Публикации
РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ПРИЕМ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ПРИЕМ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Насута Екатерина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ПРИЕМ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор: Насута Екатерина Александровна
УДК 371.31РОЛЕВАЯ ИГРА КАК ПРИЕМ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕНасута Екатерина АлександровнаАмурский гуманитарно-педагогический государственный университет, г. Комсомольск-на-Амуре, Россия, Аннотация: В статье описывается использование технологии развития критического мышления на уроках английского языка путем применения модели ролевой игры. Даются психолого-методические обоснования использования модели ролевой игры. Приведены положительные стороны данной технологии и обозначены затруднения в использовании технологии развития критического мышления на уроках английского языка.Ключевые слова: технология развития критического мышления, ролевая игра, иностранный язык, общеобразовательная школа, коллективная деятельность. Изучение данной темы имеет особое значение в современном образовании. В настоящее время важно не только передавать знания учащимся, но и развивать их умения мыслить критически, аргументировать свои мысли и защищать свою точку зрения. Это необходимо для достижения успешности в современном обществе, где ценится личностная независимость, умение найти свой путь в жизни и принимать правильные решения. Несмотря на то, что многие учителя осознают важность развития критического мышления у учащихся, некоторые всё ещё считают, что целью обучения является передача знаний, а не развитие мышления. Однако, показатели эффективности обучения говорят о том, что ученики, которым удается развивать критическое мышление, достигают более высоких результатов, как в учебе, так и в будущей профессиональной деятельности. Поэтому важно, чтобы учителя включали элементы развития критического мышления в свои уроки и стимулировали учащихся мыслительную деятельность. В современных условиях развития общества, активно интегрирующегося в международные экономические, политические и социальные процессы, наблюдается постоянная необходимость в формировании у человека умения критически мыслить. Для этого была разработана технология развития критического мышления, являющаяся инновационной в своем подходе к решению данной проблемы и включающая в себя широкий спектр техник, способных обеспечить эффективность практического применения. Использование данной технологии позволяет выработать у человека способность находить оригинальные и креативные решения задач и проблем, что делает процесс познания более интенсивным и продуктивным. Большой выбор техник дает возможность учащемуся проявить свои скрытые творческие возможности, развить логическое мышление и научиться разбираться в сложных процессах. Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит) [3]. В формировании навыков критического мышления заключается цель развития гражданских умений, которые включают в себя способность вырабатывать собственное мнение, детально осмысливать опыт, приходить к разумным выводам, приводить логичные аргументы и ясно выражать свои мысли. Закладывание основ функциональной грамотности должно происходить на начальных этапах обучения. В течение всего периода обучения в школе, следует развивать у учеников навыки функциональной грамотности, обучать работы с информацией в различных ситуациях и использовать полученные знания для достижения установленной цели. Технология развития критического мышления позволяет решить ряд образовательных и воспитательных задач:1. выработать самостоятельность ученика;2. умение ставить цель и решать проблемы;3. умело пользоваться постоянно меняющейся информацией;4. брать на себя ответственность в разных видах деятельности;5. уметь общаться с другими людьми.Ключем к успешному развитию критического мышления у детей являются специальные приемы, которые позволяют получить доступ к интуитивному опыту и различным структурам памяти. Этот доступ способствует появлению оригинальных и креативных решений задач и проблем, повышает эффективность процесса познания и раскрывает скрытые творческие возможности детей. Существуют различные методы, которые могут быть использованы для развития критического мышления у детей. Один из них – метод проблемного обучения, который позволяет учащимся самостоятельно находить решения проблем и осуществлять свои исследования. Дискуссии и дебаты также будут эффективными методами, которые помогут учащимся научиться анализировать информацию, высказывать свои мысли и аргументировать свои взгляды. Систематическое использование этих методов может значительно улучшить способность детей мыслить критически и добиваться успеха в учебной и профессиональной сферах. Таким образом, развитие критического мышления является необходимым условием для успешной адаптации детей к современным вызовам и требованиям общества.