Публикации
Здоровьесберегающие образовательные технологии
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие образовательные технологии
Автор: Сошникова Татьяна Анатольевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Здоровьесберегающие образовательные технологии
Автор: Сошникова Татьяна Анатольевна
Здоровьесберегающие образовательные технологии Здоровье — это самое ценное, что у нас есть. Хорошее здоровье — это основа для того, чтобы человек мог выполнять свои биологические и социальные функции, а также залог успешной самореализации личности. Именно в школьные годы закладываются основы здорового образа жизни и мышления. К сожалению, школьная среда часто не способствует укреплению здоровья. В последнее время специалисты выражают обоснованную тревогу по поводу состояния здоровья детей в России. По данным исследований, около 90% детей имеют проблемы с физическим и психическим здоровьем. К моменту поступления в школу 30-35% детей уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в пять раз увеличивается количество нарушений зрения и осанки, в четыре раза — психических заболеваний, в три раза — заболеваний органов пищеварения. Доля здоровых детей постоянно уменьшается, особенно это заметно среди детей школьного возраста. Школьная среда — это самый важный фактор, влияющий на здоровье учеников. Он воздействует на детей постоянно и непрерывно. Раннее начало систематического обучения, интенсификация учебного процесса и использование различных педагогических инноваций приводят к тому, что учебная нагрузка не соответствует функциональным возможностям организма детей и вызывает напряжение адаптационных механизмов.В связи с этим начался новый этап решения проблем профилактики заболеваний и школьной медицины. Начало систематического обучения ставит перед педагогами, родителями и самими детьми новые сложные задачи.Научные исследования и практика показывают, что эффективно учиться в школе могут только здоровые дети с достаточными функциональными резервами. В противном случае учебная деятельность вызывает напряжение регуляторных механизмов, утомление, снижение работоспособности и, как следствие, увеличение заболеваемости.Переход на предметное обучение в пятом классе также предъявляет новые требования к организму школьника. В последнее время во многих школах в связи с интенсификацией учебного процесса требования к старшеклассникам повышаются.До 80% юношей призывного возраста по медицинским критериям не готовы к службе в армии. Такое состояние здоровья — результат длительного неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но и ряда педагогических факторов.Всё это объясняет интерес педагогической общественности к идеям здоровьесбережения. Её предметом является здоровье здорового человека, а основной задачей — сохранение и укрепление здоровья учащихся. Отрадно отметить, что в современном мире система образования всё больше внимания уделяет проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Задача школы и учителей — не просто дать ученикам знания и выпустить их во взрослую жизнь, радуясь, что они закончили обучение. Основная цель — подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, способную полноценно жить, работать и воспитывать своих детей. Без здоровья это невозможно.Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, который закладывает школа, должен быть основан на заботе о здоровье учеников и формировании у них культуры здоровья. Этого можно достичь с помощью здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются в педагогике здоровья. Очевидно, что задача школы по подготовке учеников к самостоятельной жизни включает в себя не только заботу о здоровье, но и формирование у них культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни и предоставление необходимых знаний в области здоровья.В этом контексте важно говорить о здоровьеформирующих образовательных технологиях, которые представляют собой психолого-педагогические методы и программы, направленные на воспитание у учеников культуры здоровья, личностных качеств, формирование представлений о здоровье как ценности и мотивацию к здоровому образу жизни. Ученик, который не заботится о своём здоровье и не предпринимает никаких усилий для его укрепления, не будет здоровым, несмотря на все усилия со стороны школы. Личная ответственность за своё здоровье в сочетании с необходимыми знаниями и навыками сохранения и укрепления здоровья, а также понимание своих индивидуальных особенностей позволяют достичь целей, которые ставит перед собой педагогика здоровья. Таким образом, школа должна не только заботиться о здоровье учеников, но и развивать у них компетенции, связанные с формированием здорового образа жизни. Только тогда работа школы по сохранению, укреплению и формированию здоровья будет считаться полноценной и эффективной, когда в ней будут профессионально и системно использоваться здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии. В современном мире учитель играет ключевую роль в сохранении здоровья учеников.