Публикации
Организация и проведение контроля качества обучения для планирования и коррекции образовательного процесса подготовки по физике
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация и проведение контроля качества обучения для планирования и коррекции образовательного процесса подготовки по физике
Автор: Авдонина Татьяна Алексеевна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация и проведение контроля качества обучения для планирования и коррекции образовательного процесса подготовки по физике
Автор: Авдонина Татьяна Алексеевна
Контроль качества обучения является обязательным компонентом учебного процесса. Ведущей технологии на современном этапе развития образования является тестовая технология, которая дополняет традиционную систему текущего контроля и позволяет получить достоверную и оперативную информацию об уровне усвоения знаний, достигнутом каждым учащимся. Учитель физики Авдонина Татьяна Алексеевна разработала и применяет систему тестирования, которая включает тесты следующих видов (в зависимости от назначения):Базовые тесты — тесты, позволяющие проверить усвоение базовых понятий на репродуктивном и алгоритмическом уровнях; время проведения — 10-15 минут; Диагностические тесты — тесты, дающие возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения (по четырем уровням), учебные возможности обучаемого; Тематические тесты — тесты для проведения в конце изучения темы, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения; Итоговые тесты — тесты для проведения в конце триместра, года с целью выявления объема и уровня усвоения материала. Коррекционные тесты – тесты, составленные по западающим звеньям отдельных учащихся или их групп, с целью исправления индивидуальных или групповых пробелов в знаниях. Технология опыта.Проведение диагностической и коррекционной работы при изучении физики, начиная с седьмого класса позволяет формировать устойчивые навыки работы по тестовой технологии, применение знаний к решению практических вопросов и на мой взгляд, является очень перспективным.Целью данного опыта является формирование устойчивых навыков работы по тестовой технологии, повышение качества знаний на основе применения диагностической и коррекционной работы, которые обеспечивают наиболее легкое и быстрое понимание, запоминание и применение знаний на практике.Для реализации цели данного опыта учитель решает следующие задачи: Внедрение на уроках физики форм и методов работы по тестовой технологии обеспечивающих формирование устойчивых навыков работы с тестами и повышение качества знаний. Произведение отбора и систематизации теоретического, практического и и тестового материала. Отбор дидактического материала, обеспечивающего системность повторения в процессе изучения новых тем, способствующих закреплению умений на тренажерах. Для решения этих задач Авдонина Т.А. использует следующие методы исследования:изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме; анализ материалов и источников, представляющих педагогический опыт в плане решения анализируемых в опыте проблем: действующих программ и учебных пособий по физике для учащихся средних школ; разработка и применение опорных схем, конспектов, обобщающих таблиц, диагностических, тематических и обобщающих тестов, а также тестов по промежуточной и итоговой аттестации в рамках избранной проблемы. Приемы:1. Использование тестовой технологии на различных этапах урока, начиная с 7 класса. Умение правильно отвечать на вопросы тестовых заданий, выбирать правильный ответ. Для этого используются диагностические, тематические тесты в трех уровнях сложности, по два вопроса в каждом уровне, в двух вариантах, по шесть вопросов. Одновременно работают по тестам оба варианта: первый в электронном виде, второй работает в бумажном варианте, ответы фиксируются в бланке ответов. 2. Разучивание опорных конспектов, зрительных опор,позволяет ситематизировать знания учащихся. Используются на уроках в 7-9 классах при изучении сложных тем курса физики. Уровень восприятия и запоминания многих тем курса физики, а также воспроизведение изученного материала учащимися неодинаковы. Опорные конспекты позволяют рационально использовать время и дифференцированный подход обучения учащихся. К наиболее сложным темам курса рассмотрены типы решения задач. Использование опорных конспектов обеспечивает более качественный уровень подготовки учащихся, способствует формированию прочных учебных умений и навыков. 3. Использование алгоритмов при решении задач. Алгоритм фиксирует ход рассуждения, заставляет анализировать каждую выполняемую операцию. 4. Использование обобщающих таблиц, позволяющих запомнить большой материал, не затрачивая на это много времени. 5. Использование графических схем, как приема интенсификации обучения физики. Графические обозначения помогают учащимся лучше и быстрее запомнить информацию. При необходимости, учащиеся, посмотрев на графическую схему, легко вспоминают материал и применяют его. Результаты работы:Диагностическая и коррекционная работа позволяет достичь следующих результатов: - более эффективно формируется навык выполнения тестовых заданий; - учащиеся начинают ощущать себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках; - повышается познавательная активность учащихся на уроках физики; - повышается уровнь учебной мотивации; - повышается качество знаний по предмету.
