Публикации
методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста "Сокровищница традиций Малой Родины"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста "Сокровищница традиций Малой Родины"
Автор: Агафонова Ольга Геннадьевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: методическая разработка по этнокультурному воспитанию детей дошкольного возраста "Сокровищница традиций Малой Родины"
Автор: Агафонова Ольга Геннадьевна
муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда
Юридический адрес: 400051, г. Волгоград, ул. им. Копецкого, 8
тел.: (8442) 63-24-78; факс: (8442) 63-24-78
dou135@volgadmin.ru
ИНН 3448020260\ КПП 344801001 ОГРН 1033401199006
методическая разработка по этнокультурному воспитанию
детей дошкольного возраста
"Сокровищница традиций Малой Родины":
Номинация: Проектная деятельность
Образовательный проект:
"Я хочу знать"
Авторы проекта:
Агафонова Ольга Геннадьевна,
воспитатель;
Волгоград
2025г.
Содержание:
Название проекта"Открывая старую книгу".
Авторы проекта: воспитанники старшей группы от зарождения идеи до получения результата.
Руководитель проекта: Агафонова Ольга Геннадьевна, воспитатель.
Участники проекта: дети 5-6 лет воспитатели, родители
Краткая аннотация
Проект Открывая старую книгу проводится в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с воспитанниками, самостоятельной деятельности детей.
Сроки реализации проекта
по доминирующей деятельности воспитанников: информационный;
по характеру содержания: ребёнок и его семья, общество и культурные ценности;
по характеру участия ребёнка в проектировании: ребёнок как субъект создания проекта от зарождения до получения результата;
по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
по количеству участников: групповой;
по форме продукта: книга-панорама в технике POP-UP;
по характеру продукта: практический
по направленности:познавательно - творческий
по продолжительности: краткосрочный (1месяц).
по профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)
по уровню контактов и масштаба организации: на уровне МОУ (групповой).
Описание проблемы
Воспитанники очень часто приносят в детский сад различные игрушки и книги, и однажды Григорий принес в группу старую мамину книгу Песни донского края. Дети с интересом рассматривали иллюстрации книги, непонятные для них страницы с нотами и Дима сказал, что видел мультфильм и похожих людей в такой же одежде. Один из воспитанников спросил А как назывались эти люди? Почему у них одежда не как у нас?, другие воспитанники тоже не знали ответа. Отвечая на их вопрос, я подумала, что на одном занятии невозможно представить детям всю масштабность этой темы. Для этого необходимо разработать систему образовательной деятельности, которая поможет дошкольникам найти ответ на их вопрос и поможет каждому ребенку погрузиться в мир истории донского народа с его необыкновенной историей, узнать какие народности заселяли Волго-Донской Край
Таким образом, появилась идея разработать проект Открывая старую книгу.
Актуальность проекта
В общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС ДО направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России, истории и нашим предкам. Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родном крае, народе, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного учреждения в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Проблемапатриотического воспитания связана с тем, что в образовательной программе недостаточно материала по этой теме.
Для реализации моего проекта Открывая старую книгу, мы разработали и провели мероприятия, посвящённые знакомству ребенка с историей родного края, народностями, песнями, которые проводится накануне Дня народного Единства.
Основные целевые группы
Дети старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Формирование представлений у дошкольников старшего дошкольного возраста о истории родного края, народностях.
Задачи проекта
Формировать представление о народах, которые заселяли Волго-Донской Край
Вызывать интерес к языку песен и преданий о Волго-Донском Крае.
Формировать представления о народах Волго-Донского края. Знакомить со зрительным образом народностей.
Развивать творческие способности, умение отражать в творчестве свои впечатления от увиденного или услышанного.
Воспитывать чувство уважения к народам Волго-Донского края, любовь к малой Родине
Методы реализации проекта
- Наглядный: рассматривание картин, иллюстраций
- Погружение в образ;
- Словесный, чтение былин, отгадывание загадок, беседы, разучивание стихов.
-Прием синтеза – прослушивание музыкальных произведений и одновременное чтение стихотворений, показ картин, такое слияние дает еще больший результат – ребенок лучше может прочувствовать силу искусства, пережить определенные эмоции, чувства, пояснение, игровые моменты, элементы обследования и знакомство с народными и подвижными играми.
