Публикации Семейное творчество-ведущая форма организации досуга семьи

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Семейное творчество-ведущая форма организации досуга семьи
Автор: Кончакова Нелли Владимировна

ГБУ РХ Саяногорский реабилитационный центр для детей
ФГБОУ ВО Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
Научно-практический семинар
Ценность семейных традиций в воспитании ребёнка-дошкольника
Семейное творчество-ведущая форма организации досуга семьи
Кончакова Н.В.
Воспитатель ГБУ РХ Саяногорский реабилитационный центр для детей
2018г
Становление и развитие человека начинается в семье. Семья – это то первое социальное окружение, в котором ребенок усваивает главные нравственные ценности, получает первичные знания и приобретает основные умения и навыки деятельности и общения, с которыми он потом входит в мир. Поэтому все, что будет недополучено в детстве, с большим трудом восполняется, а иногда и вовсе не восполняется в дальнейшей жизни. И потери эти в значительной степени являются следствием того, что в семье отсутствовала совместная досуговая деятельность. Правильно организованный семейный досуг, выполняет восстановительную функцию семьи, т. е. имеет своей целью восстановление и поддержание здоровье его членов, удовлетворение различных духовных потребностей.
Содержание семейного досуга определяется интересами каждого члена семьи. Эти интересы, как правило, бывают различны, однако часто даже внешне разные интересы можно объединить одной идеей. Все будет зависеть от того, с каким настроением семья будет подходить к организации того или иного дела, на сколько все ее члены будут увлечены процессом подготовки и проведения выходных, праздников или просто тихого семейного вечера. Семейный досуг должен доставлять удовольствие каждому члену семьи. Только тогда он будет оказывать развивающее воздействие на детей и взрослых, повышать их культурный уровень.
Существуют различные формы организации семейного досуга –это семейные праздники, выход в театр, музей, кино, походы, прогулки и, конечно, совместное творчество.
Развития творческих способностей детей в условиях семьи является наименее изученной областью психологии способностей и наиболее актуальной проблемой семейного воспитания. Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития креативности. К сожалению, эти возможности с течением времени постепенно утрачиваются, поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их тогда, когда дети чрезвычайно любознательны, имеют огромное желание познавать окружающий мир. И мы, взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, можем способствовать расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для творческой деятельности. Кроме того, мышление детей более свободно, не задавлено догмами и стереотипами, более независимо.
Чтобы творческое развитие ребенка проходило успешно, родителям необходимо отвечать на вопросы ребенка терпеливо и честно, воспринимать вопросы и высказывания ребенка всерьез, предоставлять ребенку комнату или уголок исключительно для его дел, найти место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения. Недопустимо ругать ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако уместно требовать от него приводить рабочее место в порядок после окончания работы. Ребенку необходимо показывать, что его любят и принимают безусловно таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения, поручать ребенку посильные дела и заботы, помогать ему строить свои собственные планы и принимать решения, улучшать результаты работы. Следует брать ребенка в поездки по интересным местам, помогать ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев, но в то же время не сравнивать своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки. Не унижать своего ребенка, не давать ему почувствовать, что он чем-то хуже взрослых. Необходимо приучать ребенка мыслить самостоятельно, для этого побуждать ребенка придумывать истории и фантазировать, родители должны делать это вместе с ним. Снабжать ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий, приучать ребенка к регулярному чтению с малых лет. Со вниманием относиться к его потребностям, включать ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел, не ограничивать темы, обсуждаемые с ребенком. Хвалить за любые успехи, учить его общаться с взрослыми любого возраста. Разрабатывать практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать, не запрещать ребенку играть со всяким хламом — это стимулирует его воображение. Хвалить ребенка за конкретные поступки и успехи, иделать это искренне. Давать ребенку возможность самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них, помогать ребенку стать личностью. Родители должны понимать, что основную часть работы, за которую взялся ребенок, ему следует выполнить самостоятельно, даже если взрослые не уверены в положительном конечном результате. Следует поощрять в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним, развивать в ребенке позитивное восприятие его способностей.
Сейчас, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, очень важно не упустить сензитивный период для развития способностей к творчеству. От того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Таким образом, среди широкого разнообразия направлений и форм досуга семьи большое значение имеет семейное творчество, вызывающее особый интерес со стороны детей и родителей. Востребованное в современных семьях художественное творчество – это не только отдых, эстетическое воспитание и личностное развитие, но и формирование положительного микроклимата в семье.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Жарков А. Д. Культурно досуговая деятельность как самостоятельная отрасль педагогической науки // Образование и общество. – 2007. – № 2. – С. 98–104.
2.Иванова Т. В. Социально-педагогическая составляющая системы дополнительного образования детей // Педагогика: традиции и инновации: материалы международной заочной научной конференции (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). Т. 1 / под общ. ред. Г. Д. Ахметовой. – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 84–87.
3.Лаврецова С. В. Социально-культурная деятельность как средство оптимизации семейного досуга: автореферат дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Лаврецова Светлана Васильевна; [Место защиты: С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов]. – Санкт-Петербург, 2007. – 19 с.
4.Ярошенко Н. Н. Развивающая среда и социально-культурная деятельность в контексте педагогики культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – № 6 (50). – С. 130–134.
-