Публикации
"Урок, как основная форма обучения"
Всероссийский сборник статей и публикаций института развития образования, повышения квалификации и переподготовки.
Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Урок, как основная форма обучения"
Автор: Маркианова Екатерина Александровна
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Урок, как основная форма обучения"
Автор: Маркианова Екатерина Александровна
Урок, как основная форма обучения.Актуальность темы заключается в том, что развитие музыкально-творческих способностей в детском возрасте предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются потенциальные возможности ребенка. Одним из видов активной деятельности для музыканта является концертное выступление. Основной формой подготовки юного музыканта к концертному выступлению - является урок. Урок - это форма работы, в процессе которой происходит длительное творческое взаимодействие ученика и педагога, где решаются главные задачи обучения, даётся оценка достигнутому, ставятся цели, строятся перспективные планы, определяется темп развития и т.п.Рассмотрим с точки зрения психологии те особенности, которые имеют место в процессе работы на уроке.Не всегда процесс работы над произведением заканчивается публичным выступлением, однако в большинстве случаев публичное исполнение является итогом процесса творческого взаимодействия учителя и ученика. Началом формирования психологической направленности сознания личности на активизацию музыкально-творческой деятельности меняется момент, когда устанавливается срок выступления.Этот этап можно назвать предварительным этапом подготовки учащегося к концертному выступлению.После того, как решение принято, следует этап основной психологической подготовки, задачами которого является: 1) осознание цели и мотивов выступления; 2) планирование организации творческого процесса с учётом личностных способностей и физиологических сложностей; 3) формирование адаптации к условиям предстоящего выступления. Наиболее важным на этом этапе работы является формирование мотивации, именно мотивационно-потребностная сфера служит мощным психологическим механизмом активной стельности.Педагогу необходимо уметь выделить наиболее важные мотивационные факторы, влияющие на формирование психологической готовности к концертному выступлению: 1) ивы, связанные с отношением музыканта к выполняемым произведениям, 2) мотивы, связанные с отношением исполнителя к публике; мотивы, связанные с отношением к исполнительской деятельности, и при этом осуществляется поиск наиболее адекватных путей взаимодействия, гармонирующих развитие учащегося, ослабляющих влияние травмирующих факторов, улучшающих функциональное состояние организма, а значит благоприятных для развития личности музыканта в целом.На заключительном этапе работы, когда то грамма уже готова, педагог предлагает ученику проиграть ее целиком от начала до конца с ощущением того, что его игру слушает огромная аудитория.В процессе выполнения учащимся этого задания определяется степень влияния сценического волнения на качество исполнения, выявляются слабые места и потери исполнения, когда волнение усиливается. Этот опыт необходимо записать на аудионакопитель. При повторном проигрывании программы с применением этого приема уменьшается влияние волнения на исполнение.По мнению большинства специалистов, восприятие собственной игры является одним из показателей готовности юного музыканта к публичному выступлению. Для многих исполнителей основной этап работы над произведением завершает период, когда произведение совсем не нужно играть, происходит формирование «наилучшей концертной формы». Это способствует оптимизации процесса целостного активного воспроизведения музыки в заключительный период предконцертной подготовки и на эстраде.Далее рассмотрим проблему эстрадного волнения. Эта проблема является одной из ключевых в музыкальной педагогике и психологии. Ведь работа педагога по развитию артистических, а также эмоциональных и регулятивных способностей, помогающих преодолевать эстрадное волнение - одна из музыкально-педагогических задач в формировании готовности юного музыканта к общению со слушателем.В какой мере для юного музыканта выход на концертную эстраду является стрессовым? Каковы причины эстрадного волнения?Причиной возникновения какого-либо неблагоприятного психического состояния может быть индивидуальная особенность конкретного человека. У одних исполнителей состояние тревоги является ситуативным и это обусловлено недостаточным уровнем подготовки, у других оно связано с тревожностью как свойством личности, у третьих вызвано неблагоприятным физическим состоянием.В методической литературе можно встретить описание двух типов волнения: «волнение подъём» т.е. волнение в образе и «волнение - паника» т.е. волнение вне образа. Для первого случая характерно то, что исполнитель взволнован чувствами и мыслями, рождёнными образами исполняемых произведений, во втором случае у исполнителя доминирует самооценка выступления. Огромное влияние на психическое состояние оказывают акцентуация характера и способности, которые тесно взаимосвязаны в структуре личности. Важно то, что в основе музыкальной одарённости лежат экспрессивно - коммуникативные способности, при наличии которых формируется умение общаться со слушателем. Опытный педагог должен учитывать все эти факторы в учебном процессе.Таким образом, развитие музыкально-творческих способностей предполагает активную деятельность, в процессе которой реализуются потенциальные резервы личности музыканта. Основной формой подготовки учащегося к концертному выступлению - является урок, где решаются главные педагогические и психологические задачи обучения: формирование мотивации, формирование направленности на слушателей, решение проблемы эстрадного волнения, выявление причины возникновения неблагоприятного психического состояния, т.е. формирование психологической готовности юного музыканта к концертному выступлению.Литература1.Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания [Текст] / Б.Г.Ананьев - М., Наука, 2001.2.Бочкарев Л. Психологические аспекты публичного выступления музыкантов - исполнителей. Вопросы психологии [Текст] / Л. Бочкарев - 1975. № 1.3.Григорьев В. Исполнитель и эстрада [Текст] / В. Григорьев - М., 1991.4.Грохотов С.В. Как научить играть на рояле [Текст] / С.В. Грохотов - М.: издательский дом «Классика - XXI», 2005.5.Мастера советской исполнительской школы [Текст] / М., 1961.6.Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] / Издательство: Мультитрейд, 2004.7.Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] / Б.М. Теплов - М., 1961