Опыт реализации проекта
Подготовительный этап:
Основными задачами на этом этапе было:
постановка цели и задач;
поиск путей реализации проекта всеми участниками;
поиск и изучение литературы по теме;
подбор материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной этап (практический):
Для реализации данного этапа были подобраны следующие материалы: иллюстрации, художественная литература, стихи, музыкальные произведения, беседы с детьми, консультации для родителей, составлен план работы по реализации проекта.
Заключительный этап: Издание книги рисунков Волго-Донской край вчера и сегодня
Развлечение Игры детей Волго-Донского края
На первом подготовительном этапе проекта с детьми был составлен план работы исходя из разговора с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предлагаемой им теме. Все идеи и высказывания детей были записаны мною.
Исходя, из этого мы составили план работы нашего проекта.
Содержание деятельности
Сроки реализации проекта
Результат
Подготовительный этап
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
Оформление библиотеки для детей,
25.08.2021-01.09.2021гг
Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей
Начальный этап
поиск, изучение эффективных технологий и методик
Пополнение библиотеки новыми книгами и энциклопедиями.
Второй этапОсновной
Чтение ирассматривание иллюстраций к ним: АЛМАЗОВ, Б. ХРИСТОВО ВОИНСТВО: казачьи сказки /Б. Алмазов. – Ростов н/Д.: Ростовкнига, 2013. – 184 с..)
ДИВНЫЙ КЛАД: сборник сказок донских авторов. – Ростов н/Д.: Ростовкнига, 2013. – 140 с.
ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СКАЗКИ. – Ростов н/Д.: ООО КСС, 2011. – 160 с.
КРАЙ РОДНОЙ: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- 271 с..
Лиса и рак // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 35.
Две козы // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 35-36.
Про царицу Лютру // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 36-38.
ЛЕБЕДЕНКО, П.В. СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА /П.В. Лебеденко. – Ростов н/д.: Ростовкнига, 2012. – 96 с.: ил.
Беседы: Доброе сердце дороже красоты, Казачье снаряжение,
Рисование Волшебная лампочкапо Донской казачьей сказке. Приложение №1
Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках;
Просмотр мультфильмов: Рогатый хан Калмыцкая сказка (студия Гора Самоцветов)
Виртуальное путешествие "По заповедным местам Донского края" Волгодонский эколого-исторический музей
Донской край, природа
Легенда о Волге и Доне
Презентация Открывая старую книгу. (Приложение №1)
Игры-эстафеты Забавы вокруг печки.
Состязание Игры наших бабушек.
Рисование народных костюмов. Украсим рубашку мальчика, лепка Девица казачка, (Выставка рисунков Моя мама - казачка)
Изготовление народных костюмов Проведение подвижных В какие игры играли наши предки и дидактических игр Собери узор.
Консультации для родителей Читаем детям народные сказки.
Инсценировка фрагмента сказки Легенда о Волге и Доне
Выставка рисунков, фотографий, акций Традиции: Мой домашний альбом.
01.09.2021-22.10.2021гг.
Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях русских.
Развивать творчество детей через продуктивные виды деятельности.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства через художественное слово, чтение произведений и былин.
Третий этапЗаключительный
Издание книги рисунков Мой край вчера и сегодня
Развлечение Забавы и состязания
Презентация Открывая старую книгу
22.10.2021-26.10.2021гг.
Закрепление знаний о народностях Волго-Донского края, их традициях. Материалы по опыту работы по данному направлению
Описание результатов проекта
Результат деятельности детей: книга на основе детских рисунков Мой край вчера и сегодня, выставка детских работ, презентация: Открывая старую книгу (Приложение №1), картотека игр жителей Дона (для мальчиков): Забавы вокруг печки (Приложение №2).
В процессе проекта дети познакомились с костюмами народов Волго-Донского края, узнали о бытовых условиях жизни народа на примере рассказов и в сравнении с современными образами людей края. Созданы условия для потребности в реализации творческих способностей в специально-организованных продуктивных видах деятельности и в самостоятельном творчестве.
Продукт проектной деятельности:
Рукотворная Книга на основе детских рисунков Мой край вчера и сегодня.
Итоги реализации проекта:
Проект Открывая старую книгу составлен на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.Направленнаознакомление детей старшего дошкольного возраста с народностями Волго-Донского края.
Таким образом,в результатепроделанной работы у детей появился интерес к народностям Волго-Донского края, желание быть похожими на своих предков. Дошкольники воплощают свои знания, впечатления, мысли и чувства в игровой, продуктивной деятельности, инсценировании.
Перспектива:
После карантинных мероприятий воспитанники смогут показать на родительском собрании и для детей других групп продукт проекта Рукотворная Книга на основе детских рисунков Мой край вчера и сегодня и поделиться своими впечатлениями.