Конечно, учитель не может заменить врача, но он может сделать больше для здоровья учеников, чем медицинский работник. Это не значит, что учитель должен выполнять обязанности врача. Просто учитель должен организовать учебный процесс так, чтобы обучение не вредило здоровью учеников. Важно также обратить внимание на здоровье самих учителей и их отношение к своему здоровью. Может ли учитель быть примером для учеников в вопросах здорового образа жизни? Учитель занимает важное место в жизни учеников. Он представляет для них всё новое и значимое, что связано со школой. Когда мы пытаемся понять, как здоровье учителя влияет на его работу и как это отражается на учениках, мы сталкиваемся с тем, что сами учителя говорят о том, что они не могут быть примером здорового образа жизни для своих учеников. Чем меньше учитель знает о здоровье и здоровом образе жизни, тем менее эффективно его влияние на учеников. Учитель должен обладать важными профессиональными качествами, которые позволяют ему генерировать новые идеи и достигать положительных результатов в обучении. Среди этих качеств можно выделить высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной и рефлексивной культуры, способность развивать творческие способности учеников, знания о психических процессах, состояниях и свойствах личности, процессах обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого развития человека. Также учитель должен знать основы здоровья и здорового образа жизни, уметь проектировать и моделировать здоровьесберегающие технологии в учебных программах и мероприятиях, прогнозировать результаты своей деятельности и разрабатывать индивидуальный стиль педагогической работы.Педагог должен обладать определёнными навыками и умениями:Анализировать педагогическую ситуацию в контексте педагогики оздоровления. Иметь представление о здоровом образе жизни. Устанавливать контакт с учениками. Наблюдать за вербальным и невербальным поведением и уметь его интерпретировать. Прогнозировать развитие учеников. Моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления. Показывать личным примером, как заботиться о своём здоровье и здоровье окружающих. Все эти навыки взаимосвязаны и влияют на эффективность использования учителем методов и приёмов здоровьесберегающих методик в образовательном процессе.Недостаточно просто получить от медицинских работников информацию о здоровье учеников и использовать её для дифференциации учебного материала. Также недостаточно побуждать учеников и их родителей выполнять рекомендации врача и внедрять гигиенические рекомендации в учебный процесс.Педагог должен быть примером для своих учеников в вопросах здоровья. Только тогда, когда здоровый образ жизни станет нормой для учителя, ученики начнут воспринимать педагогику здоровьесбережения всерьёз.Для успешного внедрения идей здорового образа жизни в педагогическую практику необходимо решить три задачи:Изменить мировоззрение учителя, его отношение к себе и своему опыту, чтобы он осознавал свои чувства и переживания с точки зрения здоровьесбережения. Изменить отношение учителя к ученикам, принимать их такими, какие они есть. Изменить отношение учителя к задачам учебного процесса, чтобы он не только достигал дидактических целей, но и способствовал развитию учеников с сохранением их здоровья. Существуют различные технологии, которые можно использовать для достижения этих целей:Здоровьесберегающие технологии, направленные на профилактику заболеваний, обеспечение двигательной активности, витаминизацию и организацию здорового питания. Оздоровительные технологии, включающие физическую подготовку, физиотерапию, аромотерапию, закаливание, гимнастику, массаж, фитотерапию и арттерапию. Технологии обучения здоровью, которые включают соответствующие темы в предметы общеобразовательного цикла. Формирование культуры здоровья: дополнительные занятия для развития личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т. д.Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в широком смысле можно понимать все методы и подходы, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья учащихся в процессе обучения. Однако если рассматривать ЗОТ с более узкой точки зрения, то к ним можно отнести педагогические приёмы, методы и технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивая им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательной среде. Все эти подходы взаимосвязаны и образуют единую систему работы школы по сохранению и укреплению здоровья. Таким образом, все методы и приёмы, используемые учителем на уроке, могут быть оценены с точки зрения их влияния на здоровье учащихся.Здоровьесберегающие образовательные технологии — это множество психолого-педагогических методов и подходов, которые знакомы большинству педагогов, а также стремление самого учителя к постоянному самосовершенствованию. Только в этом случае можно говорить о том, что учебно-образовательный процесс осуществляется с использованием здоровьесберегающих образовательных технологий, если при реализации педагогической системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. Основная задача школы — подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, предоставив ему необходимые знания и навыки. Однако может ли каждый профессиональный педагог или ответственный взрослый человек оставаться равнодушным к ухудшению здоровья своих учеников? Именно востребованность здоровьесберегающих образовательных технологий стала ответом на этот вопрос.