Критическое мышление, как особый вид мышления, обладает рядом признаков, которые отличают его от других форм мышления. Одним из главных признаков критического мышления является его самостоятельность. Каждый человек формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от мнения других людей. В критическом мышлении ценностным является не столько общественное мнение, сколько личное видение ситуации. Еще одним важным признаком критического мышления является его обобщенность. Для достижения загаданной цели необходимо переработать большое количество информации. Критическое мышление предполагает основательное изучение данных, включая факты, идеи, тексты, теории и концепции. Лишь после долгой и тщательной обработки материала появляется возможность сформулировать глубокую и сложную мысль. Еще одним важным качеством критического мышления является его проблемность и оценочность. Этот способ мышления начинается с постановки вопросов и ясного определения проблемы, которую необходимо решить. Критическое мышление представляет собой способность человека к аргументированному мышлению, при котором он находит решение проблемы и поддерживает его разумными, обоснованными доводами. Однако, данная способность не является только индивидуальной, а также представляет собой социальный аспект. Каждая мысль может быть улучшена и развита, когда человек делится ею с другими, таким образом, достигая совершенства.Человек, обладающий критическим мышлением способен формировать свое мнение, анализировать, принимать обоснованные решения в условиях разнообразных взглядов и точек зрения. Он также умеет аргументированно спорить, уважать и оценивать чужую точку зрения и работать совместно на общее решение. Таким образом, критическое мышление является необходимым навыком для достижения лучших результатов в различных областях, требующих разнообразных решений и взглядов. Он позволяет формировать и развивать навыки логического мышления, способность к аргументированию и построению качественных анализов.Рассмотрим структуру деятельности с использованием технологии развития критического мышления [3]:1 фаза - вызов (актуализировать имеющиеся у учащихся знания по изучаемой теме, пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу, помочь учащимся самим определить направление в изучении темы).2 фаза – осмысление содержания (помочь активно воспринимать изучаемый материал, помочь соотнести старые знания с новыми).3 фаза – рефлексия (помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал, помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала).Эффективным средством формирования и развития критического мышления являются ролевые игры, конференция и дебаты. На наш взгляд, наиболее приближенной деятельностью на уроке к реальной ситуации является ролевая игра, где прослеживается связь с решением ситуаций, умением самостоятельно ставить цель, брать на себя ответственность, умение пользоваться различными способами интегрирования информации;В Новом словаре методических терминов Азимова Э.Г. и Щукиной А.Н. дают следующее определение ролевой игре. Ролевая игра – форма организации коллективной учебной деятельности, относящаяся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком и имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений [1]. В процессе игры, учащиеся осваивают умения применять языковые средства в соответствии с поставленными задачами и отстаивать свою точку зрения в контексте предложенной ситуации. Наличие опыта коммуникативных взаимодействий в формате ролевой игры способствует формированию речевого этикета. Ролевая игра представляет собой важный инструмент в педагогическом процессе, который максимально приближает учащихся к реальным профессиям и ситуациям. В процессе ролевой игры, учащиеся не только закрепляют свои знания, но и практикуют свои навыки в рамках выбранной роли. Таким образом, ролевая игра стимулирует их профессиональный рост и развитие как личности в целом. Кроме того, ролевая игра способствует развитию креативности и расширению кругозора учащихся. Они вынуждены думать нестандартно и искать необычные решения. Такие навыки могут оказаться полезными в более широком контексте, включая не только профессиональную, но и личную жизнь в целом.Также, рассматривая ролевую игру, как модель межличностного общения, Н.К. Скляренко и Т.И. Олейник выделили следующие ее ведущие функции [4]:обучающая; воспитательная; ориентирующая; компенсаторная. В процессе ролевой игры участники используют изученный лексический материал, совершенствуют коммуникативные навыки в общении, мотивированном ситуацией и ролью. Используя этот прием в педагогической практике, учитель способствует достижению целей обучения диалогической речи, формированию у школьников навыков и умений самостоятельного выражения мысли, активизации их речемыслительной деятельности. Согласно классификации Матвеевой Н. В., выделяют три вида ролевой игры [2]:1) сюжетно-ролевая игра;2) театрализованная ролевая игра;3) ситуационная ролевая игра.