Список используемой литературы:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий.Изд.4-е доп. М.:УЦПерспектива,2008.- 248с.Н.В.Алёшина
Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи и праздники донских казаковXVII–XXвеков [Текс] / Г.Д. Астапенко. – Ростов-на Дону: Приазовскiй край, 2002. – 304 с.
Данцев, А.А. Город на холме. Казачья столица: приметы прошлого. [Текс] / А.А. Данцев. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 1999. – 104 с.
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников Пособие/ В.Н. Журавлева.- Волгоград: Учитель, 2011. – 302 с. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. Мы живем на земле Волгоградской: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников ЛыковаИ. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа.
Опыт работы по патриот. воспитанию в ДОУ: Сборник / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2003. - 192 с.; 20 см.; ISBN 5-89144-370-8 : 8000
ПименоваТ. М., В. В. Архипова - Формирование художественно-речевых навыков у детей 5 – 7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки. Волгоград
Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984
Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] : игры, упражнения, конспекты занятий /Российская акад. образования, Ин-т психолого-педагогических проблем детства ; [авт.-сот. О. Ушакова и др.] ; под ред. О. С. Ушаковой. - 4-е изд., испр. - Москва : Сфера, 2015. - 171, [1] с. : ил.; 21 см. - (Развиваем речь) (В соответствиии с ФГОС ДО).; ISBN 978-5-9949-1175-4
Русское народное поэтическое творчество, Ю. Г. Круглов, М., Высшая школа, 1986
Русский эпос, Ф. М. Селиванов, Москва, Высшая школа, 1988
ТимошкинаН.А. Методика использования русских народных игр в доу. – М., Центр педагогического образования, 2008г.
Интернет-ресурсы:
2
Детский сад № 135 Красноармейского района Волгограда
Юридический адрес: 400051, г. Волгоград, ул. им. Копецкого, 8
тел.: (8442) 63-24-78; факс: (8442) 63-24-78
dou135@volgadmin.ru
ИНН 3448020260\ КПП 344801001 ОГРН 1033401199006
методическая разработка по этнокультурному воспитанию
детей дошкольного возраста
"Сокровищница традиций Малой Родины":
Номинация: Проектная деятельность
Образовательный проект:
"Я хочу знать"
Авторы проекта:
Агафонова Ольга Геннадьевна,
воспитатель;
Волгоград
2025г.
Содержание:
Название проекта"Открывая старую книгу".
Авторы проекта: воспитанники старшей группы от зарождения идеи до получения результата.
Руководитель проекта: Агафонова Ольга Геннадьевна, воспитатель.
Участники проекта: дети 5-6 лет воспитатели, родители
Краткая аннотация
Проект Открывая старую книгу проводится в непосредственной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога с воспитанниками, самостоятельной деятельности детей.
Сроки реализации проекта
по доминирующей деятельности воспитанников: информационный;
по характеру содержания: ребёнок и его семья, общество и культурные ценности;
по характеру участия ребёнка в проектировании: ребёнок как субъект создания проекта от зарождения до получения результата;
по характеру контактов: внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей;
по количеству участников: групповой;
по форме продукта: книга-панорама в технике POP-UP;
по характеру продукта: практический
по направленности:познавательно - творческий
по продолжительности: краткосрочный (1месяц).
по профилю знаний: межпредметный (все образовательные области)
по уровню контактов и масштаба организации: на уровне МОУ (групповой).
Описание проблемы
Воспитанники очень часто приносят в детский сад различные игрушки и книги, и однажды Григорий принес в группу старую мамину книгу Песни донского края. Дети с интересом рассматривали иллюстрации книги, непонятные для них страницы с нотами и Дима сказал, что видел мультфильм и похожих людей в такой же одежде. Один из воспитанников спросил А как назывались эти люди? Почему у них одежда не как у нас?, другие воспитанники тоже не знали ответа. Отвечая на их вопрос, я подумала, что на одном занятии невозможно представить детям всю масштабность этой темы. Для этого необходимо разработать систему образовательной деятельности, которая поможет дошкольникам найти ответ на их вопрос и поможет каждому ребенку погрузиться в мир истории донского народа с его необыкновенной историей, узнать какие народности заселяли Волго-Донской Край
Таким образом, появилась идея разработать проект Открывая старую книгу.
Актуальность проекта
В общих положениях ФГОС ДО отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. ФГОС ДО направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.
