она вниз головой, 7.Белая морковка Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.Чуть солнце её припечёт,Заплачет она и умрёт.Шёл я мимо, 8.То блин, то полблина, Видел диво: То та, то эта сторона.Над домом у дорожкиПовисло пол лепёшки.Сидел на заборе, 9. Не ездок, Пел да кричал, А со шпорами,А как все собрались, Не сторож,Взял да замолчал. А всех будит. Игра «Скажи по-русски».Пословицы: Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее. Детская философия. Без страдания нет наград. Первый из них всегда обречён. Один старый и два новых. Кредиторы ждать не любят. Все пошли – и ты догоняй. Чужая рубашка опасна для жизни. Будней – то пять, а выходных – два. Конфликт поколений в курятнике. Баба с воза – кобыле легче. Устами младенца глаголет истина. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Первый блин комом. Старый друг лучше новых двух. Долг платежом красен. Семеро одного не ждут. Своя рубаха ближе к телу. Делу время – потехе час. Яйца курицу не учат. Конкурс пословиц.У меня к вам есть вопрос,Кто пословиц знает воз.Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).5. Поспешишь - .....(людей насмешишь). Сказки: Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их?1. Назовите сказку, с которой связаны эти слова?-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси - лебеди»).-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»). 2. «Отгадай настроение сказочных героев»Вам предлагаются схематические изображения эмоций:(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.Участники по очереди берут карточку.Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д. 3. «Модели сказок».Мастер: А сейчас попробуем по модели определить сказку. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат; Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат; Лиса – оранжевый круг; Заяц – белый круг; Волк – серый круг; Медведь – коричневый круг; Петух – красный круг. После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей. А сейчас разминка подвижная игра «Мотылек» -Русская народная игра, отражающая отношение человека к природе.Умение красиво и плавно двигатьсяВзрослый поет, а ребенок изображает мотылька.На зеленом на лужкуМотыльки летаютИ с цветочка на цветокВесело порхают.(ребенок бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)Тетя вышла на лужок,У нее в руках сачок.Берегись-ка, мотылек,Улетай скорей, дружок!(А. Ануфриева)(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком. Поиграли и возвращаемся в мир взрослых. И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился. Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.Творческих всем успехов