Ролевая игра как прием развития критического мышления на уроках иностранного языка позволяет смоделировать реальную жизненную ситуацию, развивает самостоятельность в решении проблем, поставленных перед учениками. Изучение иностранного языка является ценным средством для развития критического мышления учащихся, помогая им овладеть необходимыми умениями для эффективного анализа, структурирования и синтезирования информации, а также для формирования своей точки зрения на основе обширных знаний и фактов. В качестве средства и цели обучения, ученики должны усваивать информацию, анализировать ее, выделять проблемы, сравнивать с уже имеющимся знанием, и на основе этого, определять дополнительную информацию, необходимую для решения проблемы и формулирования собственной точки зрения. На примере уроков английского языка рассмотрено применение модели ролевой игры в целях развития критического мышления у учащихся. Этот метод является одним из самых популярных и эффективных в педагогике и становится все более востребованным. Целью практической части исследовании было рассмотреть использование ролевой игры на уроках английского языка в старших классах. На первом этапе эксперимента мы провели анкетирование, включающее вопросы по определению уровня мотивации учащихся, их отношению к изучению иностранного языка и применению ролевой игры. Рассмотрим некоторые вопросы и ответы учащихся. На вопрос «Нравится ли вам изучать иностранный язык?» выбрали ответ «Да» 74% экспериментальной и 70% контрольной группы; ответ «Нет» выбрали 15% экспериментальной группы и 10% контрольной группы; «Затрудняюсь ответить» выбрали 11% экспериментальной и 20% контрольной группы. По результатам становится ясно, что большей части учащихся нравится изучать иностранный язык, но также есть и те, кому предмет не нравится или кто не может точно ответить, нравится ему это или нет.На вопрос «Как вы считаете, вы раскрываете творческий потенциал на уроках английского языка?» выбрали ответ «Да» 69% экспериментальной и 80% контрольной группы; ответ «Нет» выбрали 26% экспериментальной группы и 10% контрольной группы; «Затрудняюсь ответить» выбрали 5% экспериментальной и 10% контрольной группы. Это говорит о том, что английский язык является полем для развития творческих навыков, как у экспериментальной, так и контрольной группах, но в экспериментальной группе некоторые учащиеся считают, что предмет не может помочь им в развитии творческих навыков.При выборе ответов на вопрос «Нравится ли Вам, когда учитель использует на уроке ролевые игры?» выбрали ответ «Да» 74% экспериментальной и 50% контрольной группы; ответ «Нет» выбрали 10% экспериментальной группы и 20% контрольной группы; «Затрудняюсь ответить» выбрали 16% экспериментальной и 30% контрольной группы. Это говорит о том, что большинству учащихся из экспериментальной группы нравится, когда учитель использует на уроке ролевые игры, но также есть и те, кому это не нравится, как разделилось мнение в контрольной группе. На вопрос «Помогает ли ролевая игра представить себя в участии в жизненной ситуации?» выбрали ответ «да» 85% экспериментальной группы и 40% контрольной группы; ответ «нет» выбрали 6% экспериментальной и 20% контрольной группы; ответ «затрудняюсь ответить» выбрали 11% экспериментальной и 40% контрольной группы. Можно сделать вывод, что в экспериментальной группе учащиеся могут представить себя участником реальной ситуации, в контрольной группе мнения опрашиваемых разделилось.При выборе ответов на вопрос «Какие навыки Вы получаете, участвуя в ролевой игре?» ответ «задавать вопросы, решать проблемы» выбрали 10% экспериментальной группы и 18% контрольной группы; ответ «вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта» выбрали 20% экспериментальной группы и 24% контрольной группы; ответ «выражать свои мысли уверенно и корректно по отношению к окружающим» выбрали 25% экспериментальной группы и 27% контрольной группы, ответ «аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других» выбрали 20% экспериментальной группы и 10% контрольной группы; ответ «брать на себя ответственность» выбрали 0% экспериментальной и 13% контрольной группы; ответ «умение сотрудничать и работать в группе» выбрали 10% экспериментальной группы и 8% контрольной группы. Это говорит о том, что участие в ролевой игре помогает экспериментальной группе развить умения выражать свои мысли, вырабатывать свое мнение, аргументировать, в контрольной группе развитие направлено на умение аргументировать, выработку собственного мнения, а особенно выражения мысли уверенно и корректно. Обобщая результаты, делаем вывод, что участие в ролевой игре помогает обеим группам развить одни и те же навыки. На вопрос «Применяете ли Вы умения, полученные в ходе ролевой игры, на других уроках или ситуациях?» выбрали ответ «да» 69% экспериментальной группы и 60% контрольной группы; ответ «нет» выбрали 6% экспериментальной и 40% контрольной группы; ответ «затрудняюсь ответить» выбрали 25% экспериментальной группы. Результаты показывают, что учащиеся экспериментальной группы больше применяют навыки, полученные в ходе ролевой игры, на других уроках, чем контрольная группа. (Рисунок 9)В целом, было выявлено, что большинство учащихся имеют положительное отношение к изучению иностранного языка. Однако необходимо учитывать, что есть часть учащихся, которым предмет не нравится. Некоторые учащиеся не могут точно ответить, нравится им изучение иностранного языка или нет.