В наше время стала очень актуальной проблема формирования чувства патриотизма, любви к родному краю, к России, истории и нашим предкам. Воспитание патриотизма - это не простой и непрерывный процесс, многое зависит от окружения ребёнка, от того, что закладывается в сознании ребёнка с самого детства. Не каждый родитель считает необходимым рассказывать своему ребенку о родном крае, народе, наивно думая, что маленький ребенок ничего в этом не понимает. Поэтому очень важна роль дошкольного учреждения в воспитании патриотизма у детей, так как именно в дошкольном возрасте формируются нравственные качества человека.
Проблемапатриотического воспитания связана с тем, что в образовательной программе недостаточно материала по этой теме.
Для реализации моего проекта Открывая старую книгу, мы разработали и провели мероприятия, посвящённые знакомству ребенка с историей родного края, народностями, песнями, которые проводится накануне Дня народного Единства.
Основные целевые группы
Дети старшего дошкольного возраста.
Цель проекта:
Формирование представлений у дошкольников старшего дошкольного возраста о истории родного края, народностях.
Задачи проекта
Формировать представление о народах, которые заселяли Волго-Донской Край
Вызывать интерес к языку песен и преданий о Волго-Донском Крае.
Формировать представления о народах Волго-Донского края. Знакомить со зрительным образом народностей.
Развивать творческие способности, умение отражать в творчестве свои впечатления от увиденного или услышанного.
Воспитывать чувство уважения к народам Волго-Донского края, любовь к малой Родине
Методы реализации проекта
- Наглядный: рассматривание картин, иллюстраций
- Погружение в образ;
- Словесный, чтение былин, отгадывание загадок, беседы, разучивание стихов.
-Прием синтеза – прослушивание музыкальных произведений и одновременное чтение стихотворений, показ картин, такое слияние дает еще больший результат – ребенок лучше может прочувствовать силу искусства, пережить определенные эмоции, чувства, пояснение, игровые моменты, элементы обследования и знакомство с народными и подвижными играми.
Опыт реализации проекта
Подготовительный этап:
Основными задачами на этом этапе было:
постановка цели и задач;
поиск путей реализации проекта всеми участниками;
поиск и изучение литературы по теме;
подбор материалов и создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной этап (практический):
Для реализации данного этапа были подобраны следующие материалы: иллюстрации, художественная литература, стихи, музыкальные произведения, беседы с детьми, консультации для родителей, составлен план работы по реализации проекта.
Заключительный этап: Издание книги рисунков Волго-Донской край вчера и сегодня
Развлечение Игры детей Волго-Донского края
На первом подготовительном этапе проекта с детьми был составлен план работы исходя из разговора с детьми о том, что они знают или хотят узнать по предлагаемой им теме. Все идеи и высказывания детей были записаны мною.
Исходя, из этого мы составили план работы нашего проекта.
Содержание деятельности
Сроки реализации проекта
Результат
Подготовительный этап
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
Оформление библиотеки для детей,
25.08.2021-01.09.2021гг
Создание методической базы для реализации проекта и обеспечение необходимой информацией родителей
Начальный этап
поиск, изучение эффективных технологий и методик
Пополнение библиотеки новыми книгами и энциклопедиями.
Второй этапОсновной
Чтение ирассматривание иллюстраций к ним: АЛМАЗОВ, Б. ХРИСТОВО ВОИНСТВО: казачьи сказки /Б. Алмазов. – Ростов н/Д.: Ростовкнига, 2013. – 184 с..)
ДИВНЫЙ КЛАД: сборник сказок донских авторов. – Ростов н/Д.: Ростовкнига, 2013. – 140 с.
ДОНСКИЕ КАЗАЧЬИ СКАЗКИ. – Ростов н/Д.: ООО КСС, 2011. – 160 с.
КРАЙ РОДНОЙ: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- 271 с..
Лиса и рак // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 35.
Две козы // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 35-36.
Про царицу Лютру // Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников.- Ростов н/Д.: БАРО-ПРЕСС, 2003.- С. 36-38.
ЛЕБЕДЕНКО, П.В. СКАЗКИ ТИХОГО ДОНА /П.В. Лебеденко. – Ростов н/д.: Ростовкнига, 2012. – 96 с.: ил.
Беседы: Доброе сердце дороже красоты, Казачье снаряжение,
Рисование Волшебная лампочкапо Донской казачьей сказке. Приложение №1
Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве, отваге, о Родине и её защитниках;
Просмотр мультфильмов: Рогатый хан Калмыцкая сказка (студия Гора Самоцветов)
Виртуальное путешествие "По заповедным местам Донского края" Волгодонский эколого-исторический музей
Донской край, природа
Легенда о Волге и Доне
Презентация Открывая старую книгу. (Приложение №1)
Игры-эстафеты Забавы вокруг печки.
