Публикации «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
Автор: Калачева Татьяна Петровна

Мастер классдля воспитателей ДОУ«Фольклор как средство развития речи у детей дошкольного возраста»Цель: Показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.  Задачи:1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.3.Популяризация инновационных идей, технологий, находок педагогических работников. Оборудование: стулья, по количеству участников, пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды, карточки с загадками жёлтого и синего цвета, карточки с «загадками-близнецами», 6 листов А4, фломастеры, конспект.Ход мастер-класса1. Организационный момент (5 мин.). «Изучайте фольклор, учитесь на нем.Без знания прошлого нет будущего»А.М.Горький.Что же такое фольклор?Слово «фольклор» появилось в 19 веке, пришло из английского языка.Сегодня им пользуются везде, оно в буквальном переводе означает «народная мудрость», устное народное творчество.Устное – из уст в уста.Народное – автор – народ.Творчество – создано в результате труда.Малые формы фольклора всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применялись в работе ДОУ, в том числе и с целью развития речи дошкольников. Перед Вами предметы: пустой спичечный коробок, чистая тетрадь, ситечко для чая, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.(Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы).                               - Итак, уважаемые педагоги, я предлагаю поиграть со мной-Закройте глаза, и представьте, что вы попали в мир детства и стали детьми.А сейчас поиграем:1.Потешки.Вы знаете, что такое потешка и для чего ее сочиняли?Это стихотворное произведение, которое сочинил народ, оно служило для поднятия настроения ребенку, оно веселило или «потешало» маленьких детей.Дети слушают потешки, учатся их повторять, обыгрывать, использовать в своих играх. Потешки способствуют развитию речи, произвольной памяти.Потешки способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируют работу мозга.Например: Учим умываться, создавая у детей положительные эмоции:- Мыло будет пениться, грязь куда-то денется!- Буль-буль-буль журчит водица, все ребята любят мыться!С помощью потешек также изучаем части тела:- Ротик мой умеет кушать,- Нос дышать, а ушки слушать,- Глазоньки моргать-моргать,- Ручки – все хватать-хватать.Загадки: Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу поделиться на две команды, одна команда присядет, где желтый квадратик, а другая где синий. И так у кого желтый квадратик тот начинает, а синий дает ответ. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку -   близнеца.  Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот даёт ответ. 
  • Нет ног, а хожу,                                       1. Кто ходит ночь
  •      Рта нет, а скажу.                                           И ходит день.  Когда спать,                                     Не зная, что такое лень?             Когда вставать. 
  • Не портной, а всю жизнь                          2. Ползун ползёт,
  • с  иголками ходит.                                        Иголки везёт.                                                                       
  • И комковато,                                               3.Меня режут – трут,                                        
  • И ноздревато,                                                  Колотят – бьют,И мягко, и ловко,                                            А я всё терплю-А всех милее.                                                   Людям добром плачу.
  • Ночью не спит,                                            4.А у нашей Анютки
  • Мышей сторожит.                                           Зверь в атласной шубке,                                                                           Возле печки греется,
  • Красные лапки,                                                 без водички моется.
  • Длинная шея.Щиплет за пятки –                                        5. В воде купался,Беги без оглядки.                                               Да сух остался.
  • В городе Тит стоит,                                       6.Сам не берёт
  • Ничего не говорит,                                            И воробьям не даёт.Сам с грядок не берёт                                   И воронам не даёт.
  • Растёт она вниз головой,                               7.Белая морковка  
  • Не летом растёт, а зимой.                                  Зимой растёт.Чуть солнце её припечёт,Заплачет она и умрёт.
  • Шёл я мимо,                                                     8.То блин, то полблина,
  • Видел диво:                                                          То та, то эта сторона.Над домом у дорожкиПовисло пол лепёшки.
