Публикации Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить
Автор: Белашова Галина Алексеевна

Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить Компьютерная зависимость у детей – это серьезная проблема, от которой нельзя отмахиваться. Бесконтрольный доступ к играм и Интернету может привести к различным нарушениям поведения и повлечь негативные последствия в будущем. 1 января 2022 года вступила в силу новая редакция международной классификации болезней мкб-11, признавшая зависимость от видеоигр заболеванием наряду с алкоголизмом, наркозависимостью и пристрастием к азартным играм. В наши дни компьютерная зависимость у детей становится массовым явлением. И школьники, и малыши буквально проваливаются в онлайн, забывая о реальной жизни. Это вовсе не безопасно как для физического здоровья ребёнка, так и для его психики. Поэтому время нахождения за компьютером или планшетом должно контролироваться родителями, как и информация, которую малыш находит в сети.Специалисты выделяют два вида нездоровой привязанности к гаджетам и Интернету:
  • Кибераддикцию, или игровую зависимость. Ребёнок играет за компьютером часами, забывая пообедать и сделать уроки, и никак не может остановиться.
  • Сетеголизм — патологическая тяга к Интернету. Как правило, этот тип компьютерной зависимости возникает у детей, у которых не ладятся отношения со сверстниками, нет друзей. Ребёнок зависает в соцсетях, чатах, форумах и приложениях по 14-15 часов в сутки. Всё это время он не только общается по Интернету и знакомится с людьми, но и потребляет различный контент: видеоролики, статьи, музыку. Симптомы — постоянная проверка почты и уведомлений, тяга к гаджетам, желание скорее выйти в Интернет.
  • Стадии формирования компьютерной зависимости у детейПодрастающее поколение погружается в нездоровую зависимость от ПК не мгновенно, а за несколько шагов.
  • Начальная увлечённость. Знакомство с гаджетами сопровождается энтузиазмом, любопытством и душевным подъёмом. Ещё бы, такая интересная игрушка! Чем дальше, тем более привлекательным становится Интернет или компьютерные игры: ребёнка чарует их доступность, необычность, возможность пережить что-то новое.
  • Развитие привязанности. Ребенок проводит за компьютером от трёх часов в сутки и всё больше и больше. А вот учёбой, остальными хобби, общением с приятелями, наоборот, он интересуется всё меньше. Чувствуя эмоциональный подъём только перед экраном гаджета, без доступа в сеть он грустнеет. На этой стадии ещё есть возможность коррекции компьютерной зависимости у детей, её можно купировать в зародыше, вовремя обнаружив и проконсультировавшись с психологом (хотя бы по телефону), чтобы узнать, как действовать. В любом случае, нужно быть терпеливыми и настойчивыми.
  • Усугубление зависимости. Жизнь ребёнка или подростка строится вокруг общения в сети, потребления контента или компьютерных игр. Всё остальное — родители, друзья, школа, занятия — по остаточному принципу или вовсе игнорируется. Со сном, аппетитом начинаются проблемы. Без доступа к ПК ребёнок становится агрессивным, конфликтным и нервозным, нередко впадает в депрессию.
  • Зависимость от компьютерных игр и Интернета у детей вызывается следующими причинами:
  • Дефицит общения со значимыми взрослыми и ровесниками.
  • Нехватка родительского внимания и ласки.
  • Неуверенность в себе, заниженная самооценка, подростковые комплексы, закрытость.
  • Естественное стремление подростка к новому, интересному, захватывающему.
  • Подражание сверстникам: именно из-за желания «быть как все», не хуже других, дети втягиваются в зависимости, включая игровую и компьютерную.
  • Полное отсутствие иных, некомпьютерных хобби и интересов.
  • Специфика отношений в семье, воспитания.
  • Компьютерную зависимость у ребёнка можно распознать по следующим признакам:
  • Ничто, кроме компьютера, игры или соцсетей, ребёнка больше не интересует.
  • Сидение перед монитором компьютера или телеэкраном занимает всё его свободное время.
  • Он общается только с товарищами по компьютерным играм.
  • Взаимопонимание с родителями утрачивается.
  • Ребёнок в принципе не тянется к другим людям, общается со всеми формально и мало.
  • Искренние разговоры уходят в прошлое, он замыкается в себе.
  • Для того чтобы добиться желаемого, ребёнок или подросток идет на обман.
  • Ребёнок старается скрыть, сколько времени он действительно проводит перед телевизором или смартфоном.
  • Любые запреты и ограничения, касающиеся гаджета или игр, сопровождаются злобой, грубостью, иногда слезами и истерикой.
  • Время за компьютером летит незаметно, его ни на что не хватает.
  • Потребляет пищу ребёнок только за компьютером.
  • Первое, о чём вспоминает чадо с утра — это мультики, любимая игра или смартфон.
  • Вернувшись из школы, ребёнок тут же усаживается играть или сёрфить в сети.
  • Резкие перепады настроения: внезапные всплески радости сменяются мрачностью. Если приглядеться, станет ясно, что оно зависит от успехов в игре.
  • Есть несколько базовых советов, помогающих уберечь детей от компьютерной и игровой зависимостей:
  • Заботиться о том, чтобы малыш гармонично развивался с самого рождения — задолго до того, как он впервые возьмёт в руки планшет или игровую приставку.
  • Наполнять жизнь дочери или сына, помимо учёбы и обязанностей по дому, всяческой «внеучебной» активностью, которая его радует и увлекает, будь то музицирование, спорт, рукодельные хобби, и т. п.
  • С самых ранних лет приучать ребёнка к тому, что он должен выполнять свои обязанности.
  • Учить ребёнка взаимодействовать с собственными эмоциями и снимать стресс социально одобряемыми и безопасными способами: гимнастикой, велопрогулками, плаванием и т. д.
  • Завести ясные правила работы за компьютером и следить за их соблюдением.
  • Безопасное время взаимодействия с гаджетами для пяти-семилетнего ребёнка составляет всего семь-десять минут в сутки.
  • С семи до 12 лет это время увеличивается до получаса.
  • 12-14-летние подростки могут без вреда для себя поиграть за компьютером целый час.
  • В возрасте 14-17 лет это время увеличивается до полутора часов.
  • Следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, как часто заходит в интернет, в какие игры играет.
  • Самим подавать пример интернет-гигиены и правильного отношения к гаджетам.
  • Список литературы:Редакция сайта , январь 2023 год.Журнал «Справочника педагога-психолога. Школа», №3 Март 2018год.
    -