Если рассматривать использование ЗОТ учителем на уроке и при проведении организационно-педагогических мероприятий как выполнение задачи минимум, то есть защиту здоровья учащихся от потенциального вреда, то значительная часть аспектов здоровья останется за рамками здоровьесбережения. Однако очевидно, что задачи школы и каждого учителя по подготовке ученика к самостоятельной жизни предполагают необходимость формирования у него культуры здоровья, потребности вести здоровый образ жизни, а также обеспечения необходимыми знаниями и навыками. Это не то же самое, что учебный курс «Основы анатомии, физиологии и медицинских знаний». Поэтому выделяется понятие «здоровьеформирующие образовательные технологии» (ЗФОТ), под которым понимаются все психолого-педагогические технологии, программы и методы, направленные на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни.Работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся может считаться полноценной и эффективной только в том случае, если в ней в полной мере, профессионально и в единой системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.В современном мире здоровье человека играет ключевую роль в обеспечении его благополучия и долголетия. Поэтому так важно заботиться о своём здоровье и укреплять его с самого детства.Здоровьесберегающие технологии являются неотъемлемой частью образовательной системы и направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Они включают в себя комплекс задач, содержания, методов и приёмов обучения, которые способствуют развитию ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и потребностей. Цель здоровьесберегающих технологий — обеспечить ребёнку возможность сохранить своё здоровье в процессе обучения, а также способствовать формированию у него культуры здоровья и навыков здорового образа жизни.Проблемы здоровья, образования, воспитания, труда и отдыха детей в XXI веке являются актуальными и требуют немедленного решения как на федеральном, так и на региональном уровне.В современном обществе школа является обязательным социальным институтом для каждого ребёнка с 6-7 лет. Большую часть времени дети проводят в школе.Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из главных задач образовательного учреждения.Известно, что состояние здоровья детей в современных условиях во многом зависит от условий, в которых они находятся. Это включает в себя безопасность пребывания в школе, санитарно-гигиеническое состояние помещений, освещённость и температурный режим, а также нормальное функционирование всех систем жизнеобеспечения.Здоровьесберегающая деятельность школы включает в себя: Диспансеризацию. Профилактические прививки. Дни и Недели Здоровья. Спортивные школьные праздники. Участие в районных соревнованиях. Беседы о здоровье с учащимися и их родителями. Витаминизацию. Оформление классных и школьных «Уголков здоровья».Профилактика и коррекция «школьных» болезней, таких как близорукость и нарушение осанки, зависят от соблюдения гигиенических норм естественного и искусственного освещения, соответствия размеров школьной мебели возрасту и антропометрическим параметрам школьника, а также от величины учебной нагрузки.Для профилактики прогрессирования близорукости используется специальная гимнастика для снятия зрительного напряжения. Для профилактики и коррекции нарушений осанки используется гимнастика, позволяющая формировать правильную осанку и стабилизировать имеющиеся функциональные нарушения позвоночника. Наиболее важными для оценки общей организации учебного процесса и его здоровьесберегающей направленности являются:Оценка режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников. Оценка организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима школьников. Часто люди устают и изнемогают не из-за большого объёма работы, а из-за её плохого выполнения. К сожалению, в школах недостаточно внимания уделяется формированию у детей умения правильно работать и организовывать свой режим дня.Возникновению утомления способствует и статическое напряжение, которое часто возникает у детей как в школе, так и дома. Анализ режима дня учебной и внеучебной нагрузки школьников позволяет решить проблемы нормализации учебной нагрузки. Отличительными особенностями здоровьесберегающих образовательных технологий являются отсутствие авторитарности и назидательности, элементы индивидуализации обучения, мотивация на здоровый образ жизни учителя и учеников, интерес к учёбе и наличие гигиенического контроля.Все методы и приёмы, которые использует учитель на уроке, можно оценить с точки зрения их влияния на здоровье учеников. Это можно сделать как качественно, так и количественно. Здоровьесберегающие технологии — это важная задача школы и каждого учителя. Они помогают защитить учеников от потенциального вреда и подготовить их к самостоятельной жизни. Это включает в себя формирование культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни и предоставление необходимых знаний и навыков.