  • Сидел на заборе,                                                 9. Не ездок,
  • Пел да кричал,                                                         А со шпорами,А как все собрались,                                               Не сторож,Взял да замолчал.                                                                                А всех будит.                             Игра «Скажи по-русски».Пословицы:  Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить насколько Вы близки к истокам народного творчества. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания?
  • Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
  • Детская философия.
  • Без страдания нет наград.
  • Первый из них всегда обречён.
  • Один старый и два новых.
  • Кредиторы ждать не любят.
  • Все пошли – и ты догоняй.
  • Чужая рубашка опасна для жизни.
  • Будней – то пять, а выходных – два.
  • Конфликт поколений в курятнике.
  • Баба с воза – кобыле легче.
  • Устами младенца глаголет истина.
  • Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
  • Первый блин комом.
  • Старый друг лучше новых двух.
  • Долг платежом красен.
  • Семеро одного не ждут.
  • Своя рубаха ближе к телу.
  • Делу время – потехе час.
  • Яйца курицу не учат.
  • Конкурс пословиц.У меня к вам есть вопрос,Кто пословиц знает воз.Я буду начинать пословицу, а вы должные закончить.1. Без труда – .....(не вытащишь и рыбку из пруда).2. Хочешь есть калачи – .....(не сиди на печи).3.Поработал до поту – ..... (поел в охоту).4.Хочется есть – .....(да не хочется лезть).5. Поспешишь - .....(людей насмешишь).   Сказки:   Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их?1. Назовите сказку, с которой связаны эти слова?-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси - лебеди»).-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»). 2. «Отгадай настроение сказочных героев»Вам предлагаются схематические изображения эмоций:(радость, грусть, обида, удивление, злость, страх)На столе выкладываются схематическое изображение эмоций.Участники по очереди берут карточку.Вспомните сказку, где герой смеется, плачет, грустит и т. д.                                       3. «Модели сказок».Мастер: А сейчас попробуем по модели определить сказку. Здорово у Вас получилось! Надеюсь, что эти модели окажут Вам помощь в работе с детьми по освоению метода моделирования.Например: сказка (показ дидактического материала) «Заюшкина избушка» .
  • Избушка лисы (ледяная) – голубой квадрат;
  • Избушка зайца (лубяная) – коричневый квадрат;
  • Лиса – оранжевый круг;
  • Заяц – белый круг;
  • Волк – серый круг;
  • Медведь – коричневый круг;
  • Петух – красный круг.
  • После того, как заместители выбраны, дети рассказывают сказку у доски, отбирая соответствующие кружки и располагая их на игровом поле, тем самым, создавая пространственную модель двигательного типа. В дальнейшем дети успешно рассказывают сказку с помощью моделей.
  • А сейчас разминка подвижная игра «Мотылек» -Русская народная игра, отражающая отношение человека к природе.Умение красиво и плавно двигатьсяВзрослый поет, а ребенок изображает мотылька.На зеленом на лужкуМотыльки летаютИ с цветочка на цветокВесело порхают.(ребенок бегает, руки в стороны - "мотылек летает".)Тетя вышла на лужок,У нее в руках сачок.Берегись-ка, мотылек,Улетай скорей, дружок!(А. Ануфриева)(Взрослый держит в руках яркий сачок. После слов "Берегись-ка, мотылек" ребенок убегает, и взрослый "ловит" его сачком. Поиграли и возвращаемся в мир взрослых. И в завершении я предлагаю вам подвести итоги нашей встречи. Мысленно положите на левую ладошку всё то, с чем вы пришли сегодня сюда: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую то, что получили нового. А теперь соединим всё в единое целое, я буду очень рада, если ваш багаж сегодня пополнился. Развитие речи дошкольников имеет важное значение. Фольклорные жанры позволяют наиболее полно развивать связную речь детей, так как детям интересны обороты и выражения народной речи. А также фольклор позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.А мне остаётся поблагодарить Вас за внимание, за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мне очень было приятно поделиться с вами своим опытом, надеюсь на то, что он будет полезен вам в вашей педагогической деятельности.Творческих всем успехов
    -