В результате исследования было установлено, что изучение английского языка способствует развитию творческих навыков у обеих групп учащихся – экспериментальной и контрольной. Однако в экспериментальной группе была выявлена часть учащихся, которые не считают, что изучение английского языка может помочь им в развитии творческих навыков.На втором этапе исследования была поставлена следующая задача – провести анкетирование с целью определить отношение учеников к ролевой игре после проведения серии разработанных конспектов, а также сравнить результаты с контрольной группой из других учеников. В ходе анкетирования мы получили следующие результаты:На вопрос «Нравится ли вам изучать иностранный язык?» выбрали ответ «Да» 70% экспериментальной и 70% контрольной группы; ответ «Нет» выбрали 30% экспериментальной группы и 20% контрольной группы; «Затрудняюсь ответить» выбрали 0% экспериментальной и 10% контрольной группы. Это говорит о том, что большинству учащихся нравится изучать иностранный язык, но также есть и те, кто не может точно ответить, нравится ему это или нет. На вопрос «Как вы считаете, вы раскрываете творческий потенциал на уроках английского языка?» выбрали ответ «Да» 70% экспериментальной и 70% контрольной группы; ответ «Нет» выбрали 30% экспериментальной группы и 20% контрольной группы; «Затрудняюсь ответить» выбрали 0% экспериментальной и 10% контрольной группы. Это говорит о том, что английский язык является полем для развития творческих навыков, как у экспериментальной, так и контрольной группах.При выборе ответов на вопрос «Нравится ли Вам, когда учитель использует на уроке ролевые игры?» выбрали ответ «Да» 80% экспериментальной и 60% контрольной группы; ответ «Нет» выбрали 20% экспериментальной группы и 10% контрольной группы; «Затрудняюсь ответить» выбрали 0% экспериментальной и 30% контрольной группы. Это говорит о том, что большинству учащихся из экспериментальной группы нравится, когда учитель использует на уроке ролевые игры, но также есть и те, кому это не нравится. На вопрос «Помогает ли ролевая игра представить себя в участии в жизненной ситуации?» выбрали ответ «да» 70% экспериментальной группы и 60% контрольной группы; ответ «нет» выбрали 20% экспериментальной и 10% контрольной группы; ответ «затрудняюсь ответить» выбрали 10% экспериментальной и 30% контрольной группы. Можно сделать вывод, что детям не представляет сложности представить себя участником реальной ситуации. При выборе ответов на вопрос «Какие навыки Вы получаете, участвуя в ролевой игре?» ответ «задавать вопросы, решать проблемы» выбрали 13% экспериментальной группы и 15% контрольной группы; ответ «вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта» выбрали 18% экспериментальной группы и 22% контрольной группы; ответ «выражать свои мысли уверенно и корректно по отношению к окружающим» выбрали 28% экспериментальной группы и 29% контрольной группы, ответ «аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других» выбрали 18% экспериментальной группы и 10% контрольной группы; ответ «брать на себя ответственность» выбрали 5% экспериментальной группы и 15% контрольной группы; ответ «умение сотрудничать и работать в группе» выбрали 18% экспериментальной группы и 9% контрольной группы. Это говорит о том, что участие в ролевой игре помогает развить умение выражать свои мысли уверенно и корректно по отношению к окружающим» превалирует в обеих группах, возросло число учащихся, которые берут на себя ответственность. На вопрос «Применяете ли Вы умения, полученные в ходе ролевой игры, на других уроках или ситуациях?» выбрали ответ «да» 70% экспериментальной группы и 70% контрольной группы; ответ «нет» выбрали 10% экспериментальной и 20% контрольной группы; ответ «затрудняюсь ответить» выбрали 20% экспериментальной и 10% контрольной группы. Можно сделать вывод, что дети используют навыки, выработанные в процессе ролевой игры, в жизни. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что ролевая игра формирует у школьников способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению. Подведенный итог позволяет сделать вывод, что ролевая игра как прием технологии развития критического мышления является необходимой для современного общества, с его быстрыми темпами развития и повсеместной потребностью в уникальных и эффективных решениях различных проблем. Список источниковАзимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009 – текст: непосредственный. Матвеева, Н.В. Классификация ролевых игр на занятиях по иностранному языку в свете лингвокогнитивистики / Н.В. Матвеева. – Текст : непосредственный // Новое слово в психолого-педагогических исследованиях. –М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2014. – № 4. – С. 118–125. Стил, Дж. Основы критического мышления: Междисциплинарная программа: Пособия / Дж. Стил, К. Мередит, Ч. Темпл, С. Уолтер. – М., 1997-1998. – Текст : непосредственный. Скляренко, Н.К. Обучение диалогической речи с использованием ролевых игр в 7 классе / Н.К. Скляренко, Т.И. Олейник. – Текст : непосредственный // Иностранные языки в школе. – 1985 г. –№1– С. 22-24.