В школе реализуется интеграция валеологических знаний в предметы естественного цикла, такие как окружающий мир, биология и химия. Использование индивидуально-дифференцированной технологии позволяет работать с разными учениками и помогать тем, кто отстаёт, не забывая уделять внимание более успешным. Часто используется распределение учебного материала на уроке с помощью карточек с индивидуальными заданиями.При повторении, обобщении и контроле педагоги часто используют методику свободного выбора разноуровневых заданий. Работа в группах (по рядам, командам) и дополнительные индивидуальные занятия во внеурочное время также являются распространёнными методами. Включение элементов игры в учебный процесс позволяет направить эмоциональную и умственную активность учеников на освоение материала в новой ситуации. Учебный материал должен быть доступным, а приёмы и виды работ — интересными для учеников.Применение игровых технологий в сочетании с другими методами организации занятий укрепляет мотивацию к изучению предмета, вызывает положительные эмоции и позволяет увидеть индивидуальность каждого ученика.Здоровый ученик с радостью участвует во всех активностях, он полон энергии и оптимизма, открыт для общения со сверстниками и учителями. Это способствует успешному развитию всех аспектов личности.В образовательном процессе школы все психолого-педагогические технологии, программы и методы направлены на формирование у учеников культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, а также на формирование представления о здоровье как ценности и мотивации к здоровому образу жизни. Принцип здоровьесбережения является основополагающим. Все участники образовательного процесса осознают ценность здоровья.Состояние здоровья ученика может стать причиной его отставания в учёбе. Это негативно влияет не только на самого ученика, но и на его отношения с семьёй и обществом в целом.Малоподвижность на уроке и недостаток разнообразия видов учебной деятельности негативно влияют на здоровье учеников. Чтобы предотвратить это, в процесс обучения, особенно в начальных классах, вводятся так называемые «динамические паузы». Также для начальной школы составляется расписание, учитывающее возрастные особенности детей и смену разных видов учебной и игровой деятельности в соответствии с новыми санитарно-гигиеническими нормами.Один из способов приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребёнка — это оптимизация его двигательного режима. Естественная для ребёнка двигательная активность позволяет ему регулировать свои ощущения и накапливать жизненный опыт. Однако в условиях школы эта активность ограничена не только позой сидя, но и временем. Психологи давно доказали, что психическое напряжение можно снять только через движение.Работа школы по сохранению здоровья детей пошла по наиболее простому и эффективному пути. Гимнастика на уроке помогает снять усталость, ослабить напряжение и дать возможность детям подвигаться. Это не требует материальных затрат, но позволяет повысить двигательную активность учеников на 100–110 минут, стимулируя их мыслительную деятельность и делая обучение не тягостным процессом, а эффективным развитием.Физкультурные минуты на общеобразовательных уроках благотворно влияют на умственную работоспособность, препятствуют нарастанию утомления и повышают эмоциональный уровень учеников.Физкультурные минуты проводятся под руководством учителя, ведущего урок. Они проводятся в то время, когда у учеников появляются признаки утомления: снижается активность, нарушается внимание и они становятся беспокойными.Упражнения выполняются сидя или стоя возле парт. Комплексы упражнений подбираются в зависимости от содержания учебной работы на уроке.Физкультурные минуты проводятся в начальных и средних классах. Каждый комплекс состоит из 4–5 упражнений, которые повторяются 4–6 раз. В комплекс включаются простые и доступные упражнения. Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе приводит к заметному улучшению состояния здоровья детей. Это проявляется в повышении уровня осведомлённости учащихся о здоровом образе жизни, развитии их физических способностей, увеличении двигательной активности и, как следствие, в общем укреплении здоровья.Благодаря правильной организации обучения удаётся предотвратить переутомление и усталость школьников, а также сформировать у них понимание важности заботы о своём здоровье.Какие же результаты даёт внедрение здоровьесберегающих технологий в учебный процесс?Во-первых, снижается заболеваемость детей, что положительно сказывается на их самочувствии.Во-вторых, улучшается психологический климат в классах, что способствует повышению мотивации к учёбе и, как следствие, улучшению учебных результатов.Учителя, использующие здоровьесберегающие технологии, отмечают, что работа становится более интересной и продуктивной. Исчезает проблема поддержания дисциплины, и появляется больше возможностей для творчества. Как говорил великий педагог и гуманист Жан-Жак Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». Здоровье детей играет важную роль в успешном освоении школьной программы. «Здоровые дети — здоровая нация». Давайте следовать этому принципу и уделять больше внимания здоровью учащихся.