Состязание Игры наших бабушек.
Рисование народных костюмов. Украсим рубашку мальчика, лепка Девица казачка, (Выставка рисунков Моя мама - казачка)
Изготовление народных костюмов Проведение подвижных В какие игры играли наши предки и дидактических игр Собери узор.
Консультации для родителей Читаем детям народные сказки.
Инсценировка фрагмента сказки Легенда о Волге и Доне
Выставка рисунков, фотографий, акций Традиции: Мой домашний альбом.
01.09.2021-22.10.2021гг.
Систематизировать, расширять и обобщать знания детей о богатырях русских.
Развивать творчество детей через продуктивные виды деятельности.
Воспитывать нравственно-патриотические чувства через художественное слово, чтение произведений и былин.
Третий этапЗаключительный
Издание книги рисунков Мой край вчера и сегодня
Развлечение Забавы и состязания
Презентация Открывая старую книгу
22.10.2021-26.10.2021гг.
Закрепление знаний о народностях Волго-Донского края, их традициях. Материалы по опыту работы по данному направлению
Описание результатов проекта
Результат деятельности детей: книга на основе детских рисунков Мой край вчера и сегодня, выставка детских работ, презентация: Открывая старую книгу (Приложение №1), картотека игр жителей Дона (для мальчиков): Забавы вокруг печки (Приложение №2).
В процессе проекта дети познакомились с костюмами народов Волго-Донского края, узнали о бытовых условиях жизни народа на примере рассказов и в сравнении с современными образами людей края. Созданы условия для потребности в реализации творческих способностей в специально-организованных продуктивных видах деятельности и в самостоятельном творчестве.
Продукт проектной деятельности:
Рукотворная Книга на основе детских рисунков Мой край вчера и сегодня.
Итоги реализации проекта:
Проект Открывая старую книгу составлен на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей.Направленнаознакомление детей старшего дошкольного возраста с народностями Волго-Донского края.
Таким образом,в результатепроделанной работы у детей появился интерес к народностям Волго-Донского края, желание быть похожими на своих предков. Дошкольники воплощают свои знания, впечатления, мысли и чувства в игровой, продуктивной деятельности, инсценировании.
Перспектива:
После карантинных мероприятий воспитанники смогут показать на родительском собрании и для детей других групп продукт проекта Рукотворная Книга на основе детских рисунков Мой край вчера и сегодня и поделиться своими впечатлениями.
Список используемой литературы:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий.Изд.4-е доп. М.:УЦПерспектива,2008.- 248с.Н.В.Алёшина
Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи и праздники донских казаковXVII–XXвеков [Текс] / Г.Д. Астапенко. – Ростов-на Дону: Приазовскiй край, 2002. – 304 с.
Данцев, А.А. Город на холме. Казачья столица: приметы прошлого. [Текс] / А.А. Данцев. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 1999. – 104 с.
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников Пособие/ В.Н. Журавлева.- Волгоград: Учитель, 2011. – 302 с. 4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
Лосева Л.В., Корепанова М.В., Яценко А.М. Мы живем на земле Волгоградской: методическое пособие по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников ЛыковаИ. А. Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа.
Опыт работы по патриот. воспитанию в ДОУ: Сборник / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. - М. : Сфера, 2003. - 192 с.; 20 см.; ISBN 5-89144-370-8 : 8000
ПименоваТ. М., В. В. Архипова - Формирование художественно-речевых навыков у детей 5 – 7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки. Волгоград
Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984
Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] : игры, упражнения, конспекты занятий /Российская акад. образования, Ин-т психолого-педагогических проблем детства ; [авт.-сот. О. Ушакова и др.] ; под ред. О. С. Ушаковой. - 4-е изд., испр. - Москва : Сфера, 2015. - 171, [1] с. : ил.; 21 см. - (Развиваем речь) (В соответствиии с ФГОС ДО).; ISBN 978-5-9949-1175-4
Русское народное поэтическое творчество, Ю. Г. Круглов, М., Высшая школа, 1986
Русский эпос, Ф. М. Селиванов, Москва, Высшая школа, 1988
ТимошкинаН.А. Методика использования русских народных игр в доу. – М., Центр педагогического образования, 2008г.
Интернет-ресурсы:
2
