Публикации Программа просвещения родителей Авторитет

Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа просвещения родителей Авторитет
Автор: Иванникова Дарья Викторовна

Программа просвещения родителейАвторитетАвторитет – одно из важных условий семейного воспитания. Семьяоказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не тольконепосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Взаимодействие в семье требует взаимопонимания,ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства,сотрудничества, уважения.Уважение к старшим, доброжелательное отношение к людям,эмоциональная близость и доверие формируются родительским авторитетом.Вместе с тем, современные родители часто жалуются на отсутствие уважениясо стороны детей, которые позволяют себе обзывать родителя, хамить илидаже бить. Авторитет часто путают с послушанием и пытаются изменитьситуацию усиливая давление на ребенка, ужесточая требования и применяявсе больше наказаний. Велик соблазн завоевать детский авторитет любойценой: через подчинение или манипуляции. Если настоящий авторитетформируется через взаимное уважение и доверительное эмоциональноеобщение, то ложный (неконструктивный) авторитет достигается при помощиразличного рода манипуляций.Виды ложного авторитетаАвторитет доброты. Мама и папа выступают в роли «добрых ангелов».Часто это родители позднего малыша или ребенка, который им «тяжелодостался», ослабленный или часто болеющий. У ребенка при таком видевоспитания часто возникают сложности с формированием внутренних граници определением правил разрешенного и не разрешенного поведения,критериями добра и зла. Именно этот вид авторитета приводит к тому, чтолидерство в доме переходит к ребенку. Крайняя форма такого авторитета –вседозволенность, а вариантами являются перемещения авторитета от одногородителя к другому (если папа что-то запретил, а мама разрешила, ееавторитет резко повышается).Авторитет чрезмерной любви. Родители в таких семьях захваливаютребенка, демонстрируют ему свои чувства, оберегают от любых трудностей.Все это с постоянной тревогой за жизнь и здоровье ребенка создает в семьепозицию детоцентризма и ограничивает возможности формирования уребенка нравственной позиции, ориентации на другого человека, способностиего понять. В дальнейшем у такого ребенка может сформироватьсяиждивенческая позиция.Дети этих двух видов воспитания трудно входят в детский коллектив.Авторитет подавления. Зиждется на страхе и подавлении любойинициативы. Это практически полная авторитарность (или «военныйавторитет»). Такого члена семьи все боятся и беспрекословно емуподчиняются, но подчиняются из-за страха последствий. Такая системаотношений ограничивает возможности развития ребенка.Авторитет расстояния. Может быть как реальным, так ипсихологическим. Например, ребенок тянется к папе, так как папа живетотдельно или постоянно в разъездах. У другого ребенка в большем авторитетемама, так как мама считает, что с ребенком нужно соблюдать дистанцию,чтобы не разбаловать и не стоит проявлять в отношении него любовь. Ребенокощущает острое чувство изоляции, авторитет строится на неудовлетвореннойпотребности в эмоциональном контакте. Авторитет подменяется страхомразлуки и дефицитом общения.Авторитет педантизма. Обеспечивается неусыпным родительскимконтролем и опекой. Здесь работает принцип навязчивого контроля. Отавторитарного педантичный родитель отличается только тем, что воздействиеосуществляется через иррациональное подавление воли ребенка: мягкоенавязывание, нравоучения, лишение инициативы и выбора. При такомвоспитании дети обычно вырастают несамостоятельными, они вынужденыделать вид, что все, сказанное родителями, правильно.Авторитет «подкупа». Родители «торгуются» и заслуживаютпослушание ребенка. Часто такой подход к воспитанию – «слабость» людей,которые в своем прошлом имели материальные ограничения. Они считают,что ребенок не должен знать отказа, и дают ему все, чего не было у них. Такойподход формирует потребительский стиль поведения ребенка, у которогоотсутствует регуляция желаний, а следовательно, и мотивации: кто больше (идороже) купил/подарил, тот и авторитетен.Авторитет статуса. Родители чрезмерно выпячивают свои достижения,подчеркивают их окружающим. В подобных семьях гордятся не тем, что«умеют», а тем, что «имеют». Это семьи, ориентированные исключительно на потребление и конкурентные отношения с окружающими. Подчеркивая свои преимущества, выражая пренебрежение к окружающим, не имеющимопределенных компонентов статуса, взрослые формируют у детей психологию потребителей м исключительно конкретной мотивации.
-