Публикации
Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить
Автор: Белашова Галина Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить
Автор: Белашова Галина Алексеевна
Компьютерная зависимость у детей: как распознать и предотвратить Компьютерная зависимость у детей – это серьезная проблема, от которой нельзя отмахиваться. Бесконтрольный доступ к играм и Интернету может привести к различным нарушениям поведения и повлечь негативные последствия в будущем. 1 января 2022 года вступила в силу новая редакция международной классификации болезней мкб-11, признавшая зависимость от видеоигр заболеванием наряду с алкоголизмом, наркозависимостью и пристрастием к азартным играм. В наши дни компьютерная зависимость у детей становится массовым явлением. И школьники, и малыши буквально проваливаются в онлайн, забывая о реальной жизни. Это вовсе не безопасно как для физического здоровья ребёнка, так и для его психики. Поэтому время нахождения за компьютером или планшетом должно контролироваться родителями, как и информация, которую малыш находит в сети.Специалисты выделяют два вида нездоровой привязанности к гаджетам и Интернету:Кибераддикцию, или игровую зависимость. Ребёнок играет за компьютером часами, забывая пообедать и сделать уроки, и никак не может остановиться. Сетеголизм — патологическая тяга к Интернету. Как правило, этот тип компьютерной зависимости возникает у детей, у которых не ладятся отношения со сверстниками, нет друзей. Ребёнок зависает в соцсетях, чатах, форумах и приложениях по 14-15 часов в сутки. Всё это время он не только общается по Интернету и знакомится с людьми, но и потребляет различный контент: видеоролики, статьи, музыку. Симптомы — постоянная проверка почты и уведомлений, тяга к гаджетам, желание скорее выйти в Интернет. Стадии формирования компьютерной зависимости у детейПодрастающее поколение погружается в нездоровую зависимость от ПК не мгновенно, а за несколько шагов.Начальная увлечённость. Знакомство с гаджетами сопровождается энтузиазмом, любопытством и душевным подъёмом. Ещё бы, такая интересная игрушка! Чем дальше, тем более привлекательным становится Интернет или компьютерные игры: ребёнка чарует их доступность, необычность, возможность пережить что-то новое. Развитие привязанности. Ребенок проводит за компьютером от трёх часов в сутки и всё больше и больше. А вот учёбой, остальными хобби, общением с приятелями, наоборот, он интересуется всё меньше. Чувствуя эмоциональный подъём только перед экраном гаджета, без доступа в сеть он грустнеет. На этой стадии ещё есть возможность коррекции компьютерной зависимости у детей, её можно купировать в зародыше, вовремя обнаружив и проконсультировавшись с психологом (хотя бы по телефону), чтобы узнать, как действовать. В любом случае, нужно быть терпеливыми и настойчивыми. Усугубление зависимости. Жизнь ребёнка или подростка строится вокруг общения в сети, потребления контента или компьютерных игр. Всё остальное — родители, друзья, школа, занятия — по остаточному принципу или вовсе игнорируется. Со сном, аппетитом начинаются проблемы. Без доступа к ПК ребёнок становится агрессивным, конфликтным и нервозным, нередко впадает в депрессию. Зависимость от компьютерных игр и Интернета у детей вызывается следующими причинами:Дефицит общения со значимыми взрослыми и ровесниками. Нехватка родительского внимания и ласки. Неуверенность в себе, заниженная самооценка, подростковые комплексы, закрытость. Естественное стремление подростка к новому, интересному, захватывающему. Подражание сверстникам: именно из-за желания «быть как все», не хуже других, дети втягиваются в зависимости, включая игровую и компьютерную. Полное отсутствие иных, некомпьютерных хобби и интересов. Специфика отношений в семье, воспитания. Компьютерную зависимость у ребёнка можно распознать по следующим признакам:Ничто, кроме компьютера, игры или соцсетей, ребёнка больше не интересует. Сидение перед монитором компьютера или телеэкраном занимает всё его свободное время. Он общается только с товарищами по компьютерным играм. Взаимопонимание с родителями утрачивается. Ребёнок в принципе не тянется к другим людям, общается со всеми формально и мало. Искренние разговоры уходят в прошлое, он замыкается в себе. Для того чтобы добиться желаемого, ребёнок или подросток идет на обман. Ребёнок старается скрыть, сколько времени он действительно проводит перед телевизором или смартфоном. Любые запреты и ограничения, касающиеся гаджета или игр, сопровождаются злобой, грубостью, иногда слезами и истерикой. Время за компьютером летит незаметно, его ни на что не хватает. Потребляет пищу ребёнок только за компьютером. Первое, о чём вспоминает чадо с утра — это мультики, любимая игра или смартфон. Вернувшись из школы, ребёнок тут же усаживается играть или сёрфить в сети. Резкие перепады настроения: внезапные всплески радости сменяются мрачностью. Если приглядеться, станет ясно, что оно зависит от успехов в игре. Есть несколько базовых советов, помогающих уберечь детей от компьютерной и игровой зависимостей:Заботиться о том, чтобы малыш гармонично развивался с самого рождения — задолго до того, как он впервые возьмёт в руки планшет или игровую приставку. Наполнять жизнь дочери или сына, помимо учёбы и обязанностей по дому, всяческой «внеучебной» активностью, которая его радует и увлекает, будь то музицирование, спорт, рукодельные хобби, и т. п. С самых ранних лет приучать ребёнка к тому, что он должен выполнять свои обязанности. Учить ребёнка взаимодействовать с собственными эмоциями и снимать стресс социально одобряемыми и безопасными способами: гимнастикой, велопрогулками, плаванием и т. д. Завести ясные правила работы за компьютером и следить за их соблюдением. Безопасное время взаимодействия с гаджетами для пяти-семилетнего ребёнка составляет всего семь-десять минут в сутки. С семи до 12 лет это время увеличивается до получаса. 12-14-летние подростки могут без вреда для себя поиграть за компьютером целый час. В возрасте 14-17 лет это время увеличивается до полутора часов. Следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, как часто заходит в интернет, в какие игры играет. Самим подавать пример интернет-гигиены и правильного отношения к гаджетам. Список литературы:Редакция сайта , январь 2023 год.Журнал «Справочника педагога-психолога. Школа», №3 Март 2018год.
